Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5.Проповедь(красноречие) на Руси.Поэтика гимнографии(3 часа)



1.Краткий экскурс в историю римского красноречия и византийской проповеди.Сборники «Златоуст» и «Златоструй».Их отличие от проповедей на Руси.Виды проповедей.

2.Цели и задачи проповеди дидактической.Поучения,или беседы. «Поучение» Вл.Мономаха.Связь проповеди с памятниками подобного жанра. «Поучение» арх. Ильи.Связь дидактической проповеди с памятниками церковного канонического права(«Правила церковные» Иоанна Второго, «Вопрошания» Кирика,Саввы и Ильи новгородскому епископу Нифонту)

3.Цели и задачи проповеди эпидиктической(панегиричекой).Слова,или речи. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона как классический образец торжественной проповеди.Богословская концепция «Слова» и его роль в построении и поддержке русской государственности.

4.Поэтика гимнографии.

а)понятие торжественного гимна.Его виды и жанры.

б)назначение(цели и задачи).Прием амплификации.Риторическая тирада.

в)риторическое введение в библейскую космораму.Примеры обращений-введений.Диэгеза,или лиро-эпическая повесть.Виды диэгез.

г)поэты-гимнографы К.Туровский и С.Владимирский.

д)памятники церковного красноречия «Слово о князьях» и «Слово о воскрешении Лазаря».Эстетика мистериальных начал.Апокрифичность второго памятника.

 

Аннотация

 

1.Краткий экскурс в историю римского красноречия и византийской проповеди.Основоположники красноречия Горгий из Леонтии в Сицилии.Вытеснение красноречием поэзии и драматургии.Период «второй софистики»(III-IY вв. н.э.).Перенос элементов поэзии в софистику.Теория красноречия – риторика.Христианские проповедники Иоанн Златоуст,Василий Великий,Епифаний Кипрский.Сборники проповедей «Златоуст» и «Златоструй».Содержание иоанновых проповедей:обличение пороков современников,политтические и социальные вопросы – о семье,воспитании детей,о труде как основе общественного благосостояния,об уничтожении рабства,об отмене кровавых цирковых зрелищ,планы социальных реформ,картины идеального общественного устройства,основанного на равенстве всех перед Богом.Отличие русских проповедей от античных и византийских.Место проповеди в истории русской и мировой литературы.

2.Цели и задачи проповеди дидактической.Поучения,или беседы. «Поучение» Вл.Мономаха.Время написания поучения.Моральные наставления сыновьям.Политическое завещание.Автобиография Мономаха.Письмо к князю Олегу.Связь проповеди с памятниками подобного жанра. «Поучение» арх Ильи.Пастырские правила поведения.Особенности вступительной и заключительной частей.Связь дидактической проповеди с памятниками канонического церковного права( «Правила церковные» Иоанна Второго, «Вопрошания Кирика,Саввы и Ильи новгородскому епископу Нифонту»).

3.Цели и задачи проповеди эпидиктической,или панегирической.Слова,или речи. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона как классический образец торжественной проповеди.Время написания «слова».Смысл названия памятника.Богословская концепция «Слова» и ее роль в построении и поддержке русской государственности.Главная часть «Слова» - развернутая «похвала» князю Владимиру,виновнику крещения Руси.Порывы авторского вдохновения как метафоры Благодати.Заключение «Слова» - молитва к Богу «от всея земли нашей». «Слово» во времена И.Грозного.Памятник в творчестве сербского писателя Доментиана.

4.Поэтика гимнографии.Определения гимна. «Триодь постная» и «Триодь цветная».Молитвы и торжественные песнопения:акафист,канон,кондак,икос.Широко известный на Руси «Акафист Богородицы»,состоящий из 12 икосов и 12 кондаков.Вид религиозного гимна и жанр литургической поэзии - канон.Композиция канона:ирмосы и тропари.Мастера канонического гимна Андрей Критский,Роман Сладкопевец,Иоанн Дамаскин.Влияние византийских гимнов на эпидиктическое красноречие и агиографическую «похвалу».Назначение гимнов.Их место в церковном хоре.Сакральность и эзотеричность текстов.Основной художественный прием – риторическая амплификация.Понятие о риторической тираде.Открытие речи как риторическое введение в библейскую космораму.Лиро-эпичекая повесть диэгеза,Виды диэгез.Иконичность и индексальность заключения.Поэты-гимнографы К.Туровский и С.Владимирский. «Слово» четвертое К.Туровского. «Слово на Антипасху» С.Владимирского.

5.Памятники церковного красноречия «Слово о князьях» и «Слово о воскрешении Лазаря».Поэтика мистериальных начал:миракль,громкое исповедания вечности души,свертывание хронотопа,победа мира невидимого.Апокрифичность второго памятника.

 

Основная литература

 

А в е р и н ц е в С. С. Поэтика ранневизантийской литературы.М,1977.

А д р и а н о в а – П е р е т ц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси//ТОДРЛ.Л.,1972.Т.27.

А н т о н о в а М. Ф. Кирилл Туровский и Епифаний Премудрый//ТОДРЛ.1981.С.36,223-227.

А р м с т р о н г А. Х. Истоки христианского богословия.Введение в античную философию.СПб.,2003.

В и н о г р а д о в В. П. Уставные чтения:Очерки по истории Греко-славянской церковно-учительной литературы.Сергиев Посад.1915.Вып.3.С.97-178.

Е р е м и н И. П. Литература древней Руси:(Этюды и характеристики).М.-Л.,1966.

История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.

К о л о б а н о в В. А. 1)К вопросу о датировке первого «Слова» Серапиона Владимирского//Учен. зап. Владимир. Пед. Ин-та.Владимир,1958.Вып.4.С.250-258;2)О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попам»//ТОДРЛ.1958.Т.14.С.159-162;3)Обличение княжеских междоусобий в поучениях Серапиона Владимирского//ТОДРЛ.1961.Т.17.С.329-333;4)Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского:Автореф. …канд. дисс.Л.-Владимир,1962.

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).

М е й е н д о р ф И. Ф. 1)Введение в святоотеческое богословие.Минск,2001.

М о л д а в а н А. М. «Слово о законе и благодати» Иллариона.К.,1984.

П и к к и о Р. История древнерусской литературы.М.,2002.

Слова Серапиона Владимирского/Подг. текста,пер. и коммент. В.В.Колесова//ПЛДР.ХIII век.1981.С.440-455,606-610.

Т в о р о г о в О. В. Литература Древней Руси.М.,1981.

Христианская гимнография:История русской литературы:В 10 т..М.-Л.,1941.Т.1.С.177-182.

 

Дополнительная литература

 

Данилов В.В. «Октавий» Минуция Флавия и «Поучение» Владимира Мономаха//ТОДРЛ.1947.Т.5С.97-107.

К о м а р о в и ч В. Л. Поучение Владимира Мономаха//История русской литературы.Т.1.

Л и х а ч е в Д. С. Великое наследие:Классические произведения литературы Древней Руси.М.,1979.

М е щ е р с к и й Н. А. «Поучение» Владимира Мономаха» и «Изборник 1076 года»//Вестн.ЛГУ.1980.№20.Ист.,яз.,лит.Вып.4.С.104-106.

М ю л л е р Л. Взаимоотношенния между опубликованными списками «Слова о Законе и Благодати» и «Похвалы Владимиру» митрополита Иллариона//Культурное наследие Древней Руси:Истоки,становление,традиции.М.,1976.С.372-379.

Н и к о л ь с к и й К. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви.СПб.,1907.(Репринт. 1995).

О р л о в А. С. Владимир Мономах.М.-Л.,1948.

П е т у х о в Е. Серапион Владимирский,русский проповедник ХIII века.СПб.,1888.

П р и с е л к о в М. Д. 1)Митрополит Иларион – в схиме Никон – борец за независимую русскую церковь:(Эпизод из начальной истории Киево-печерского монастыря)//Сергею Федоровичу Платонову ученики,друзья и почитатели.СПб.,1911.С.188-201.

