Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Элина Николаевна Осипова

МАТЕРИАЛЫ

К ФОНЕМНОМУ И МОРФЕМНОМУ

АНАЛИЗУ СЛОВ

 

Методические рекомендации

 

 

Архангельск

2009

Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета филологии и журналистики ПГУ имени М.В.Ломоносова

 

 

Составитель– Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ПГУ

 

 

Рецензент– А.В.Петров, доктор филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии

 

В материалах представлены образцы комплексного подхода к анализу слова с точки зрения его внешней формы и внутренней структуры, взаимосвязи фонемного и морфемного анализа.

Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка, абитуриентов и студентов филологических факультетов.

 

 

ãПоморский государственный

университет им. М.В.Ломоносова, 2009


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Понимание фонемного и морфемного строения слова выступает основой языкового развития учащегося, неотъемлемой частью языковой культуры человека. Без внимания к структуре родного слова, его внешней, звуковой, форме и внутренней, морфемной, организации невозможно воспитание и орфографической зоркости учащихся, овладение ими в полном объеме речевой культурой.

Предлагаемые задания полностью строятся на вопросах школьных программ 5-9 классов и представляют собой пример комплексного подхода к анализу слова, системного использования базовых понятий и терминов, изучаемых в школьном курсе родного языка.

Цель этих материалов прежде всего в том, чтобы показать учителю, как изучение фонетики в 5 классе должно дальше служить при изучении морфологии частей речи, как фонетический разбор из формального «придатка» превратить в совершенный инструмент для познания родного слова: его строения, значения и применения.

Материалы могут быть использованы в 9–11 классах для повторения и углубления программных вопросов по русскому языку, для подготовки к экзамену.

 

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Запишите слова в транскрипции (обозначьте фонемный, звуковой состав слов) и докажите, что буквы е, ё, ю, я всегда выполняют двойную роль. Объясните, в чем она заключается.

Пел – ель, плёл – поём, тюль – пью, мята – моя.

Разбор: [ п’ э л ] – [ й э л’ ],

[ п л’ о л ] –[ п а й ó м], [ т’ у л’ ] – [ п’ й у ] ,

[м’ á т а ] – [ м а й á ].

Буквы е, ё, ю, я всегда обозначают не только соответствующий гласный [э], [о], [у], [а], но и звук [й], его артикуляцию (средняя часть спинки языка артикулирует вверх, к нёбу). Эта артикуляция самостоятельна только на конце слова и перед согласным: май, майка, сарай, скамейка.

Если эта артикуляция не самостоятельна, а дополнительна к основной артикуляции согласного, то согласный становится мягким и его мягкость обозначается буквами е, ё, ю, я : пел, плёл, тюль, мята.

Если звук [й] оказывается перед гласным (а это бывает и в начале слова, и после разделительных ъ и ь знаков), то артикуляция [й] сливается с гласным и звучат е, ё, ю, я. Поэтому эти буквы и обозначают два звука (целый слог) в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь знаков: ель, поём, пью, моя.

Вариант объяснения:

Буквы е, ё, ю, я всегда выполняют две роли (двойную роль):

· после согласных они обозначают мягкость этого согласного и гласный звук;

· после гласных, разделительных ъ и ь знаков, в начале слова они обозначают два звука: [й] + гласный.

Сходство (одинаковость) этой двойной роли букв е, ё, ю, я в том и другом их положении заключается в том, что эти буквы всегда обозначают звук [й], его артикуляцию (поэтому эти буквы и называют йотированными – по названию буквы латинского алфавита «–йот). Различие лишь в том, что после согласного эта артикуляция смягчает согласный, становится составной частью артикуляции мягкого согласного, а в начале слова, перед гласным [й] – самостоятельная фонема и образует с гласным целый слог.

Примеры: пение [ п’э΄ н’ и й э ],

пять [ п’ а т’ ], язык [ й а з ы΄ к ],

лен [ л’ ó н ], ёлка [ й ó л к а ],

люк [ л’ ý к ], лью [ л’ й ý ].

2. Какие звуки обозначает буква «з» в словах: звук, зима, воз, изморозь, возчик? Объясните.

Разбор:

· [з] – звук [з в у к] – перед звонким твердым [в];

· [з’] – зима [з’ и м á] – перед гласным [и] переднего ряда;

· [с] – воз [вoс] – на конце слова звонкий оглушается (редукция – ослабление в абсолютном конце слова);

· [с’] – изморозь [ú з м о р о с’] – мягкость согласного обозначена буквой «ь», а звонкий на конце слова оглушается;

· [ш’] или [щ’] – возчик [в ó щ’ и к] – сочетание [зч’] звучит как один долгий глухой мягкий [ш’] – [вoш’ик].

