Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 28 : Итоговое занятие по теме: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Терморегуляция», «Выделение».



 

Цель занятия

Определить уровень полученных знаний в области дыхания, пищеварения, обмена веществ, терморегуляции, выделения. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний в области изученных тем. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности организации висцеральных функций, уметь использовать полученные знания для объяснения нарушений висцеральных функций, владеть навыками по применению методов оценки состояния висцеральных функций.

 

Темы итогового занятия

1. Дыхание. Вентиляция лёгких.

2. Газообмен в лёгких. Транспорт газов кровью. Внутреннее дыхание. Регуляция дыхания.

3. Общая физиология пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, глотание, пищеварение в желудке.

4. Пищеварение в кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.

5. Обмен веществ и энергии. Питание.

6. Терморегуляция

7. Выделение

8. Клинико-физиологические методы исследования системы выделения.

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Общая физиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная система.».

 

 

Литература[a158] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— С.[Мф159] 347-358; 358-385; 386, 388-422; 422-450; 451-470, 386-388, 470-479; 480-489; 490-497, 498-503, 504-506, 507-522; 497-498, 503-504, 506-507.

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф160] .


Тема 29 : Общая физиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная система.

Цель занятия

Сформировать систему знаний по общей физиологии сенсорных систем, зрительной сенсорной системе. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по общей эстезиологии и офтальмологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов, обеспечивающих сенсорные функции и зрительные функции в частности; уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме; обладать навыками в решении вопросов о необходимости применения клинико-физиологических методов исследования сенсорных систем и зрительной сенсорной системы в частности; владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии сенсорных систем и зрительной сенсорной системе в частности.

 

 

Исходные знания

1. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза (анатомия).

2. Физические характеристики света (физика).

3. Оптическая система глаза (анатомия, биофизика).

4. Рефракция, аккомодация, астигматизм, аберрация оптических систем (биофизика).

5. Строение сетчатки глаза человека, рецепторный аппарат сетчатки (гистология).

6. Кровеносные сосуды глазного яблока (две системы: сосуды сетчатки и сосуды ресничные) (гистология).

7. Зрительный проводящий путь (анатомия).

8. Подкорковые центры зрения (анатомия).

9. Центральный (корковый) отдел зрительной сенсорной системы (анатомия).

 

План изучения темы

1. Понятие «сенсорная система». Учение И.П.Павлова об анализаторах. Основные функции анализаторов.

2. Типы сенсорных систем.

3. Общая схема строения сенсорных систем[A161] .

4. Физиология рецепторов. Классификация рецепторов Адекватные и неадекватные раздражители рецепторов. Этапы рецепторного акта в сенсорных системах. Механизм возбуждения рецепторов. Рецепторный или генераторный потенциал. Кодирование в рецепторах..

5. Различение сигналов. Абсолютные и дифференциальные пороги ощущения

6. Адаптация анализаторов.

7. Передача и преобразование сигналов. Кодирование информации. Детектирование и опознание образов.

8. Закон Вебера-Фехнера.

9. Центральные отделы сенсорных систем.

10. Возрастные особенности сенсорных систем.

 

11. Зрительная сенсорная система, её структура и функции.

12. Характеристики светового стимула.

13. Оптическая система глаза. Рефракция, аномалии рефракции. Аккомодация.

14. Зрачковый рефлекс.

15. Строение сетчатки, рецепторный аппарат.

16. Фотохимические процессы в рецепторах сетчатки при действии света.

17. Световая и темновая адаптация

18. Восприятие и обработка сигналов в сетчатке. Функции биполярных, ганглиозных, горизонтальных и амакриновых клеток сетчатки.

19. Восприятие цвета. Теории цветового зрения (М.В.Ломоносов, Г.Гельмгольц, П.П.Лазарев). Современные представления о восприятии цвета.

20. Основные формы нарушения цветового восприятия.

21. Поле зрения.

22. Восприятие пространства.

23. Острота зрения.

24. Проводниковый и корковый отделы анализатора. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушария в зрительном восприятии. Переработка информации на разных его уровнях.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что понимают под термином «сенсорная система».

1.1. Кто и когда ввел в физиологию понятие «анализатор»?

1.2. Какой вклад внёс И.П.Павлов в изучение сенсорных систем?

1.3. Какие выделяют этапы обработки информации в сенсорной системе?

1.4. Переработка сенсорной информации всегда сопровождается осознанием стимула?

1.5. О чём говорят, если переработка сенсорной информации сопровождается осознанием стимула? Ощущению? Восприятию? Мышлению?

