Сформировать систему знаний о закономерностях процессов передачи возбуждения между клетками. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по синаптологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов передачи возбуждения между клетками, уметь применять полученные знания при объяснении фармакологической модуляции синаптической передачи возбуждения с лечебной целью, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической фармакологии.
Исходные знания
1. Клеточные контакты (гистология).
2. Синапсы (гистология)
3. Экзоцитоз, эндоцитоз (биология)
4. Диффузия (физика)
.
План изучения темы
1. Понятия «синапс», «нексус».
2. Классификация синапсов.
3. Химический синапс: общий план строения
4. Типы химических синапсов
5. Этапы передачи сигнала в химическом синапсе.
6. Медиатор химического синапса: понятие, доказательство возможности химической передачи возбуждения (опыт О.Лёви).
7. Комедиаторы, модуляторы, агонисты, антагонисты медиаторов в химическом синапсе
40. Что такое потенциал концевой пластинки? Как он образуется?
41. Что такое миниатюрный потенциал концевой пластинки?
42. Чем отличается нервно-мышечный синапс скелетного мышечного волокна от синапсов ганглиев периферической нервной системы?
43. Происходит ли трансформация ритма возбуждения в синапсе скелетного мышечного волокна?
44. По каким критериям обычно сравнивают электрические и химические синапсы?
45. Назовите основные свойства химических синапсов?
46. Можно ли назвать химический синапс полупроводником?
47. Какую передачу возбуждения обеспечивает химический синапс, одностороннюю или двухстороннюю?
48. Что такое синаптическая задержка и с чем она связана?
49. Что такое трансформация ритма возбуждения в химическом синапсе и с чем она связана?
50. Что такое синаптическая пластичность и с чем она связана?
51. Каков механизм передачи возбуждения в электрическом синапсе?
52. Какую передачу возбуждения обеспечивает химический синапс, одностороннюю или двухстороннюю?
53. Сравните синаптическую щель химических и электрических синапсов.
54. Сравните скорость передачи возбуждения в химических и электрических синапсах?
55. Сравните надёжность передачи возбуждения в химических и электрических синапсах?
56. Сравните лабильность химических и электрических синапсов?
57. Сравните утомляемость химических и электрических синапсов?
58. Что такое нексусы и как они работают?
59. Аналогом каких синапсов являются нексусы? Химических или электрических?
60. Как устроен нексус?
61. Проведение электрического сигнала через нексус происходит с декрементом или нет?
62. С помощью нексусов формируются синцитии или симпласты клеток?
63. С помощью нексусов соединены гладкие миоциты унитарных или мультиунитарных мышц?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Определение лабильности нервно-мышечного синапса скелетного мышечного волокна[Н16] .
2. Действие разных веществ на нервно-мышечную передачу возбуждения[Н17] .
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Мышечное сокращение. Секреция».
Литература[a18]
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— C.69-74.[Мф19]
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф20] .