П р о к о ф ь е в Н. И. К литературной эволюции весеннего пейзажа:(Кирилл Туровский,И.М.Катырев-Ростовский и В.К.Тредиаковский)//Новые черты в русской литературе и искусстве:(ХYII-начало ХYIII в.).М.,1976.С.231-242.

Ф р е й б е р г Л. А., П о п о в а Т. В. Византийская литература эпохи расцвета ХI-ХIY вв.М.,1978.

 

Тема 6.Литературно-художественная природа «Слова о полку Игореве».«Слово о полку Игореве» как явление средневекового синтетизма:героическая песнь,воинская повесть,политическое красноречие,проповедь-мистерия(2 часа)

 

1.Определение «Слова» как героической песни-поэмы(Н.М.Карамзин,В.А.Жуковский и др.).Эпическое содержание и сюжет.Виртуальные миры смерти в мировом эпическом фольклоре.

2. «Слово» - воинская повесть(Н.С.Тихонравов,В.Н.Перетц и др.):за и против.Роль воинской повести в «Слове»:фабула. «Слово» и летописная «Повесть о походе Игоря Святославича на половцев». «Слово» и «Задонщина». «Эклектическая позиция» в определении художественной природы «Слова»(Е.В.Барсов).

3.Определение «Слова» как политического красноречия(И.П.Еремин).Архитектоника:политические идеи «Слова» в системе авторских лирических отступлений и монологов Святослава.Личность автора.

4.Византийские церковные песнопения(В.Бирчак) – гимны как исторические и литературно-религиозные предпосылки формирования мистериального видения у автора «сокровищницы древнерусской литературы».Композиция:эстетические начала западной средневековой мистерии и эпические виртуальные миры в структуре памятника.

 

Аннотация

 

1.Определение «Слова» как героической песни-поэмы(Н.М.Карамзин,В.А.Жуковский и др.).Эпическое содержание и сюжет.Хтоническая визуализация пространства:виртуальные миры смерти в мировом эпическом фольклоре.Эпосы народов мира: «Песнь о Нибелунгах»,руны,нарты,олонхо и гиты, «Одиссея» и «Илиада», «Энеида»,«Джангариада» и «Гэсэриада».Архетип эпоса:нисхождение героя(рыцаря,богатыря) в мир первобытной тьмы ради восхождения к свету и утвержденному Богом миропорядку.

2.«Слово» - воинская повесть(Н.С.Тихонравов,В.Н.Перетц и др.):за и против.Роль воинской повести в «Слове»:фабула.Игнорирование ею пространственного эпического фактора. «Былины» и «были сего времени».Непонимание читателем разницы изложения истории между литератором и певцом. «Слово» и летописная «Повесть о походе Игоря Святославича на половцев». «Слово» и «Задонщина»:оригинал и бледная художественная копия с «сокровищницы древнерусской литературы». «Эклектическая позиция» в определении художественной природы «Слова»(Е.В.Барсов).

3.Определение «Слова» как политического красноречия(И.П.Еремин).Архитектоника:политические идеи «Слова» в системе авторских лирических отступлений и монологов Святослава:автор призывает к единению русских земель,анализирует события,негодует и скорбит,создает атмосферу радости,когда Игорь возвращается из плена.Наглядность статических усилий политической конструкции.

4.Византийские церковные песнопения в «Слове»(В.Бирчак) - гимны как исторические и литературно-религиозные предпосылки формирования мистериального видения у автора «сокровищницы древнерусской литературы».Мистерия и западная средневековая драма,вселенская ритуальная драма,преемница героической песни.Мистериальный наркоз в Европе:крестовые походы,грандиозные спектакли на ветхо-и-новозаветные сюжеты.Русь как сателлит Византии..Конструктивные начала мистерии в проповеди.Мотивы мистерии:1)мотив борьбы против «детей бесовых» и освобождение «Ольгова хороброва гнезда» - Тьмутаракани,2)христианская эстетика мистерии и ее художественные модули:загробные видения,мистериальные страсти.частный и Страшный суд,второе рождение героя- возвращение в лоно Церкви отпавшего от нее блудного сына,свертывание хронотопа – встраивание священного пространства в сакральное.Русская фольклорность и Русская книга мертвых,куда вовлекаются Святослав,Ярославна и вся русская земля.

Четырехзначное прочтение «Слова».Вывод: «Слово» - уникальное явление средневекового синтетизма.

 

Основная литература

 

А д р и а н о в а – П е р е т ц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы ХI-ХIII вв.Л.,1968.

Б у с л а е в Ф. И. Народный эпос и мифология/Сост.,вступ. ст.,коммент. С.Н.Азбелева.М.,2003.

Г а с п а р о в Б. Поэтика «Слова о полку Игореве».М.,2000.

Г о л о в е н ч е н к о Ф. М. Слово о полку Игореве:историко-литературный и библиографический очерк//Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина.Том LХХХII.Кафедра русской литературы.Вып.4.М.,1955.

З ю м т о р П о л ь. Опыт построения средневековой поэтики/Пер. с фр. И.К.Стаф.СПб.,2003(Серия «Библиотека средних веков»).

Исследования по «Слову о полку Игореве».Л.,1986.

Е р е м и н И. П. Литература древней Руси:(Этюды и характеристики).М.-Л.,1966.

К у з ь м и н А. Г. Начальные этапы русского летописания.

Т в о р о г о в О. В. Литература Древней Руси.М.,1981.

К о л ч а н о в В. В. «Слово о полку Игореве» как явление средневекового синтетизма:героическая песнь,воинская повесть,политическое красноречие,проповедь-мистерия//ХII Державинские чтения.Тамбов,2008.С.20-23.

К о с о р у к о в А. Гений без имени.М.,1986.

К о л ч а н о в В. В. «Слово о полку Игореве» как явление средневекового синтетизма:героическая песнь,воинская повесть,политическое красноречие,проповедь-мистерия//ХII Державинские чтения.Тамбов,2008.С.20-23.

К о с о р у к о в А. Гений без имени.М.,1986.

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).

Л и х а ч е в Д. С. «Слово о полку Игореве»:Историко-литературный очерк.М.,1976(М.,1982);2) «Слово о полку Игореве» и культура его времени.Л.,1978(Л.,1985).

Р ы б а к о в Б. А. 1)«Слово о полку Игореве» и его современники.М.,1971.

Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»/Сост. В.Л.Виноградова.М.-Л.,1965.Вып.1.А-Г;.,1967.Вып.2.Д-Копье;Л.,1969.Вып.3.Корабль-Нынешний;Л.,1973.Вып.4.О-П.;Л.,1978.Вып.5.Р-С;Л.,1984.Вып.6.Т-Я и Дополнения.

«Слово о полку Игореве» и его время.М.,1985.

«Слово о полку Игореве» - памятник ХII века.М.-Л.,1962.

 

Дополнительная литература

 

Д м и т р и е в а Р. П. Взаимоотношение списков «Задонщины» и текст «Слова о полку Игореве»// «Слово о полку Игореве и памятники Куликовского цикла».К вопросу о времени написания «Слова».М.-Л.,1966.С.199-263.

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).

Л и х а ч е в Д.С.Черты подражательности «Задонщины»(К вопросу об отношении «Задонщины» к «Слову о полку Игореве»)//РЛ.1964.№3.С.84-107.

Р о б и н с о н Б. А. «Слово» в поэтическом контексте мирового средневековья//Вопр.лит.1985.№6.

Р ы б а к о в Б. А. Язычество Древней Руси.М.,1987.

Р ы б а к о в Б. А. Язычество древних славян.М.,1981.

Слово о полку Игореве.Подлинный текст,его прозаический перевод и художественные переводы и переложения русских поэтов 19-го и 20-го вв.М.,1938.

Слово о полку Игореве.Перевод и комментарии Алексея Югова.Вступ.ст. акад.Б.Д.Грекова и акад.А.С.Орлова.Л.,1945.