1.6. К чему приводит понимание ощущения? Вниманию? Восприятию? Мышлению?

1.7. Перечислите свойства ощущений.

1.8. Как называется повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей?

1.9. Как называется увеличение чувствительности к раздражителю вследствие одновременного действия другого слабого раздражителя?

1.10. Как называется повышение чувствительности анализаторов?

1.11. Как называется продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось?

1.12. Что такое адаптация, контраст, сенсибилизация, последовательные образы, пороги ощущений?

1.13. Какие бывают пороги ощущений?

1.14. Что такое верхний, нижний, разностный пороги?

1.15. Что такое сенсорная депривация? Как она достигается?

1.16. Каковы основные функции анализаторов?

2. Типы сенсорных систем.

2.1. Какие выделяют типы сенсорных систем по психофизиологической характеристике сенсорного сигнала?

2.2. Какие типы сенсорных систем являются эксеро- и интерорецептивными?

2.3. Какие типы сенсорных систем являются контактными, какие дистантными?

2.4. Какие выделяют типы сенсорных систем по природе сенсорного сигнала?

2.5. Какие выделяют типы сенсорных систем по природе сенсорной клетки?

2.6. Что такое первичночувствующие и вторичночувствующие сенсорные системы?

2.7. Какие сенсорные системы относят к прогрессивным?

2.8. По каким признакам выделяют прогрессивные сенсорные системы?

3. Какова общая схема строения сенсорных систем?

3.1. Какие отделы анализатора выделял И.П.Павлов?

3.2. Чем отличается схема строения сенсорной системы от схемы строения рефлекторной дуг?

3.3. Сенсорная система может быть частью анализатора или наоборот?

3.4. Назовите общие принципы строения сенсорных систем.

3.5. Что такое многослойность, многоканальность сенсорных систем?

3.6. Что такое сенсорные воронки сенсорных систем?

3.7. Какие бывают сенсорные воронки сенсорных систем?

3.8. Что такое дифференциация элементов сенсорной системы по горизонтали и по вертикали?

4. Что такое рецепторы сенсорных систем?

4.1. Как классифицируют рецепторы?

4.2. Что такое адекватные и неадекватные раздражители рецепторов?

4.3. Назовите и объясните этапы рецепторного акта в первичночувствующих сенсорных системах?

4.4. Назовите и объясните этапы рецепторного акта во вторичночувствующих сенсорных системах?

4.5. Как различаются этапы рецепторного акта в первично- и вторичночувствующих сенсорных системах?

4.6. Назовите свойства рецепторных потенциалов.

4.7. Назовите свойства генераторных потенциалов.

4.8. Чем отличаются свойства рецепторных потенциалов от свойств генераторных потенциалов?

4.9. Многие считают, что рецепторный и генераторный потенциалы – это одно и то же в первичночувствующих рецепторах. Так ли это?

4.10. Как происходит кодирование сигнала в рецепторах?

5. Что понимают под различением сигналов в сенсорных системах?

5.1. Что такое абсолютные и дифференциальные пороги ощущения?

5.2. Как называется максимальная сила раздражителя, сверх которой это раздражение перестаёт ощущаться?

5.3. Как называется минимальная сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения?

5.4. Как называется минимальное различие между значениями силы стимула, необходимое для обеспечения разных реакций на эти стимулы?

5.5. Как определяют значение порога, если он «размыт»?

6. Что понимают под адаптацией анализаторов?

7. Как происходит передача и преобразование сигналов в сенсорной системе?

7.1. Как происходит кодирование информации в сенсорных системах?

7.2. Что такое детектирование и опознание образов?

8. Сформулируйте и объясните закон Вебера-Фехнера.

8.1. Порог различения силы раздражителя практически всегда выше ранее действовавшего раздражения на определенную долю. Верно?

8.2. Что такое коэффициент Вебера?

9. Что относят к центральным отделам сенсорных систем?

9.1. Что такое «сенсоный гомункулюс»?

9.2. Кто и зачем придумал сесорного человечка?

10. Каковы возрастные особенности сенсорных систем?

 

11. Что такое зрительная сенсорная система?

11.1. Что включает в себя понятие «зрение»?

11.2. Какова общая структура зрительной сенсорной системы?

11.3. Каковы основные функции зрительной сенсорной системы?

11.4. Что такое светоощущение, цветоощущение, восприятие формы предметов, восприятие топики пространства?

11.5. Какова доля зрительной сенсорной информации в информационном потоке направляемом в головной мозг? Как принято считать.

11.6. Зрительная сенсорная система относится к прогрессивным или регрессивным сенсорным системам? Почему?

