Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Научно-методическое обоснование темы



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

 

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ[A1]

 

по специальностям

Лечебное дело и 060103.65 - педиатрия

 

очная форма обучения

 

 

Белгород -2010


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Занятия по нормальной физиологии в высших медицинских учебных заведениях проводятся с учетом целевого назначения подготовки врача общей практики. Стратегия деятельности врача направлена на предупреждение болезней человека, на охрану и поддержание здоровья и здорового образа жизни, а не только на лечение болезней, а значит на продление активной жизнедеятельности и работоспособности.

Нормальная физиология как наука о жизнедеятельности здорового человека и физиологических основах здорового образа жизни, является методологическим фундаментом медицины, главным образом, его профилактического направления, а также научной основой диагностики здоровья и прогнозирования функциональной активности организма человека.

Являясь завершающей учебной дисциплиной в разделе доклинического медико-биологического образования, этапом базовой фундаментальной подготовки студентов, нормальная физиология органически связана как с биологией, биофизикой, биохимией, анатомией, гистологией и эмбриологией, с одной стороны, так и с патологической физиологией, фармакологией и пропедевтическими клиническими дисциплинами, с другой стороны. Все это предусматривает необходимость преемственности преподавания нормальной физиологии в комплексе медико-биологических и клинических дисциплин.

Нормальная физиология, опираясь на фундаментальные положения медико-биологических дисциплин, математики, физики, химии, философии в медицинских вузах обязана быть приближена к задачам современной медицины.

Дисциплина должна преподаваться на основе аналитического и системного подходов в оценке, как различных функций здорового организма, так и механизмов их регуляции. Учитывая сказанное, преподавание нормальной физиологии включает ознакомление студентов с современными научными достижениями, касающимися оценки анализа деятельности как физиологических, так и функциональных систем.

Курс нормальной физиологии включает "Введение" и 3 части: "Общую физиологию", "Частную физиологию" и "Физиологические основы интегративной деятельности организма".

В процессе прохождения курса по нормальной физиологии студенты должны знать:

- предмет, цель, задачи дисциплины и ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;

- основные этапы развития физиологии и роль отечественных ученых в её создании и развитии;

- закономерности функционирования и механизмов регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем здорового организма, рассматриваемые с позиций общей физиологии, частной физиологии и интегративной деятельности человека;

- сущность методик исследования различных функций здорового организма, которые широко используются в практической медицине и т.д.

В результате изучения нормальной физиологии студенты должны уметь:

- объяснить принцип наиболее важных методик исследования функций здорового организма;

- самостоятельно работать с научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой;

- самостоятельно выполнять лабораторные работы, ставить опыты на экспериментальных животных, защищать протокол проведенного исследования, решать тестовые задания и ситуационные задачи, готовить научные сообщения и т.д.;

- объяснять информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем и целостного организма;

- оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма при достижении приспособительного результата;

- оценивать и объяснять общие принципы построения, деятельности и значения ведущих функциональных систем организма;

- оценивать и объяснять закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования;

- оценивать и объяснять возрастные особенности физиологических систем организма и т.д.

Прохождение курса нормальной физиологии должно помочь студентам:

1) развить физиологическое мышление;

2) глубже изучить сложные вопросы жизнедеятельности здорового и больного человека;

3) обобщить и осмысливать данные различных медицинских наук с общефизиологических позиций;

4) уметь осмыслить как фундаментальные, так и прикладные задачи современной медицины;

5) улучшить подготовку современного врача общей практики и т.д.

 

Важной задачей в процессе преподавания нормальной физиологии является факультетская профилизация курса нормальной физиологии для специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», акцентуация внимание на проблемах, важных для каждого направления.

 


Тема 1: Физиология возбудимых тканей: общие вопросы. Физиология биологических мембран.

 

Научно-методическое обоснование темы

Изучение структуры возбудимых тканей, их функций позволяет раскрыть сущность элементарных механизмов передачи информации в организме, регуляции, обеспечивающих жизнедеятельность как целого. Рассматривая физиологию возбудимых тканей, следует обращать внимание на взаимосвязь структуры отдельных тканей с их функциями, роль процессов возбуждения в обеспечении целостность организма как системы, специфику процессов, лежащих в основе передачи информации.