Слово о полку Игореве:Сборник исследований и статей.Под ред.В.П.Андриановой-Перетц. М.-Л.,1950.

«Слово о полку Игореве»:Памятники литературы и искусства ХI-ХYII вв.М.,1978.

 

Тема 7.Литература периода московского великодержавия(3 часа)

 

1.Тенденции в московской литературе периода «собирания» Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария.Ф.М.Достоевский о памятнике.

2.Утверждение Московской Руси на мировой арене(«Житие митрополита Петра»,«Повесть о Темир-Аксаке», «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера, «Повесть о Вавилонском царстве»).

3.Имперские теории Московской Руси. «Послания» старца Филофея. «Сказание о князьях владимирских».

4.Московская публицистика.Творчество арх.Геннадия, И.Волоцкого и антифеодальные еретические движения на Руси.«Послания» царя И.Грозного.Иосифлянство и исихазм.Сочинения Н.Сорского.

5.Эсхатологические тенденции в Московской Руси.Синодикальная литература.Типология средневекового Синодика.Темы,литературные источники,художественные особенности синодических предисловий.

 

Аннотация

 

1.Тенденции в московской литературе периода «собирания» Руси.Судьба киевского наследства:усвоение традиций,издание сборников и хрестоматий.Образцы сборников:Никоновская летопись,сборник «чтомых» на Руси «душеполезных» книг «Великие Четьи-Минеи».Состав «Четьих-Миней» митрополита Макария:жития,патерики,Евангелия,патристика,популярные толкования библейских книг,история вселенских соборов,церковные праздники, «Космография» К.Индикоплова,апокрифы.Ф.М.Достоевский о памятнике.

2.Утверждение Московской Руси на мировой арене. «Житие митрополита Петра».Инициатор жития.Цель памятника.Политические идеи жития:святость и богоизбранность города,которому в будущем предстоит стать тем,чем у истоков русской истории был Киев. «Повесть о Темир Аксаке».Характеристика грозного правителя Самарканда в первой части повести.Легендарность и вымысел.Вторая,главная часть повести:ожидание Тимура,торжественное перенесение иконы Богородицы из Владимира в Москву,бегство Темир Аксака из пределов Русской земли.Основная идейная направленность памятника. «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера.Композиция повести.Сюжет повести.Политичекие идеи,заключенные в финале.Влияние русских воинских повестей: «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. «Повесть о взятии Царьграда» как памятник исторического повествования:беспристрастность образа автора-повествователя.Фантастический сюжет повести.«Сказание о Вавилонском царстве».Жанр памятника:переходная форма от легенды к сюжетному повествованию.

3.Имперские теории Московской Руси. «Послания» старца Филофея.Стройная теория самодержавия,сводимая к следующим тезисам:все происходящее в жизни людей и народов определяется и совершается милостью божьей;промысл божий ведет человечество по заранее определенному плану;по свидетельству пророков,история человечества – это история трех мировых царств – Рима Ветхого,Константинополя и Москвы;с гибелью последнего царства,Рима Третьего,наступит Страшный Суд;два Рима уже пали;единственным хранителем истинной веры является Москва;с гибелью Москвы закончится существование цивилизации.Образ царя в «Посланиях».Идеи,заимствованные русским публицистом из Библии и византийских памятников.Заслуга Филофея в формировании официальной теории Московского государства. «Сказание о князьях владимирских» как родословная всех известных в московском мире царей.Попытка связать историю Московского царства с всемирной историей:царство московское ведет свое происхождение от великих мировых монархий древности.Рассказ о мономаховых драгоценностях.

4.Московская публицистика.Творчество арх.Геннадия,И.Волоцкого и еретические движения на Руси.Стригольническая ересь на Руси и ересь «жидовствующих».Арх.Геннадий и его антиеретическая деятельность.Сочинения. «Просветитель» И.Волоцкого.Основные положения «Просветителя».Послания царя И.Грозного.Переписка с кн.Андреем Курбским как литературная мистификация ХYIII в.Иосифлянство и исихазм:внутриполитические взгляды цековных группировок.Исихазм в славянском православном мире и на Руси.Труды Симеона,Н.Затворника,Г.Паламы,бр.Тырновски.Деятельность Н.Сорского.Содержание «Предания учеником своим,хотяше жити в пустыне его»,или Большого Устава.

5.Эсхатологические тенденции в Московской Руси.Синодикальная литература.Типология средневекового синодика.Темы,литературные источники,художественные особенности синодических предисловий.

 

Основная литература

 

Д е м и н А. С. 1)Загробный мир//Древнерусская литература.М.,1995;2) О художественности древнерусской литературы.М.,1998

Д е р г а ч е в а И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности/Отв.ред.А.А.Дубровин.М.,2004.

Диптих безмолвия.М.,1992.

История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.

История русской литературы:В 10 т./Под ред.А.С.Орлова,В.П.Адриановой-Перетц,Н.К.Гудзия.М.-Л.,1941,Т.1(Литература ХI-начала ХIII в.);Т.2.Ч.1.М.-Л.,1945(Литература Х-ХYIII в.);Т.2.Ч.2.М.-Л.,1948(Литература 1590-1690 г.).

История русской литературы:В 3 т.М.-Л.,1958.Т.1(Литература Х-ХYIII в.).

История русской литературы:В 4 т./Под ред. Д.С.Лихачева и Г.П.Макогоненко.Л.,1980.Т.1(Древнерусская дитература.Литература ХYIII века).

К а р с а в и н Л. П. Культура средних веков.К.,1995.

К а р т а ш е в А. В. Очерки по истории русской церкви.Т.1.М.,1991.

К л и б а н о в А. И. Духовная культура средневековой Руси.М.,1996.

К о ж и н о в В. В. Двуединый свет.Размышления о преподобных Иосифе Волоцком и Ниле Сорском//РЛ.1995.№2.

К о н е в С. В. Синодикология.Ч.1:Классификация источников//Историческая генеалогия.Екатеринбург,1993.Вып.1.

К о н ц е в и ч И. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси.М.,1993.

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).

К у ч к и н В. А. О формировании Великих Миней Четиих митрополита Макария//Проблемы рукописной и печатной книги.М.,1976.

Л е Г о ф ф Ж. Цивилизация средневекового Запада.М.,1992.

Л у р ь е Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца ХY-начала ХYI в.М.-Л.,1960.

Л у р ь е Я. С. Русские современники Возрожднения.Л.,1988.

Н е м и р о в с к и й Е. Л. 1)Возникновение книгопечатания в Москве.Иван Федоров.М.,1964;2)Начало славянского книгопечатания.М.,1971.

О р л о в А. С. Переводные повести феодальной Руси и Московского государства ХII-ХYII вв.Л.,1934.

П а н ч е н к о А. М. Русская культура в канун Петровских реформ.Л.,1984.

С к р ы н н и к о в Р. Г. Святители и власти.Л.,1990.

Т и х о м и р о в М. Н. 1)Россия в ХYI столетии.М.,1962;2)О происхождении названия «Россия»//Тихомиров М.Н.Российское государство ХY-ХYII М.

 

Дополнительная литература

 

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).

А л е к с е е в А. И. 1)Заметки о пересмотре эсхатологической концепции на Руси в конце ХY в.//Средневековое православие от прихода до патриархата.Волгоград,1997;2)Модели спасения в общественном сознании Древней Руси ХI-ХY вв.//В поисках исторической психологии.Тезисы докладов и сообщений междкнародной научной конференции.СПб.,1997;3)Образ земного рая в системе средневекового богословия//Русская религиозность:проблемы изучения.СПб.,2000.С.48-60;3)Под знаком конца времен:очерки русской религиозности конца ХIY- начала ХYI вв.СПб.,2002;4)Складывание поминальной практики на Руси ХIY-ХY вв.// «Сих же память пребывает во веки»(Мемориальный аспект в культуре русского православия):Материалы докладов и сообщений международной научной конференции.СПб.,1997;5)Сюжет «змея мытарств» в композиции икон «Страшного суда»//Церковная архерология.Вып.4.Материалы Второй Всероссийской научной конференции,посвященной 150-летию со дня рождения Н.В.Покровского.СПб.,1998.С.13-17;Установление «общей памяти» пр митрополите Макарии.Исторический экскурс:церковное поминание умерших «напрасно» смертью//Макарьевские чтения.Можайск,1998.Вып.YI.С.102-122.