3. Обозначьте звуковой состав форм существительного воробей и местоимения мой; докажите, что буква «и» тоже обозначает два звука после гласного и разделительного ь знака (в начале слова она никогда не обозначает два звука).

Воробей, воробьём, воробью, воробья, воробьи; мой, моя, мою, мои.

Разбор:

[в а р а б’ э΄ й], [в а р а б’ й ó м],

[в а р а б’ й á], [в а р а б’ й ý], [в а р а б’ й ú ]; [м ó й], [м а й á],

[м а й ý], [м а й и].

Звук [й] звучит в абсолютном конце данных слов в их начальной форме, в формах косвенных падежей звук [й] звучит в составе слогов [й э], [й о], [й у], [й а], [й и]:

[т в ó й], [т в а й á], [т в а й ó], таким образом, [й] не может исчезнуть и перед гласным [и], хотя звучит слабо, сливаясь с гласным [и].

4. Обозначьте в разных формах слов воробей и мой основу и точное, фонетическое, а не письменное, графическое, окончание.

Разбор:

воробей ?,воро [б’ й + и ], воро [б’ й + áми ],

воро [б’ й +óм ];

мой ?,мо[й + úм ], мо[й + úх ] и т.д.

Звук [й], который обозначается в формах косвенных падежей этого существительного и притяжательного местоимения с помощью букв е, ё, ю, я, не входит в точное окончание этих форм, а выступает частью основы (корня) слов, как и в их начальных формах.

5. Докажите, что звуковой конец –ом в данных словах выступает разной частью слова (морфемой): атом, столом, новом, поём, вдвоём, бегом, поделом.

Разбор:

атом ? – часть корня существительного мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме;

стол ом – окончание существительного мужского рода в творительном падеже единственном числе;

нов ом – окончание прилагательного в форме мужского рода единственного числа предложного падежа;

[пай óм] – личное окончание глагола I спряжения в форме 1-го лица множественного числа;

[в дв ай óм] –суффикс наречия, неизменяемой части речи (два суффикса: -ой – числительного и -ом –наречия).

[б’эг óм] – суффикс неизменяемой части речи – наречия;

[пад’эл óм] –суффикс наречия.

6. Раскройте морфемное членение глагольных форм хóдите и ходи΄те.

Разбор:

ход ите – форма 2-го лица множественного числа, окончание –ите (глагол II спряжения) и непроизводная основа ход-, т.е. равна корню;

ход и те – форма повелительного наклонения 2-го лица множественного числа: окончание –те и производная основа ходи- (корень ход- и суффикс основы неопределенной формы –и- : ход и ть).

7. Сколько звуков в глагольной форме бегаем? Сколько морфем? Какой морфемой выступает звук [й]? Докажите.

Разбор:

[ б’ э΄ г а й э м ] – 7 звуков; 4 морфемы: фонетическое окончание -эм , в производной основе два суффикса: суффикс –а– основы неопределенной формы глагола и суффикс -й- основы настоящего времени глагола: бег а[ й + -у, -эш ] и т.д.

8. Найдите в данных словах звук [й], какой морфемой (частью слова) он выступает: елью, лью, льет, соловьи, птичьи, трое, интервью.

Разбор:

[й э' л’ й у ] - [й] – начальный звук корня и [й] – в составе окончания существительного в творительном падеже единственного числа;

[л’ й ý ], [л’ й óт ] – [й] - суффикс основы настоящего времени глагола;

[салав’й и ] – [й] - конечный звук корня;

[пт’úч’й и] – [й] – суффикс притяжательного прилагательного (ср. в начальной форме: [пт’úч’ ий—]);

[тро й’ э ] – [й] - в суффиксе собирательного числительного;

[интэрв’й’ý] – [й] - в составе неизменяемого и нечленимого имени существительного среднего рода (заимствовано из английского языка: беседа в форме вопросов и ответов для распространения на радио, в печати; ср. образованное от него существительное: интервьюер – с членимой и изменяемой формой: [интэрв’й’у эр —] ).

9. Одинаковой ли морфемой является –ий в прилагательных синий и рыбий? Докажите.

Разбор:

Это разные служебные морфемы (части слова), так как эти прилагательные относятся к разным разрядам:

син ий – качественное прилагательное, -ий – окончание; ср.: син его, син им;

рыб ий — – притяжательное прилагательное, -ий – суффикс, окончание в начальной форме нулевое; ср формы косвенных падежей: [рыб’ й эво ], [рыб’й эму], [рыб’ й им ] и т.д.