11.7. Что включает в себя периферический отдел зрительной сенсорной системы?

11.8. Что такое «глаз»?

11.9. Являются ли понятия «глаз» и «глазное яблоко» синонимами?

11.10. Что такое «вспомогательный аппарат глаза»?

11.11. Почему глазное яблоко человека имеет шарообразную форму?

12. Какие основные характеристики светового стимула?

12.1. Что такое «видимый свет»?

12.2. Какие физические характеристики определяют окраску и яркость света?

12.3. Какие психологические корреляты у частоты, длины, амплитуды, интенсивности волны света?

12.4. Какие психологические корреляты у световых волн 400, 450, 500, 600, 700 нм?

12.5. Какой интенсивности света (дБ) соответствует болевой порог, белая бумага при свете настольной лампы, экран телевизор, наименьшее освещение, при котором различимы цвета, пороговая освещенность для темно-адаптированного глаза?

13. Что такое оптическая система глаза?

13.1. Какое изображение объекта формирует оптическая система глаза? Покажите это схематически.

13.2. Система линз современного фотоаппарата дает изображение значительно более высокого качества, чем диоптрический аппарат глаза. Верно?

13.3. Что составляет диоптрический аппарат глазного яблока?

13.4. Что такое рефракция?

13.5. Рефракция глаза человека постоянна или колеблется в определённых пределах?

13.6. В каких пределах колеблется рефракция глаза человека в процессе зрения?

13.7. Каковы средние значения рефракции глаза человека?

13.8. Какая структура диоптрического аппарата глаза человека обеспечивает наибольшую рефракцию?

13.9. Какую рефракцию обеспечивают по отдельности роговица, хрусталик, стекловидное тело глаза?

13.10. Что такое аномалии рефракции глаза?

13.11. Что такое эмметропия, аметропия, гиперметропия, миопия глаза? Покажите схематически.

13.12. Объясните происхождение термина «миопия»?

13.13. Что такое астигматизм?

13.14. Какой бывает астигматизм?

13.15. О чем нужно думать, если зрение улучшается при определенном положении головы? Об эмметропии, аметропии, астигматизме? Почему?

13.16. Как легко диагностируется астигматизм?

13.17. Что такое аберрация оптических систем глаза?

13.18. Какую различают аберрацию оптических систем глаза?

13.19. Что такое аккомодация?

13.20. Объясните механизм аккомодации человеческого глаза.

13.21. Что такое рефлекс хрусталика? Какие структуры его обеспечивают?

13.22. Покажите схематически рефлекторную дугу рефлекса хрусталика.

13.23. Какую структуру управления образуют рецепторы сетчатки, зрительные нервы, зрительные тракты, непарное парасимпатическое ядро глазодвигательного нерва (III пара), цилиарный ганглий, цилиарная мышца (М-ХР)?

13.24. Что такое точки ясного видения? Какие они бывают?

13.25. Назовите дальнюю и ближайшую точки ясного видения у человека?

13.26. Что изменяется с возрастом? Рефракция или способность к аккомодации?

13.27. Создается только иллюзия, что миопы к старости видят лучше. Верно?

13.28. В зависимости от значения близорукости миопы позже, чем эмметропы, надевают очки для работы или не пользуются ими совсем. Верно?

14. Что такое зрачковый рефлекс?

14.1. Как называется рефлекторное изменение диаметра зрачка в зависимости от интенсивности падающего на глаз света?

14.2. К какому типу рефлексов относится зрачковый рефлекс? К условным или безусловным?

14.3. Покажите схематически рефлекторную дугу зрачкового рефлекса.

14.4. Какую структуру управления образуют рецепторы сетчатки, зрительные нервы, зрительные тракты, парные парасимпатические ядра глазодвигательного нерва (III пара), цилиарный ганглий, сфинктер радужки (М-ХР)?

14.5. Что общего и чем различаются рефлекторные дуги зрачкового рефлекса и рефлекса хрусталика?

14.6. Что такое прямая и содружественная реакция зрачка?

14.7. В каких пределах изменяются значения диаметра зрачка?

15. Что такое сетчатка глаза, каково её строение?

15.1. В сетчатке выделяют две неодинаковые по размерам части: зрительную и слепую. Верно?

15.2. Что такое зрительная часть сетчатки?

15.3. Что такое слепая часть сетчатки?

15.4. Чем представлен рецепторный аппарат сетчатки глаза?

15.5. Зрительная сенсорная система имеет первично- или вторичночувствующую рецепторную часть?

15.6. В сетчатке имеются три радиально расположенных слоя нервных клеток и два слоя синапсов. Верно? Каких?