А л е к с и й (е п и с к о п ). Византийские церковные мистики ХIY в.Казань,1906.

БеляковА.А.,Белякова Е.В.О пересмотре эсхатологической концепции на Руси в концеХY в конце ХY века//Архив русской истории.1992.№1.С.7-31.

Б е л я к о в а Е. В. Устав пустыни Нила Сорского//Литература Древней Руси.Л.,1988.

Библиотека Ивана Грозного:Реконструкция и библиографичекое описание/Сост. Н.Н.Зарубин;Подг. К печ.,примеч. и доп. А.А.Амосова.Л.,1982.

Б о р и с о в Н. С. Церковные деятели средневекой Руси ХIII-ХYII вв.М.,1988.

Б о р о в и к о в а – М а й к о в а М. С. Нила Сорского «Предание» и «Устав».СПб.,1912.Вып.179;Там же:Боровикова-Майкова М.С.Нил Сорский//История русской литературы.Т.2.Ч.1.С.317-322.

В е с е л о в с к и й С. Б. Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник//Веселовский С.Б.Исследования по истории опричнины.М.,1963.С.323-478.

В з д о р н о в Г. И. Искусство книги в Древней Руси.Рукописная книга Северо-Восточной Руси ХII-начала ХY в.М.,1980.

Голейзовский Н.К. «Послание о рае» и русско-византийские отношения в середине ХIY в.//Русско-балканские культурные связи в эпоху средневековья.София,1982.

Г о л ь д б е р г А. Л. К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха//ТОДРЛ.Л.,1976.Т.30.

Г о л ь д б е р г А. Л. 1)Три «послания Филофея»:(Опыт текстологического анализа)//ТОДРЛ.Л.,1974.Т.23;2)Идея «Москва – третий Рим» в цикле сочинений первой половины ХYI века//ТОДРЛ.Л.,1983.Т.37.

Г о р с к и й А. В., Н е в о с т р у е в К. И. Описание «Великих Четьих-Миней» Макария,митрополита Всероссийского//ЧОИДР.1884.Кн1;1886.Кн.1.

Г р е б е н ю к В. П. Повесть о Темир-Аксаке и ее литературная судьба в ХYI-ХYII веках//Русская литература на рубеже двух веков(ХYI-начало ХYII в.)М.,1979.С.185-206.

Г р о м о в М. Н. Максим Грек.М.,1983.

Г у р е в и ч А. Я. Западноевропейские видения потусторонненго мира и «реализм» средних веков//Труды по знаковым системам.YIII.Уч. зап.ТГУ.Вып.411.Тарту,1977.С.3-27.

Д е р г а ч е в В. В. Вселенский Синодик в древней и средневековой России//Древняя Русь:Вопросы медиевистики Д е р.М.,2001.№1(3).

Д е р г а ч е в а И. П. Историко-богословский аспект литературных предисловий Синодика как литургического сборника с четьей функцией//Древняя Русь:Вопросы медиевистики.М.,2002.№2(8);2)К литературной истории древнерусского Синодика ХY-ХYII веков//Литература Древней Руси:Источниковедение.Л.,1988.С.63-76;3)Синодик с литературными предисловиями:история возникновения и бытования на Руси//Древняя Русь:Вопросы медиевистики.М.,2001.№2(4).

Д м и т р и е в а Р. П. Сказание о князьях владимирских.М.-Л.,1955.

Д м и т р и е в а Р. П. Четьи сборники ХY в. как жанр//ТОДРЛ.Л.,1972.Т.27.

Домострой/Сост.,вступ. Ст.,перевод и коммент. В.В.Колесова.М.,1990.

Д о с т о е в с к и й Ф. М. О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности восточного вопроса//Достоевский Ф.М.Полн.собр.соч.:В 30 т.Л.,1981.Т.ХХY.С.214-220.

З и м и н А. А. Античные мотивы в русской публицистике ХY в.//Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе.М.,1972.

З и м и н А. А. Общественно-политические взгляды Федора Карпова//ТОДРЛ.М.-Л.,1956.Т.12.

К а ш т а н о в С. М. Царский синодик 50-х годов ХYI в.//Историческая генеалогия.Вып.2.Екатеринбург,1993.

К е р о в В. Л. 1)Идеи Апокалипсиса в средние века.М.,1994;2)Еретики и апокалипсис.М.,1994.

К л и б а н о в А. И. «Правда» Федора Карпова//Общество и государство феодальной России.М.,1975.

К л и б а н о в А. И. 1)Реформационные движения в России.М.,1960;2)У истоков русской гуманистической мысли//Вестн. ист. Мировой культуры.1958.Вып.2;3)Свободомыслие в Твери ХIY- ХY вв.//Вопр. ист. религии и атеизма.М.,1958.Вып.6.

К л и б а н о в А. И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма//ТОДРЛ.М.-Л.,1960.Т.16.

К л о с Б. М. Нил Сорский и Нил Полев – «списатели книг»//Древнерусское искусство.Рукописная книга.М.,1972.

К л ю ч е в с к и й В. О. Западное влияние и церковный раскол в России в ХYII веке//Ключевский В.О.Очерки и речи.М.,1913.

Л и л и е н ф е л ь д Ф. О литературном жанре некоторых произведений Нила Сорского//ТОДРЛ.Л.,1962.Т.18.

М а с л е н н и к о в а Н. Н. Идеологическая борьба в псковской литературе в период образования Русского централизованного государства//ТОДРЛ.М.-Л.,1951.Т.8.

М е й е н д о р ф И. Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в ХIY в.//ТОДРЛ.Л.,1974.Т.29;3)Жизнь и труды святителя Григория Паламы:Введение в изучение.СПб,.1997.

М о ш и н В. А. Сербская редакция Синодика в неделю православия:Анализ текстов//ВВ.М.,1959.Т.ХYI.C.317-394.

П а р ф е н о в А. Т. К вопросу о первоисточниках «Темир-Аксакова действа»//Вестн. МГУ.Сер.Х.Филология.1969.№2.

П о н ы р к о Н. В. Синодик/Сл. кн.Вып.2.Ч.2.

Р ж и г а В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма//ЛЗАК.Л.,1926.Вып.33.

Р о б и н с о н А. Н. Борьба идей в русской литературе ХYII векаМ.,1974.

Русское книгопечатание до 1917 года.М.,1964.

Р ы б а к о в Б. А. Стригольники.Русские гуманисты ХIY столетия.М.,1993. Синергия.Проблемы аскетики и мистики православия:Сб.исследований.М.,1995.

С к р и п и л ь М. О. «История» о взятии Царьграда турками Нестора Искандера//ТОДРЛ.М.-Л.,1954.Т.10.

С м и р н о в Н. А. Историческое значение русской «Повести» Нестора Искандера о взятии турками Константинополя в 1453 г.//ВВ.1953.Т.7.

С о л о в ь е в С. М. Сочинения:В 18 кн.История России с древнейших времен.М.,1993-1995.Т.1-12.

С п е р а н с к и й М. Н. Повести и сказания о взятии Царьграда турками Нестора Искандера//ТОДРЛ.М.-Л.,1954.Т.10.

С у х о м л и н о в М. И. 1)Два семитические сказания.встречающиеся в памятниках русской литературы//Сухомлинов М.И.Исследования по древнерусской лит ературе//СОРЯС.Т.85.СПб.,1908.С.672-677;2)О псевдонимах в древней русской словесности//Там же.С.441-493.

