Сформировать систему знаний о закономерностях процессов пищеварения. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по гастроэнтерологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые общие закономерности процессов пищеварения, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении пищеварения, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования пищеварения и в оценке результатов этих тестов, элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической гастроэнтерологии.
Исходные знания
1. Ротовая полость (анатомия, гистология).
2. Пищевод (анатомия, гистология).
3. Желудок (анатомия, гистология).
.
План изучения темы
1. Понятие «пищеварение».
2. Типы пищеварения.
2.1. по месту гидролиза. [Н91]
2.2. по источнику ферментов.
3. Пищеварительный конвейер, его функции.
3.1. Процессы обеспечивающие функцию пищеварения.
3.2. секреция, моторика, всасывание).
3.3. Основные принципы и механизмы регуляции пищеварения.
4. Фазы секреции главных пищеварительных желез.
5. Непищеварительные функции пищеварительной системы.
5.1. Эндокринная функция пищеварительного тракта, эффекты гастроинтестинальных гормонов.
5.2. Инкреция пищеварительных ферментов.
5.3. Иммунная система пищеварительного тракта.
6. Периодическая деятельность органов пищеварения.
7. Методики изучения функций пищеварительного тракта.
7.1. И.П.Павлов - создатель хронических экспериментальных методик исследования пищеварения.
7.2. Методики исследования пищеварения у человека, значение для клиники.
8. Пищеварение в полости рта.
8.1. Жевание, его особенность в связи с видом пищи.
13.7. Как изучается секреция с помощью методов физиологической хирургии7
13.8. Чем отличается малый изолированный желудочек по И.П,Павлову от желудочка Р.Гейденгайна?
14. Как регулируется секреция желудочных желёз?.
14.1. Какие выделяют основные фазы желудочной секреции?
14.2. Что такое мозговая условнорефлекторная фаза желудочной секреции?
14.3. Что такое мозговая безусловнорефлекторная фаза желудочной секреции?
14.4. Что такое желудочная фаза желудочной секреции?
14.5. Что такое кишечная фаза желудочной секреции?
14.6. Как регулируется активность главных клеток желудочных желёз?
14.7. Как регулируется активность обкладочных клеток желудочных желёз?
14.8. Что такое трёхрецепторная модель стимуляции секреции соляной кислоты. Покажите схематически.
15. Какова роль процессов гидролиз в желудке в пищеварительном конвейере?
15.1. Происходит ли в желудке гидролиз углеводов?
15.2. Как происходит гидролиз белков в желудке?
15.3. Образуются ли аминокислоты в процессе гидролиза белков в желудке?
15.4. Какая доля белков подвергается гидролизу в желудке?
16. Какова роль всасывания в желудке в пищеварительном конвейере?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Расщепление крахмала ферментом слюны.
2. Переваривание белка желудочным соком.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Пищеварение в кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении».
Литература[a93] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 386, 388-422 с[Мф94] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф95] .