15.7. Почему сетчатка глаза является так называемым инвертированным органом?

15.8. Свет, прежде чем упасть на светочувствительные элементы и вызвать физиологический процесс фототрансдукции, должен проникнуть через все слои сетчатки. Верно?

15.9. Может ли свет через эпителий или хориоидею?

15.10. Проходящие через расположенные перед фоторецепторами капилляры лейкоциты при взгляде на синий свет могут восприниматься как мелкие светлые движущиеся точки. Верно? [A162]

15.11. Какую роль играют в сетчатке фоторецепторные, ганглионарные, биполярные, горизонтальные, амакриновые нейроны?

15.12. Какие клетки сетчатки получили название первый, второй, третий нейрон сетчатки?

15.13. Что содержит слой и внутренний плексиформный слой.

15.14. Какие контакты осуществляются в наружном плексиформном (сплетеневидный) слое сетчатки? Какие контакты осуществляются во внутреннем плексиформном слое сетчатки?

15.15. Что содержит наружный нуклеарный, внутренний нуклеарный, ганглионарные слои сетчатки?

15.16. Все слои сетчатки пронизаны радиальными клетками. Какими?

15.17. Из чего образован слой нервных волокон сетчатки?

15.18. Имеют ли шванновские оболочки аксоны ганглионарных клеток?

15.19. Какой нерв формируют аксоны ганглионарных клеток?

15.20. Сколько колбочек и палочек содержит каждая сетчатка человека? [A163]

15.21. Светочувствительные клетки в сетчатке распределены равномерно?

15.22. Центральная часть сетчатки содержит больше колбочек или палочек? А периферическая?

15.23. Пигментный слой сетчатки более тесно связан с сосудистой оболочкой глаза, или с сетчаткой? Что из этого следует?

15.24. В центре сетчатки на задней поверхности находится диск зрительного нерва, который иногда называют как? Почему?

15.25. В центральной части диска зрительного нерва имеется углубление. Что проходит через это углубление?

15.26. Какие две системы сосудов обеспечивают кровоснабжение оболочек глаза?

15.27. Что расположено латеральнее диска зрительного нерва, приблизительно в 3 мм?

15.28. Что располагается в центре желтого пятна сетчатки?

15.29. Какой участок сетчатки является наиболее чувствительным к свету?

15.30. Какой участок сетчатки отвечает за ясное центральное зрение?

15.31. В какой области сетчатки находятся только колбочки?

15.32. Ястребы имеют две центральные ямки, собаки и кошки имеют не ямку, а зрительную полоску. А что у человека?

15.33. Где расположена самая толстая и самая тонкая часть сетчатки человека? Или толщина сетчатки на всём протяжении одинакова?

15.34. Как устроены фоторецепторные клетки? В чём состоит разница в строении палочек и колбочек?

15.35. Какая часть фоторецепторной клетки содержит зрительный пигмент и чувствительна к действию света? Наружный сегмент, внутренний сегмент, соединительная ножка, ядерной части?

15.36. Куда палочки и колбочки обращены своими светочувствительными сегментами? В сторону света или противоположную свету?

15.37. Сколько фоторецепторных дисков содержит наружный сегмент фоторецептора у человека?

15.38. Наружный сегмент колбочки намного длиннее, чем палочки, и содержит больше зрительного пигмента. Верно?

15.39. Сколько квантов света может возбудить палочку и колбочку? У каких рецепторов больше чувствительность? Чем это можно объяснить?

15.40. Где в фоторецепторах происходят синтез и включение молекул зрительного пигмента в фоторецепторную мембрану диска?

15.41. Какова скорость образования новых дисков фоторецепторов?

15.42. Как и как быстро перемещаются диски фоторецепторов?

15.43. Где, как, когда и как быстро утилизируются старые диски фоторецепторов?

16. Фотохимические процессы в рецепторах сетчатки при действии света.

16.1. Что является зрительным пигментом

16.2. Родопсин относится к суперсемейству трансмембранных рецепторов GPCR (рецепторов, связанных с G-белками). О чём это говорит?

16.3. Какая пространственная конфигурация ретиналя выступает в качестве хромофорной группы всех известных зрительных пигментов?

16.4. Что в организме служит источником ретиналя?

16.5. Почему дефицит витамина А является причиной нарушения сумеречного зрения, или «куриной слепоты»?

16.6. Опишите сигнальный каскад в молекулярном механизме фоторецепции.

16.7. Что происходит с родопсином при поглощении кванта света?

16.8. в ней происходит мгновенная изомеризация ее хромофорной группы: 11-цис-ретиналь выпрямляется и превращается в полностью транс-ретиналь.