Троянские сказания.Средневековые рыцарские романы о Троянской войне по русским рукописям ХY-ХYII веков/Подгот. текста и статьи О.В.Творогова,коммент. М.Н.Ботвинника и О.В.Творогова.Л.,1972.

Ш т а й н д о р ф Л. Поминание усопших как общее наследие западного средневековья и древней Руси// «Сих же память пребывает во веки»(мемориальный аспект в культуре русского православия.Материалы докладов международной научной конференции.СПб.,1997.

Ш м и д т С. О. Становление российского самодержавства:Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного.М.,1973.

 

Тема 8.Апокрифическая литература(дополнительная,не прочитывающаяся из-за нехватки часов)(3 часа)

1.Понятие об апокрифической литературе и об апокрифе.История византийско-русского Индекса.

2.Происхождение ложной, или отреченной книги и ее ключевые слова(концепты):гностицизм и дуализм,антикосмизм и антисоматизм.

3.Дуалистические течения и направления, признающиеся в качестве христианских ересей:манихейство, маркионство и павликианство, богомильство(материалы для апокрифов «Сказание о том, как сотворил бог Адама», «Беседа трех святителей», «Гностическая хороводная песнь» и др).

4.Энкрантизм и отношение к нему Церкви.Энкрантические апокрифы.

 

Полное содержание лекции

1.Древняя русская апокрифическая литература – это литература ложная или ложно рассказывающая о каком-либо лице или событии Ветхого или Нового Завета, или ложно приписанная какому-нибудь лицу.Редкий сборник древнерусских памятников обходится без апокрифов.Встречаются апокрифы и в Толковой Палее, и в исторических сочинениях, и в летописях.В летописи «Повести временных лет» рассказывается, например, о том, как греческий философ передает князю Владимиру апокриф о Моисее.Изучение апокрифов тесно связано с этнографией, занимающейся легендами и сказаниями народа.Все духовные стихи и поэмы, изучающиеся в курсе фольклора, древнерусское и византийское искусство иконографии также связано с апокрифом.

Апокрифическая литература пришла из широкого географического ареала, протянувшегося, по словам С.С.Аверинцева, «от берегов Босфора до берегов Евфрата».Она принадлежит к византийскому периоду русской литературы.Собственно говоря, после падения Константинополя проникновение апокрифов на Русь можно назвать недействительным.Более поздние религиозные еретические течения и направления (стригольничество,хлыстовство и скопчество и др.) опирались на старые апокрифы и учения,связанные с ними.

В истории апокрифа на Руси первостепенное значение имеет тот факт, что он столкнулся с укреплением позиций православной Церкви, выразившимся в т.н. Индексе, или каталоге ложных книг. «Апокриф» отличается от ложной, или «отреченной» книги, хотя в научной литературе эти два понятия часто смешиваются.Нужно иметь в виду, что не всякий «апокриф» являлся ложной, или «отреченной» книгой, а только такой, который заносился в «индекс».Точно также не всякая «отреченная» книга является «апокрифом».Первоначально в Византии апокрифы не запрещались, ими пользовались без боязни, но когда появились еретики, пользующиеся апокрифическими сказаниями для своих целей, тогда некоторые книги и отдельные сказания и легенды стали запрещать.

В самой византийской литературе понятие апокрифа имело длинную историю.Сначала под ним понималось начто «тайное», «скрытое», «сокровенное», доступное лишь для немногих избранных.Такие апокрифические рассказы поначалу могли быть не противны христианскому учению, т.к. по содержанию они были легендарного характера, а не догматического, в них рассказывалось о лицах и событиях Ветхого и Нового Заветов, не вошедших в состав священных книг.Затем явилась необходимость составить список священных книг, и тогда-то и были впервые составлены т.н. «индексы», которые на первых порах состояли из указаний лишь книг канонических.Все, что не вошло в индексы, стало считаться вредным.Книги, не вошедшие в канон, поделились на «допускаемые» и «безусловно вредные», запрещенные;с течением же времени последние два отдела соединились в один, так что образовалось только два разряда книг – канонические и вредные.Последние также назвали «ложно-написанными», т.к. они иногда приписывались известным лицам.Следовательно, «апокрифом» будет всякая книга, которая рассказывает о лицах и событиях, не упоминаемых в священных книгах; «отреченной» же книгой будет называться та, которая вошла в «индекс», т.е. перечень книг, не дозволенных для чтения.

Апокрифические рассказы возникли из желания проникнуть в тайны ветхо-и-новозаветной истории.Эти рассказы существовали, и «отцы церкви» не могли запрещать их, они сами воспитывались на них, они сами видели в них останки «преданий старины глубокой», которые покоились на действительности.Но они понимали, что фантазия может принять огромные, катастрофические размеры, дойти до сказки, которую можно «сделать былью», и поэтому советовали читать только тем людям, которые могли отличить истину от лжи.С другой стороны, рано появившиеся ереси заставили составлять индексальные какаталоги.Один из первых крупнейших каталогов принадлежит Афанасию и содержит лишь общее запрещение читать книги вредные и перечень книг канонических; таков же и индекс Григория Богослова.Позднейшие переделки этих индексов присоединили уже перечень книг вредных.Переделка индекса Афанасия называется «Синопсисом».В него вошли следующие апокрифы:1)Книга Еноха; 2)Патриархи; 3)Молитва Иосифа; 4)Завет Моисея; 5)Завет Авраама; 6)Ельдад и Модад; 7)Книга Илии; 8)Книга Софрония пророка; 9)Книга Захария, отца Иоанна; 10)Варун; 11)Аввакум; 12)Езекеиль и Даниил; 13)Обходы Петра, Иоанна и Фомы; 14)Евангелие Фомы; 15)Учение апостолов; 16)Учение Климента.

В переделке индекса Григория Богослова перечисляются те же апокрифы и добавляются:1)Псалмы Соломона; 2)Видение Исайи; 3)Апокалипсис Ездры; 4)История Иакова; 5)Апокалипсис Петра; 6)Деяния Варнавы; 7)Апокалипсис Павла; 8)Учение Игнатия; 9)Учение Поликарпа; 10)Евангелие Варнавы.

Третий индекс составлен Никифором,патриархом константинопольским,четвертый – Никоном Черногорцем.В его индексе еще пять апокрифов.Существует и пятый индекс Анастасия.

В древнерусской литературе индексы применялись с первых веков письменности.В «Изборнике» Святослава 1073 года существуют три статьи.Первая статья такого плана: «Странских книг удаляйся; что тебе в книгах ложных и лжепророках?Чего тебе недостает в Законе Божием, что ты устремляешься на «странскыя кощуны»?Если хочешь читать повести, имеешь для того книги царств; если хочешь читать хитростные и творительные, имеешь пророков, Иова и Приточника; если песенных книг хочешь, то имеешь псалмы; всех чуждых и дьявольских книг уклоняйся».Вторая статья есть перевод переделки индекса Григория Богослова, но без перечисления ложных книг, а в третьей – заключается уже перечень книг ложных.

Если в Византии взгляд на апокрифы вырабатывался постепенно, то славяне и русские вместе с ложными книгами принимали и их запрещения, т.к. русская жизнь сразу попала под строжайший надзор Церкви.История русского индекса может остановиться один раз на половине ХI века, на статьях «Изборника» Святослава, а затем перейти к ХIY веку, непосредственно к первому русскому индексу.Его создатель - московский митрополит Киприан.Он прибавил 20 новых апокрифов.Особенно полным составом характеризуется Индекс митрополита Зосимы.В нем встречаются обширные перечни не только старых апокрифов, но и масса новых названий книг истинных.Заканчивается он перечнем гадательных и суеверных книг, перечнем т.н. русского чернокнижия.Вообще, ХY век – апогей византийского влияния,Большая интенсивность заключалась в появлении литературы мистического и аскетического характера, связанной с ожидающимся в 1492 году концом света.Получают широкое распространение эсхатологические «Книги Сивилл», кумранские апокрифы, которые требуют времени и специального рассмотрения.В окончательном виде русский индекс сформировывается в половине ХYII века, когда все истинные и ложные книги были внесены в т.н. раскольничью «Кириллову книгу».Главное же значение первого русского индекса ХIY века заключается не столько в прибавлении 20 новых апокрифов, сколько в добавлениях и толкованиях, которыми снабжены в нем сами апокрифы.При многих апокрифах первого русского Индекса есть указания на еретиков как на авторов, в роде таких, как «еретик писал».Особенно часто, например, упоминается болгарский богомил Иеремия, о котором говорится: «Иеремия изолга».Эти еретики – крупнейшие писатели, философы и идеологи, испытавшие на себе воздействие философов эпохи эллинизма и получивших название гностиков.