Физиология биологической мембраны — базовый раздел физиологии клетки и возбудимых тканей, имеющий большое значение для медицины. Почему? Нарушение мембранных процессов — причина многих заболеваний (например, атеросклероза, гипертонической болезни, вирусных и бак­териальных инфекционных заболеваний, отравлений, поражений ионизирующим излучением, опу­холевых заболеваний). Лечение как «мембранных» патологий, так и заболеваний, казалось бы, не связанных с мембранами часто связано с воздействием на функционирование биологических мем­бран.

Важнейшие условия существования клетки и клеточных органелл — ав­тономность по отношению к окружающей среде. Вещество клетки или органеллы не должно смешиваться с веще­ством окружения, должна соблюдаться автономность химических реакций в клетке и в её отдельных частях. С другой стороны, условием существования клетки или органеллы является связь с окружающей средой. Непрерывный, регулируемый обмен веще­ством и энергией между клеткой или органеллой и окружающей по отношению к этим структурой средой жизненно необходим. Как отметил Д.Бернал, «только после об­разования мембраны вокруг всей клетки мы действительно имеем то, что с полным правом может быть названо организмом».

В 1890 г. В.Пфеффер пришел к выводу о существовании плазматической мембраны на осно­вании результатов экспериментов по осмотическому сморщиванию (плазмолизу) и набуханию кле­ток. Одной из задач занятия является повторение этих опытов.

 

Цель занятия

Формировать систему знаний о закономерностях физиологических процессов. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности физиологических процессов, связанные с функцией биомембран; уметь применять полученные знания при интерпретации результатов физиологических исследований, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области клинической физиологии биомембан.

 

 

[Мф2] Исходные знания

1. Раздражение и возбуждение как основные типы реакции тканей на раздражение.

2. Понятия «ткани», «возбудимые ткани».

3. Свойства возбудимых тканей.

4. Понятие «биологическая мембрана».

5. Общий план строения биологической мембраны. Жидкостно-мозаичная модель биологической мембраны (Сингера-Николсона, 1972).

6. Предметные модели биологических мембран.

7. Физические модельные мембраны (плоские, сферические).

8. Биологические модельные мембраны (тени эритроцитов, аксон кальмара).

9. Транспорт веществ через мембрану. Характеристика транспорта.

10. Транспорт веществ с изменением и без изменения архитектоники мембраны.

11. Пассивный транспорт веществ через мембрану. Уравнение Фика.

12. Ионные каналы, классификация, свойства.

13. Облегчённая диффузия.

14. Активный транспорт через мембрану.

15. Сопряжённый транспорт (симпорт, антипорт; пассивный, активный, вторично-активный котранспорт).

 

План изучения темы

1. Раздражение и возбуждение как основные типы реакции тканей на раздражение.

2. Понятия «ткани», «возбудимые ткани».

3. Свойства возбудимых тканей.

4. Понятие «биологическая мембрана».

5. Общий план строения биологической мембраны. Жидкостно-мозаичная модель биологической мембраны (Сингера-Николсона, 1972).

6. Предметные модели биологических мембран.

7. Физические модельные мембраны (плоские, сферические).

8. Биологические модельные мембраны (тени эритроцитов, аксон кальмара).

9. Транспорт веществ через мембрану. Характеристика транспорта.

10. Транспорт веществ с изменением и без изменения архитектоники мембраны.

11. Пассивный транспорт веществ через мембрану. Уравнение Фика.

12. Ионные каналы, классификация, свойства.

13. Облегчённая диффузия.

14. Активный транспорт через мембрану.

15. Сопряжённый транспорт (симпорт, антипорт; пассивный, активный, вторично-активный котранспорт).

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

Обезболивание и обездвиживание лягушки

Приготовление нервно-мышечного препарата икроножной мышцы и седалищного нерва лягушки

Воспроизведение первого опыта Л.Гальвани (опыт с металлом)

Воспроизведение второго опыта Л.Гальвани (без металла)

Воспроизведение опыта Маттеуччи (вторичный тетанус).

 

Задание на дом

Тема 2 «Биоэлектрические явления в возбудимых тканях и методы их исследования».

 

Литература[Мф3]

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003[Мф4] .— [Мф5] C.39-45.

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — С.14-17, 143-189[Мф6] .

4. Орлов Р.С., Ноздрачёв А.Д. Нормальная физиология: Учебник. – ГОЭТАР-Медиа, 2005[Мф7] .- С. 15-35.

5. Нормальная физиология. В 3 т.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [В.Н.Яковлев, И.Э.Есауленко, А.В.Сергиенко и др.]; под ред. В.Н.Яковлева. Т.1.Общая физиология.- М.: Издательский центр «Академия», 2006[Мф8] .- С.15-18.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.