16.9. Сколько длится изомеризация ее хромофорной группы родопсина?

16.10. Что происходит вслед за фотоизомеризацией ретиналя в белковой части молекулы родопсина?

16.11. Что такое метародопсин II?

16.12. Какое название носит G-белок палочек? [A164]

16.13. Связывание активированного светом родопсина (метародопсина II) с ГДФ‑трансдуцином катализирует обмен ГДФ (GDP) на ГТФ (GTP)? Верно?

16.14. Сколько молекул трансдуцина способен активировать метародопсин II? Это приводит к усилению светового сигнала?

16.15. Активная форма трансдуцина (ГТФ-трансдуцин) диссоциирует? На какие комплексы?

16.16. Какая субъединица активной формы трансдуцина активирует цГМФ‑фосфодиэстеразу (сGΜΡ - фосфодиэстеразу)?

16.17. Как влияет активированная форма цГМФ‑фосфодиэстеразы на молекулы циклического гуанозинмонофосфата (цГМФ)?

16.18. Каждая активированная молекула цГМФ‑фосфодиэстеразы разрушает сколько молекул цГМФ?

16.19. Можно считать разрушение молекул цГМФ активированной формой цГМФ‑фосфодиэстеразы этапом усиления сигнала в механизме фоторецепции?

16.20. Как изменяется концентрации свободного цГМФ в цитоплазме наружного сегмента рецептора в процессе фоторецепции?

16.21. К чему приводит снижение концентрации свободного цГМФ в цитоплазме наружного сегмента рецептора в процессе фоторецепции?

16.22. К чему приводит закрытие Na+ и Са2+-каналов в плазматической мембране наружного сегмента в процессе фоторецепции?

16.23. В каком состоянии находятся Na+ и Са2+-каналы плазматической мембраны наружного сегмента в темноте? Почему?

16.24. Молекулы цГМФ, которые связаны с Na+ и Са2+-каналами держат их открытыми или закрытыми?

16.25. В процессе фоторецепции сенсорные клетки гиперполяризуются или деполяризуются?

16.26. Конформационные перестройки белковой части молекулы родопсина обратимы? Опсин используется многократно или однократно?

16.27. Хромофорная группа используется многократно или однократно?

16.28. Как влияет на гуанилатциклазу снижение концентрации Ca2+?

16.29. К чему приводит активация гуанилатциклазы?

16.30. Что влечет за собой быстрый подъем уровня цГМФ?

17. Как называется приспособление глаза к меняющимся условиям освещения?

17.1. Что такое световая и темновая адаптация?

17.2. Как называется изменение чувствительности глаза человека при переходе от яркого света в полную темноту?

17.3. Как называется изменение чувствительности глаза человека при переходе от темноты к свету?

17.4. Если глаз, находившийся ранее на ярком свету, поместить в темноту, то его чувствительность возрастает вначале быстро, а затем более медленно. Верно?

17.5. Какие процессы обеспечивают адаптацию глаза?

17.6. Связана ли адаптация глаза с изменением диаметра зрачка?

17.7. Связана ли адаптация глаза с перемещением темнового пигмента в слоях сетчатки?

17.8. Связана ли адаптация глаза с различной реакцией полочек и колбочек?

17.9. Зрачок изменяется в диаметре от 2 до 8 мм, при этом его площадь и, соответственно, световой поток изменяются в 16 раз. Верно?

17.10. Сокращение зрачка происходит за 5 с, а его полное расширение - за 5 мин. Верно?

17.11. За первые 10 с зрачок расширяется на 2/3 своего диаметра. Верно?

17.12. Перемещение темнового пигмента в слоях сетчатки защищает рецепторы от избыточного светового раздражения?

17.13. Рецепторные клетки, палочки и колбочки, адаптируются с различной скоростью?

17.14. Сколько длится адаптация колбочек и палочек? [A165]

17.15. Как влияет освещение одного глаза на световую чувствительность неосвещенного глаза?

17.16. В чём проявляется влияние центральной нервной системы на адаптацию сетчатки к свету?

17.17. Глаз человека обладает поразительным динамическим диапазоном - 11 порядков: можно "увидеть" десятки квантов света и вспышку искрового разряда. Это равнозначно взвешиванию на одних весах микроба и железнодорожного вагона. Верно?

18. Какую роль в восприятии и обработке сигналов в сетчатке играют биполярные, ганглиозные, горизонтальные и амакриновые клеток сетчатки?

18.1. Почему сетчатку называют частью мозга, вынесенной на периферию?