2.Отличительная черта всех гностиков – проповедование дуалистических религиозных учений древности и христианского востока.Слово «дуализм» и его производные - дуалистическая религия и дуалистическое учение – было изобретено в 1700 году для характеристики иранского учения о двух духах.Позднее ученые открыли, что дуалистические мифы распространены по всему миру, имеют множество вариантов на всех культурных уровнях, во всех религиях – начиная с тех, которые являются предметом этнологии и кончая великими религиями, в т.ч. христианством.Простейшее определение дуализма таково:признание двух противоположных начал, откуда вытекает ценностное суждение:доброе – злое.

Традиционно признается существование двух форм религиозного дуализма: радикального, исходящего из существования двух извечных начал, ответственных за нынешнее существовании твари,и умеренного.Умеренный не ставит под сомнение единовластия верховного Творца, поскольку второе начало проявляется позднее и происходит от ошибки в системе, запущенной первым началом.

Автор монографии «Религиозный дуализм»(1958,1983) Уго Бьяки установил, что мифы, в которых действует трикстер, дуалистичны.Трикстер – это человеческий или животный персонаж – лукавый, способный к оборотничеству, хитроумный.Часто он выступает под маской божества или полубога одной из великих религий:таковы египетский Сет, греческий Прометей, скандинавский Локи, кавказский Сырдон, карело-финский Вяйнямейнен.В большинстве случаев трикстер – существо мужского пола,В мифах всех категорий трикстер выступает как второй творец мира или его части, главным образом играет того, кто испортил творение верховного божества, впустив в мир несчастья:смертность, родовые муки и т.д.В Библии можно увидеть трикстера, начиная с Книги Бытия.Это змей – пробуждающий сексуальность у прародительской четы и вызывающий их изгнание из рая.С изгнанием связаны роды в муках, проклятие труда, смерть.Это умеренный дуализм:змей-трикстер создан Богом.Но как только задаешься вопросом о происхождении его умной и лукавой природы, сразу видишь, как по-разному можно воспринимать этот миф.Везде, не только в Библии, но и на всем земном шаре, трикстер может выступать таким «лукавым» демиургом, автором «противосотворения мира», как правило, с пагубными последствиями.

Наряду с дуалистическими мифами есть дуалистические религии.Их отношение к миру и человеку может варьироваться от антикосмизма(«мир есть зло») и антисоматизма(«тело есть зло») до прокосмизма(«мир хорош») и просоматизма(«тело есть благо»).Например, зороастризм – прокосмическая и просоматическая дуалистическая религия, орфизм - антикосмичен и антисоматичен,платонизм – антисоматичен, но не антикосмичен.Наконец, такая дуалистическая религия, или течение христианства, как гностицизм и его направления – манихейство, павликианство и маркионство, богомильство, вылупившиеся из того же мифа, традиционно рассматриваются в науке как христианские ереси.Особую, больную тему для христианства здесь представляет энкрантизм.Рассмотрим их поочередности.

Византия вышла из христианской общины, социальным обрамлением которой была церковная организация.Но в ней таился и противовес - гностицизм, то течение христианской мысли, которое не было принято Церковью, но восторжествовало несколько веков спустя.Это явление имеет свою легендарную историю.

Александр Македонский, завоевав Персию,Малую Азию, Сирию и Египет, решил, что создаст новый суперэтнос.Для этого он переженил несколько сот своих офицеров-македонян на дочерях погибших персидских вельмож.Но нового явления природы он так и не создал.Пришлые греки и аборигены жили в одних и тех же городах, но упорно чуждались друг друга.Так, в Александрии, столице Египта, где правили потомки одного из македонских полководцев - Птолемея, 50% составляли греки, 40% - евреи и 10% - все остальные.В это время впервые греко-римский мир получил возможность ознакомиться с текстом Библии,Птолемей, царь Египта, видел, что его греческие философы не могут переспорить еврейских раввинов.Тогда он собрал 70 лучших иудейских священников, запер по камерам и предложил под угрозой смерти перевести текст Библии.Точный перевод он получил,раввинов отпустили по домам, а греческий перевод назвали ---_-септуагинтой – Библией 70 толковников.

Когда прочли ее греки, они за голову схватились:как же мир-то создан?Бог создал сначала весь мир, тварей, затем Адама, из его ребра Еву и запретил им есть с дерева познания Добра и Зла.А Змей соблазнил Еву, Ева – Адама.Они скушали с запрещенного дерева яблоки и узнали, где добро, где зло и тем самым вызвали гнев Бога, который лишил их рая.Греки отнеслись к этому так: «Самое главное для нас – познание, а еврейский бог нам это запретил; вот Змей – хороший, этот нам помог», и они стали почитать змея и осуждать сотворившего мир, которого они назвали ремесленником – демиургом,Это, решили греки, плохой, злой демон, а змей добрый,Представителей этого течения богословской мысли назвали офитами(ср. неофиты – посвящаемые), или гностиками(от слова греческого слова «гнозис» - знание).

По этой доктрине в основе мира находится Божественный Свет и его Премудрость(София),а злой демон – иудейский Яхве.Он хотел, чтобы люди остались невежественными.Лишь благодаря Змею люди сбросили иго незнания сущности божественного начала.Яхве мстит.Он насылает потоп, но Премудрость-София, «оросив светом Ноя и его род», спасает их.Яхве удается подчинить себе группу людей, заключив договор с Авраамом и дав его потомкам Закон через Моисея.Себя он называет Богом Единым, но он лжет, он просто огненный демон, через которого говорили иудейские пророки.Христа Яхве хотел погубить, но смог устроить только казнь человека Иисуса, который затем воскрес и соединился с божественным Христом.Такая концепция не могла не повлиять на сакральное знание раннего византийского богословия, которое в патриарших кругах утверждало,что Христос – змей.

С более изящной системой выступили гностики Саторнил, Василид и особенно Валентин.Они представили Бога высочайшим существом, источником всякого бытия.Из него, подобно солнечным лучам, истекли второстепенные божественные существа – эоны.Чем более отдалялись эоны от своего источника, тем слабее они становились.В совокупности они назывались Плеромой, или «Полнотой» всего сущего.Вместе с Плеромой существует безжизненная материя – «Пустота».Мир возник из их смешения.Самый крайний из эонов по слабости упал в материю и одушевил ее.Противоположность божественного и материального стала причиной зла в людях.

Эон, из-за которого возник мир, гностики назвали Демиургом, ремесленником и приравняли к богу Ветхого Завета.Он создал мир неряшливо и рад бы освободить дух от материи, но сделать этого не умеет, более того, он злобно противится помощи высших эонов.

Высочайшее Божество постоянно заботится о жертвах Демиурга(Яхве, Иеговы) – людских душах,Для этой цели оно по временам сообщало людям – пророкам и философам – новые духовные элементы и наконец, послало на Землю первого эона в призрачном теле.Этот эон соединился при крещении с человеком Иисусом и показал людям путь обратно в Плерому.Раздраженный Демиург, а по другим мнениям Сатана, довел Иисуса до распятия.Небесный Христос оставил человека Иисуса на кресте и возвратился к Верховному существу.Выходило, что что спасение души – это освобождение от материи через борьбу с ней.

Таким образом, для гностицизма характерны два мифа.Первый – миф о трикстере женского пола, небесной Софии-Премудрости, из-за которой произошла катастрофа, или непорядок, имевшая следствием сотворение мира, и второй миф – о трикстере мужского пола, демиурге Софии, боге Ветхого Завета, сотворившего мир либо из нечистой материи,именуемой (в Бытии 1, 6) водой либо из отбросов или же из мыслей, попавших к нему свыше от истинного Бога.В апокрифических памятниках, связанных с учением гностика Валентина, невежественный демиург кается в сотворении мира и получает прощение.

На фоне идей своей эпохи гностицизм был революционным, т.к. он отрицал два принципа, утверждаемых как Библией, так и Платоном.Это экосистемный принцип, согласно которому мир был создан для живущих в нем людей, а люди – для этого мира.Гностицизм, напротив, говорит, что творец мира был невежда, что мир, следовательно, плох(антикосмичен) и что человек возвышен над миром, дабы уловить искру разума, гнозиса, исходящую от далекого благого Отца божественных поколений.Цель гностика – вырваться из космоса, из пут материи.

3.Гностицизм породил свои гиперреальное направления.Первым среди них стоит манихейство.Основателем этого гностицистического учения стал пророк Мани, родившийся в баптистской общине.Он объяснил людям, что такое зло.Его идея такова.Раньше свет и тьма были разделены между собой,но тьма была не одинаковая – там были облака сгущенного мрака и разреженного мрака, и они двигались в беспорядке, в эдаком броуновском движении, и однажды случайно они подошли к границе света и попытались туда вторгнуться.Против них вышел «первочеловек», который стал бороться и не пускать облака мрака в обитель света.Облака напали на него, облекли собой, разорвали его тело на части и стали мучать тело.Это и есть мир – смесь мрака со светом.Надо добиться, чтобы эти частицы были освобождены, ради чего сначала приходил Христос, а потом он, Мани, великий утешитель, учащий, что делать.Нужно вести себя очень аскетически, не есть и не убивать животных с теплой кровью, воздерживаться от плотских развлечений.Самоубийство не помогает, потому что существует метампсихоза – переселение душ из тела в тело, и если ты самоубьешься, то опять возродишься, и надо все начинать сначала, и так до бесконечности.Поэтому надо добиться подлинной смерти – потерять вкус к жизни.Если женишься, то крепче удержишь душу, поэтому надо делать противоположное – помогают душе освободиться из пут материи дионисийские оргии, т.к. только в них неизвестно, кто с кем.Мани трагически погиб, казненный по проискам магов – зороастрийского духовенства, но его учение распространилось по всей Ойкумене и везде встречало враждебное отношение, т.к. в нем отчетливо проявлялась враждебность к живой человеческой природе – семье – как порождению злого начала – мрака.

Большинство гностиков на стремилось распространять свое учение, т.к. считали его слишком сложным для воспроиятия невежественных людей, и их концепции гасли.Но христианский мыслитель Маркион, опираясь на речь апостола Павла в Афинах о «Неведомом Боге», развил гностицизм до такой степени, что он стал доступен широким массам.Маркион написал большой трактат о Ветхом и Новом Заветах, где доказал, что Бог Ветхого и Нового Заветов – это разные боги, противостоящие друг другу как добро и зло.Эта система сложна,пессимистична.Маркиона объявили последователем Сатаны и не приняли его учения.Но оно стало более узнаваемым, когда стало исповеданием павликиан(от имени ап. Павла), выступившего на борьбу с византийским православием.Павликиан нельзя считать христианами.Хотя они и не отвергали Евангелия, они называли крест символом проклятия, ибо на нем был распят Христос, не принимали икон и обрядов, не признавали таинств крещения и причастия и все материальное почитали злом.В число павликиан вошло множество попов-расстриг и монахов, профессиональных военных.Павликианство было разгромлено военной силой базилевса в 872 году, после чего пленных павликиан не казнили, а поместили на границе с Болгарией.Так смешанная манихейско-маркиотская доктрина проникла к балкарским славянам и породила богомильство, вариант дуализма, несколько отличающийся от своего манихейского прототипа.

Вместо извечного противостояния Света и Мрака богомилы учили, что глава созданных Богом ангелов, Сатанаил, из гордости восстал и был низвергнут в воды, ибо суши еще не было.Сатанаил создал сушу и людей, но смог их одушевить, для чего обратился к Богу, обещая быть послушным.Бог вдунул в людей душу, и тогда Сатанаил его надул и сделал Каина.Бог на это отрыгнул Иисуса, бесплотного духа, для руководства ангелами, тоже бесплотными.Иисус вошел в одно ухо Марии, вышел через другое и обрел форму человека, оставаясь призрачным.Ангелы Сатанаила скрутили, отняли у него суффикс «ил», в котором таилась мистическая сила и загнали его в ад.Теперь он Сатана.А Иисус вернулся в чрево отца, покинув созданный Сатанаилом мир.В богомильском учении Сатана, таким образом,не творец-демиург, но лишь архитектор мира.В богомильском учении встречаются доктрины, бывшие в свое время православными:такие как традуционализм – утверждение, что душа рождается от совокупления родительских, учение о зачатии и рождении Христа через ухо и другие.Типичным богомильским апокрифом является апокриф «Сказание о том, как сотворил бог Адама» или «Беседа трех святителей».С первым вы познакомитесь по учебнику и хрестоматии Н.К.Гудзия, второй изложен в первом томе русской фантастики «Преданья старины глубокой».Гностические апокрифы изложены в антологии ближневосточной литературы I тысячелетия н.э. «От берегов Босфора до берегов Евфрата» под редакцией Д.С.Лихачева и с переводами и комментариями С.С.Аверинцева.

4.Некоторые апокрифы рождались в среде ультраконсервативных византийских монахов – энкратиков и постников,унаследовавших некоторые черты буддизма и манихейства.Особо следует отметить энкрантические апокрифы.Энкрантизм(по греч. «воздержничество»), как и постничество, – особая сторона византийского православия,его изнанка и культурное подполье одновременно.Для Церкви энкрантизм был сложной,очень сложной и больной проблемой.Порыв, его породивший, находился очень близко к самому сердцу христианства, к его эзотерике, к чему-то, что и словом не выразить, что можно только ощутить, на стыке буддийской «сангхи» и манихейским сообществом «совершенных».Исходный тезис энкрантизма, краеугольный камень для общественной психологии целой эпохи находился в Апокалипсисе,где говорится о неземной песне, которую имеют право воспеть перед Агнцем, т.е. перед Иисусом Христом лишь те, кто соблюл свое девство: «И никто не мог научиться песни сей, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли».Т.е. прежде всего безбрачие, попытка строить церковь в целом как общину монашеского типа.Церковный писатель Афрахат, прозванный мудрецом, еще до монашества как такового, свою многочисленную паству девственников и девственниц впервые наименовал «сынами» Завета и «дочерями» Завета.Только такие аскеты, по его учению, являлись верующими,только безбрачный был совершенен.В воздухе тех веков звучала песня и те, кто ее слышал, шли на зов как зачарованные.Яркую иллюстрацию этому представляет такой энкрантический апокриф как «Деяния Павла и Феклы».Девушка-невеста,рассказывается в нем,впервые в жизни услышала проповедь добровольного безбрачия, и судьба ее решена.Глаза не глядят ни на жениха, ни на мать, она неотступно смотрит в одну точку и думает одну думу.Фекла – огненный образ.Этим огнем, которым пышет от героини апокрифа, Церковь себя согревала и жила, но она же принимала самые строгие меры, чтобы он не превратился в пожар еретичества.Против энкрантизма она отстаивала свой выбор:быть не монашествующим членом буддийской общины, и не безбрачным совершенным манихеем, но «народом Божьим», в котором всем есть свое место – и аскетам, и мирянам.Когда в IY веке состоялся вселенский собор, на нем было осуждено отвержение брака: «Если какая жена оставит мужа и пожелает уйти от него, гнушаясь брачным сожительством, да будет анафемою».