18.2. Какие клетки сетчатки генерируют потенциалы действия? Палочки, колбочки, биполярные, ганглиозные?

18.3. Какой синапс образуется между фоторецепторной и биполярной клеткой? С каким медиатором?

18.4. Как гиперполяризационный рецепторный потенциал, возникший на мембране наружного сегмента, распространяется вдоль клетки до ее пресинаптического окончания?

18.5. Как гиперполяризационный рецепторный потенциал влияет на скорость выделения медиатора фоторецептора?

18.6. Можно сказать, что фоторецепторный процесс завершается уменьшением скорости выделения нейромедиатора из пресинаптического окончания фоторецептора?

18.7. Как проводится сигнал через биполярную клетку сетчатки?

18.8. Биполяры образуют рецепторные поля с on- и off‑центрами?

18.9. Какой синапс образуется между биполярной и ганглиозной клетками? С каким медиатором?

18.10. Биполяры конвергируют или дивергируют на ганглиозных нейронах сетчатки?

18.11. Ганглиозные нейроны образуют рецепторные поля с on- и off‑центрами?

18.12. Какие рецептивные поля образует ганглиозный нейрон при доминировании биполярного входа? Диффузные или с антагонизмом между центром и периферией?

18.13. Какие рецептивные поля образует ганглиозный нейрон при доминировании входа от амакриновых нейронов? Диффузные или с антагонизмом между центром и периферией?

18.14. Опишите всю цепочку прохождения сигнала по нейронам сетчатки с рецептивных полей, имеющих on- и off‑центры.

18.15. Какую роль играют мюллеровские клетки сетчатки?

19. Какие существуют представления о восприятии цвета?

19.1. Как называют одним словом качественную субъективную характеристику электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемую на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, и зависящую от ряда физических, физиологических и психологических факторов?

19.2. Как называется свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета[A166] ? Или такого свойства нет?

19.3. Какие две наиболее известные теории объясняют цветовое зрение?

19.4. В свое время между сторонниками наиболее известных теорий цветового зрения велись жаркие споры. Как обстоит дело сейчас?

19.5. О чём говорит теория цветового зрения, разработанная Юнгом, Максвеллом и Гельмгольцем?

19.6. Какой вклад в появление трехкомпонентной теории цветового зрения внёс М.В.Ломоносов?

19.7. Что постулирует трехкомпонентная теория цветового зрения?

19.8. Чем подтверждается справедливость трехкомпонентной теории цветового зрения?

19.9. Прямые измерения спектров поглощения фотопигментов одиночных колбочек и записи их рецепторных потенциалов в сетчатке животных с цветовым зрением объективно подтвердили или опровергли наличие трех типов цветовых рецепторов?

19.10. Что такое родпсин, йодопсин, эритролаб, хлоролаб, цианолаб?

19.11. Какую теорию цветового зрения предложили Эвальд Геринг и Эрнст Мах?

19.12. В основу какого подхода к цветовосприятию легло полярное расположение тонов на цветовом круге?

19.13. Мах и Геринг предположили, что все хроматические валентности обусловлены четырьмя первичными цветами (Urfarben). Какими?

19.14. Третий оппонентный процесс постулирован Махом и Герингом для ахроматических дополнительных цветов. Каких?

19.15. Термин «оппонентные цвета» основан на полярной природе цветовосприятия. Объясните.

19.16. Могут ли существовать «зеленовато-красный» и «синевато-желтый» цвета?

19.17. Эффекты одновременного и последовательного хроматического контраста подверждают или опровергают теорию цветового зрения Маха-Геринга?

19.18. Если серый круг окружен ярко-зеленым кольцом, то за счет одновременного цветового контраста он приобретает оттенок. Какой?

19.19. Серый круг окружен ярко-зеленым кольцом. Если кольцо убрать, наблюдатель увидит кольцо какого цвета, окружающее круг какого цвета?

19.20. Что такое одновременный и последовательный хроматический контраст?

19.21. Микроспектрофотометрия пигментов колбочек и микроэлектродные измерения мембранного потенциала отдельных колбочек у животных с цветовым зрением подтверждают предсказания какой теории? Как?

19.22. Антагонистические реакции, постулируемые теорией оппонентных цветов, обнаружены в сетчатке?

19.23. Спектральные ответы горизонтальных и биполярных клеток, могут быть обусловленны пространственным взаимодействием сигналов от колбочек разных типов?

19.24. Существуют ли горизонтальные клетки, которые под действием света гиперполяризуется независимо от длины волны (L-muri)?

19.25. Существуют ли горизонтальные клетки, которые демонстрируют красно-зеленый и сине-желтый антагонизм?