Апокрифы же, в отличие от Церкви, склонны были энергично принимать сторону жены, «гнушающейся брачным сожительством».Для них есть только одна правота – правота Феклы, и никакой другой правоты нет.Между тем в каноническом тексте Нового Завета можно прочитать: «брак честен, и ложе непорочно»(Евр.13, 14).

Другой апокриф, например, «Деяния апостола Фомы», тоже написан так, что этой максимы не существует,Особенно еретичный характер он имеет к рождению детей.Его герой, Фома, уговаривает новобрачных не прикасаться друг к другу и устрашает их тем, что дети могут страдать всеми возможными болезнями, а могут пойти в разбойники.С точки зрения ортодоксального христианства выходит наоборот: «чадородие» по апостолу Павлу, это путь спасения женщины, грешной дочери Евы(Тим.2, 15).Официальные авторитеты Церкви порицали увлеченных еретическими доктринами мужей, «которые изгоняют жен своих», и жен, которые, «оставляя мужей своих, желали жить в воздержности».А ведь им6енно так поступают в «Деяниях апостола Фомы» женщины, принявшие апостольскую проповедь.

Чтобы точно чувствовать расстановку сил в мире тех веков, нужно помнить, что христианство не было единственным носителем принципа аскезы.Напротив,оно было подхвачено широко разливающейся волной тоски по избавлению от власти «мира» и «плоти», тоски, которая не имела необходимой связи с христианством, которая нашла себя не в теологии Церкви, а в гностицистических, энкрантических, манихейских ересях.Тоска эта, вдохновлявшаяся самой человеческой природой, звучит наиболее отчетливо в таком сакральном тексте манихейской ереси восточного гнозиса:

Гласу души внемлю я,

что взывает из тела своего:

- Кто извлечет меня из тела моего,

кто вынет меня из плоти моей?

Утесняема и томима я

в мире сем,

в мире, который весь – ночь,

ковами исполнен весь,

узлами завязан весь,

печатями запечатан весь –

узлами без числа,

печатями без конца.

Этот голос души, как эхо, вторит многим голосам, вплоть до духовных стихов калик перехожих и русского старообрядчества,песен хлыстов и скопцов.Для христиан материальный мир – божье творение, изначально благое, однако испорченное в результате падения демонов и затем людей, подпавших под власть демонического «князя мира сего» и в муках чающего конца и нового начала; для гностиков любого толка – нечто, чему и быть-то не следовало, плод пленения света мраком, дурная работа дурного демиурга.Неофиты же жадно поглощали подобную подозрительную для церковных инстанций литературу, вроде тех же «Деяний Павла и Феклы», бросали приятную прохладу своего домика и уходили от «мира» в невыносимый жар и суровое безлюдие пустыни.Таков, например, апокриф об Иоасафе(«Повесть о Варлааме и Иоасафе»), сходный с жизнью индийского Будды Гаутамы.

А как же аскетизм Алексея, человека божия, Феодосия Печерского?Где грань между апокрифом и каноном?Видимо, все в той же прослойке, которая зовется фольклором.Что касается Иоасафа, например, то ему суждена была очень долгая роль.Его голос, проникнув в русский фольклор, ничуть не потерял своих манихейских интонаций:

Как расплачется младый юноша

Иосаф царевич,

Перед пустынею стоя:

«Любимая моя мати,

Прекрасная пустыня!

Ты прими меня, пустыня,

Яко мати свое чадо…»

Пророчет мать пустыня

Архангельским голосом:

«У меня, у пустыни,

Постом попоститися;

У меня, у пустыни,

Много нужды приятии;

У меня, у пустыни,

Негде тебе разгулятися».

Пророчет младый юноша

Иосаф царевич:

«Не стращай, меня, пустыня,

Превеликими страстями,

Того я и хощу,

Того душа моя желает».

В индексах не указывалось, какие апокрифы пользовались особенной распростаненностью у еретиков.Здесь важно лишь то, что апокрифы уходили в фольклор, а фольклор – удел не канонический, но языческий, доставшийся от веков гораздо более ранних, нежели христианство.Фольклор связан с поклонением силам природы, а не ее создателю, с растительно-животным миром, а не богочеловеческим.Если христианство учит, что человек создан по образу и подобия божьему, то фольклор растворяет человека в природе, она его создатель, в ней он находит иероглифы божественного, знаки, по которым держит путь.

Напомним, что в ХYI веке, с исчезновением императорской Византии и проникновением западноевропейской литературы, апокриф начинает выходить из культурной жизни.Начинает ослабевать власть Церкви, и Индексы постепенно выходят из-под контроля.В ХYIII, в эпоху Просвещения и искусства барокко, они вообще не интересуют интеллектуальную Россию.В ХIХ веке наметился интерес к ним.Вышли книги апокрифов «Памятники старинной русской литературы»/Изд.гр.Гр.Кушелевым-Безбородко.СПб.,1862; «Памятники отреченной русской литературы» Н.С.Тихонравова.М.,1863.

В начале ХХ века колоссальный интерес к апокрифу и, в частности, к гностическому апокрифу проявил русский символизм:Вл.Соловьев (миф о Софии, плененной Симоном-магом), Вяч. Иванов, А.Блок и другие. Например,А.Ремизов создал по апокрифу «Повесть о Соломоне и Китоврасе» 4 варианта русалий, 1 мистерию, 1 историческую драму.В конце ХХ века апокриф «Книга Еноха» стал эсхатологическим зерном романа Л.Леонова «Пирамида» (1995).

 

Основная литература

 

А в е р и н ц е в С. С. Поэтика ранневизантийской литературы.М,1977.

Б у с л а е в Ф. И. Народный эпос и мифология/Сост.,вступ. ст.,коммент. С.Н.Азбелева.М.,2003.

В е с е л о в с к и й А. Народные представления славян.М.,2006(Серия. «Philosophy»).

Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966.

Д е р г а ч е в а И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности/Отв.ред.А.А.Дубровин.М.,2004.

М а н с и к к а В. Й. Религия восточных славян.М.,2005.

Сказания о чудесах:Т.1.Русская фантастика ХI-ХYI вв.Сост.,послесл. и коммент.II раздела Ю.М.Медведева.М.,1990(Библиотека русской фантастики:В 20 т.).

Т и х о н р а в о в Н. С. Памятники отреченной русской старины.М.,1863.Т.1-2;СПб.,1894.Т.3.

Я ц и м и р с к и й А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности:Апокрифы ветхозаветные.Пг.,1921.Вып.1.

 

Дополнительная литература

 

В л а д и м и р о в П. В. Научное изучение апокрифов – отреченных книг в русской литературе во второй половине ХIХ столетия.К.,1900.

В е с е л о в с к и й А л е к с а н д р . Мерлин и Соломон:Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине/Сост.,подг.текста и коммент. К.Королева.М.-СПб.,2001.

В л а д и м и р о в П. В. Научное изучение апокрифов – отреченных книг в русской литературе во второй половине ХIХ столетия.К.,1900.

Л и х а ч е в Д. С. 1)Культура Руси эпохи образования национального государства.(Конец ХIY – начало ХYI в.)Л.,1946 От берегов Босфора до берегов Евфрата:Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э./ Перев.,предисл. и коммент. С.С.Аверинцева.М.,1994.

Памятники византийской литературы IY-IХ вв.М.,1968.

П ы п и н А. Н. Ложные и отреченные книги русской старины//Памятники старинной русской литературы.СПб.,1962.Т.III.

Р ы б а к о в Б. А. Древняя Русь:Сказания.Былины.Летописи.М.,1963.

Я ц и м и р с к и й А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности:Апокрифы ветхозаветные.Пг.,1921.Вып.1.

 

Практикум

 

Литература Древней Руси:Хрестоматия/Сост.Л.А.Дмитриев.Под ред.Д.С.Лихачева.М.,1990(М.,1997)

(Практикум составлен в строгом соответствии со структурой данного учебного издания).

 

Практикум

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.