19.26. Если горизонтальная клетка гиперполяризуются, когда глаз стимулируется монохроматическим зелёным светом, что будет происходить под действием красного света?

19.27. Обнаружена ли у млекопитающих с цветовым зрением цветоспецифичная организация биполяров с on- и off-центрами, ганглиозных клеток и нейронов латерального коленчатого тела?

19.28. В сетчатке имеются нейроны, активируемые красным и тормозимые зеленым светом в их рецептивном поле (простые оппонентные клетки)?

19.29. В сетчатке имеются нейроны, центр и периферия рецептивного поля которых дают противоположные ответы на разные цвета (дважды оппонентные клетки)?

19.30. Дважды оппонентные нейроны обнаружены в латеральном коленчатом теле и первичной зрительной коре приматов с цветовым зрением? Приведите пример ответов таких нейронов.

19.31. Красный свет в центре рецептивного поля возбуждает нейрон, а зеленый - тормозит, а на периферии рецептивного поля картина противоположная. О какой оппонентной организации рецептивного поля нейрона можно говорит?

20. На каком уровне организации зрительной сенсорной системы может быть нарушено цветовое восприятие?

20.1. Патологические изменения, нарушающие цветовосприятие, могут происходить на уровне диоптрического аппарата глаза?

20.2. Патологические изменения, нарушающие цветовосприятие, могут происходить на уровне коры больших полушарий головного мозга?

20.3. Очень редко такие нарушения связаны с повреждением.

20.4. При «периферических» расстройствах врожденного характера почти всегда затронуты оба глаза, хотя известны и редкие случаи типичных нарушений цветового зрения лишь одного из них. Верно?

20.5. При «периферических» расстройствах цветового зрения одного глаза или обеих больной сам способен описать субъективное восприятие этих аномалий?

20.6. Частичная цветовая слепота была описана в конце XVIII в. Кем?

20.7. Дальтонизм встречается чаще у мужчин или женщин? Почему?

20.8. Что обычно используют для диагностики дальтонизма, важной при профессиональном отборе?

20.9. Что такое полихроматические таблицы? Для чего они используются?

20.10. Существует три разновидности частичной цветовой слепоты:

20.11. Что такое протанопия, дейтеранопия и тританопия?

20.12. Какие два главных типа периферического нарушения цветовосприятия наблюдаются наиболее часто?

20.13. Протанопия, дейтеранопия и тританопия хорошо объясняются теорией цветоощущения. Какой?

20.14. Что такое ахромазия? В каком цвете человек видит предметы при ахромазии?

21. Что такое «поле зрения»?

21.1. Если фиксировать взглядом небольшой предмет, то его изображение проецируется на желтое пятно сетчатки.

21.2. Что такое центральное и периферическое зрение?

21.3. Каков угловой размер центрального зрения у человека?

21.4. Как называется пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке?

21.5. Как измеряют границы поля зрения? Какими приборами?

21.6. Каковы обычные границы поля зрения для бесцветных предметов?

21.7. Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают? Какое это имеет значение?

21.8. Поля зрения для различных цветов одинаковы?

21.9. Сравните поля зрения для различных цветов и для черно-белых объектов.

22. Что понимают под «восприятием пространства» как функции зрения?

22.1. Восприятие глубины пространства и оценка расстояния до объекта возможны при зрении одним глазом или двумя глазами?

22.2. При монокулярном или бинокулярном зрении оценка расстояния точнее?

22.3. В оценке близких расстояний при монокулярном зрении имеет значение явление аккомодации?

22.4. Почему красные предметы кажутся ближе относительно синих?

22.5. Для оценки расстояния имеет значение то, что образ предмета на сетчатке тем больше, чем он ближе?

22.6. Какова роль движения глаз для оценки расстояния при зрении?

22.7. При рассматривании любых предметов глаза двигаются?

22.8. Какие мышцы осуществляют глазные движения?

22.9. Движение двух глаз совершается одновременно и содружественно?

22.10. При рассматривании близких предметов оси двух глаз конвергируют или дивергируют? А при рассматривании далеких предметов?

22.11. Для непрерывного получения мозгом зрительной информации необходимо движение изображения на сетчатке? Почему?

22.12. При неподвижных глазах и объектах исчезает зрительное ощущение через 1— 2 с. Верно? Почему?

22.13. Зачем глаз при рассматривании любого предмета совершает неощущаемые человеком непрерывные скачки (саккады)?

22.14. Что происходит вследствие каждого скачка изображение на сетчатке при рассматривании неподвижного предмета? Зачем это нужно?

22.15. Чему обычно равны продолжительность и амплитуда скачка (саккады) человеческого глаза?

22.16. Как зависит траектория движения глаз от сложности рассматриваемого объекта?

22.17. Как движутся глаза при рассматривании сложного объекта, например, лица человека?

22.18. Глаз при рассматривании объекта непрерывно мелко дрожит и дрейфует (медленно смещается с точки фиксации взора). Верно? Это важно для зрительного восприятия?

22.19. При взгляде на какой-либо предмет у человека с нормальным зрением не возникает ощущения двух предметов, хотя и имеется два изображения на двух сетчатках. Почему?

22.20. Надавите слегка на один глаз сбоку: двоится в глазах. Почему?

22.21. Что такое корреспондирующие и диспаратные точки двух сетчаток?

22.22. Играет ли диспарация какую-то роль в оценке расстояния?

22.23. Человек способен заметить изменение глубины, создающее сдвиг изображения на сетчатках на несколько угловых секунд. Верно?

22.24. Где происходит бинокулярное слитие сигналов от двух сетчаток в единый нервный образ?

22.25. Размеры предмета оценивается как функция величины изображения на сетчатке и расстояния предмета от глаза. Верно?

22.26. В случае, когда расстояние до незнакомого предмета оценить трудно, возможны грубые ошибки в определении его размеров?

23. Что такое «острота зрения»?

23.1. Остроту зрения определяют по наименьшему расстоянию между двумя точками, которые глаз различает, т. е. видит отдельно, а не слитно.

23.2. Нормальный глаз различает две точки, видимые под каким углом?

23.3. Какая область сетчатки имеет максимальную остроту зрения?

23.4. Как меняется острота зрения от жёлтого пятна к периферии? Увеличивается? Снижается?

23.5. Как измеряют остроту зрения?

23.6. Обычно с какого расстояния проводится исследование остроты зрения по таблицам Головина-Сивцева?

23.7. Обычно с какого расстояния проводится исследование остроты зрения по таблицам Снеллена в англоязычных странах?

23.8. Какое значение остроты зрения человеческого глаза в угловых единицах Г.Гельмгольцем была принята в качестве универсальной точки отсчёта?

23.9. В некоторых странах при оценке остроты зрения применяют десятичную запись (0,1; 0,2; 0,3; …, 1,0 и т.д.). Какая будет сделана запись, если угол максимального различения деталей оптотипов равен 5 минутам?

23.10. В некоторых странах при оценке остроты зрения применяют запись в виде дробей с числителем 6 метров (6/60, 6/36, 6/30, …, 6/6 и т.д.). Какая будет сделана запись, если угол максимального различения деталей оптотипов равен 5 минутам?

23.11. В англоязычных странах при оценке остроты зрения применяют запись в виде дробей с числителем 20 футов (20/200, 20/120, 20/100, …, и т.д.). Какая будет сделана запись, если угол максимального различения деталей оптотипов равен 5 минутам?

23.12. Какая острота зрения у исследуемого, читающего с расстояния 1 м буквы 10-й строки таблицы Головина-Сивцева, где D=5 м?

23.13. Какую строку таблицы Головина-Сивцева читает исследуемый с расстояния 1 м, если у него острота зрения 0,2? Укажите значение D.

23.14. Встречаются люди, обладающие сверхостротой зрения (visus более 2)?

24. Что такое зрительный проводящий путь?

24.1. Что такое подкорковые центры зрения?

24.2. Какую роль в зрительном анализаторе играют латеральное коленчатое тело, подушки таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга?

24.3. В каких образованиях находятся тела четвертых нейронов зрительной сенсорной системы?

24.4. Какие структуры включает центральный (корковый) отдел зрительной сенсорной системы?

24.5. Что такое первичная, вторичная, третичная зрительная кора?

24.6. Какую роль играют в формировании зрительного образа ассоциативные зоны теменной и височной коры?

24.7. Какова роль правого и левого полушария в зрительном восприятии.

24.8. Обобщите как происходит переработка зрительной информации информации на разных его уровнях сенсорной системы?

24.9. Приведите примеры взаимодействия зрительной сенсорной системы с другими сенсорными системами.

 

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Определение порогов различения.

2. Определение остроты зрения.

3. Аккомодация глаза.

4. Определения полей зрения.

5. Опыт Мариотта (выявление слепого пятна).

6. Исследование цветового зрения.

7. Исследование зрачкового рефлекса.

 

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Слуховая, вестибулярная, вкусовая и обонятельная сенсорные системы».

 

Литература[a167] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 541-562 с[Мф168] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф169] .


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.