10. Определите фонетический состав слов, выделите в них основу и окончание: струя, здание, волчья, играют.

Разбор:

[струй á], ср.: струй , стру[й и ];

[здан’ ий э ], ср.: зданий , здани[й а] , в здани[й¢ и ];

[волч’ й а ], ср.: волчий , волч[й и ];

[игр а й ут ], ср.: игр а ть, игр а й ,

игр а [й у ].

11. Укажите исторические и фонетические чередования в словах:

а) возить – вожу – везу - воз - повозка – везти;

б) нога – ноги – ножной – ног – ножка.

Разбор:

а) исторические чередования в корне воз- :

о/е: воз – везу; з/ж: везти – вожу;

фонетические чередования в корне воз- :

· о/а: [павó[ска] – [ваз’úт’] – в безударном слоге [о] звучит близко к [а];

· з/с: [в’эзу] - [в’ос] – на конце слова звонкий согласный оглушается;

· з/з: [в’эзý] – [ваз’úт’] – [з] смягчается перед [и];

б) историческое чередование в корне ног-:

г/ж: нога – ножной;

г) фонетические чередования в корне ног-:

· о/а:ног – [нагá] – в безударном слоге произносится [а] краткое;

· г/к: нога – [нок] – на конце слова звонкий согласный оглушается;

· г/г: нога – [ног’и] – [г] смягчается перед [и];

· ж/ш: ножной – [ношка] – перед глухим согласным произносится глухой: уподобление – ассимиляция.

12. Выделите окончания и установите, сколько омонимичных окончаний (окончаний–омонимов) [-а] в приведенных словах: стена, города, река, учителя, стуча, земля, любя, коня, молода, моя, стола, амплуа.

Разбор:

· стена, река, зем[л’а] – окончания существительных женского рода в именительном падеже единственном числе;

· города, учите[л’а] – окончания существительных мужского рода в именительном падеже множественном числе;

· стола, ко[н’а] – окончания существительных мужского рода в родительном падеже единственном числе;

· молода – окончание краткого прилагательного в женском роде единственном числе;

· [майа] – окончание притяжательного местоимения в форме женского рода единственного числа именительного падежа.

Вывод: пять омонимичных окончаний –а.

· В формах стуча, любя нет окончаний, т.к. это неизменяемые формы глагола – деепричастия, в них –а/-я - суффиксы форм несовершенного вида.

· Существительное амплуа – неизменяемое и нечленимое, среднего рода (заимствованное из французского: своеобразная специализация актера на исполнение таких ролей, которые соответствует его данным, характеру и т. д.; в переносном значении – это роль, род занятий).

13. Чем отличается окончание от суффиксов? В каких приведенных словах есть окончание: вода, стол, ходишь, неси, втроём, люблю, пишите, туч, ходил, три, рыбный, рыбий, скорее, чудеса. Что такое нулевое окончание?

Разбор:

· вод а – окончание существительного женского рода в единственном числе именительном падеже;

· стол › - нулевое окончание существительного мужского рода в единственном числе именительном падеже (ср. в формах косвенных падежей: стол а, стол у и т.д.);

· ход ишь – окончание глагола в форме 2-го лица единственного числа;

· нес и › - нулевое окончание глагола в повелительном наклонении в единственном числе (ср. во множественном числе: нес и те);

· втроем – неизменяемое слово – наречие, окончания нет;

· люблю – [л’убл’у] – окончание глагола в форме 1-го лица единственного числа (б/бл);

· пиш и те – окончание глагола в форме повелительного наклонения 2-го лица множественного числа (с/ш);

· туч › - нулевое окончание существительных женского рода в родительном падеже множественном числе (ср.: туч а, туч ей);

· ход и л › - нулевое окончание глагола в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа (ср.: ходил а, ходило, ходили; формообразующий суффикс –л-);

· тр и – окончание числительного в начальной форме – в именительном падеже (ср.: трёх, трём);

· рыбн ый – окончание прилагательного в мужском роде единственном числе;

· рыбий› - нулевое окончание притяжательного прилагательного в форме мужского рода единственного числа именительного падежа (ср.: рыбьего, рыбьему, рыбьим, рыбьем;-ий- (й) – в притяжательном прилагательном суффикс основы со значением притяжательности: [рыб¢йим], [в рыб’йэм] и .);

· скор ее – нет окончания, т.к. это наречие – неизменяемая часть речи;

· чуд ес а – окончание существительного среднего рода в форме именительного падежа множественного числа (чудо, чуда, чудес › …).

Выводы:

· Окончание отличается от суффикса тем, что это изменяемая часть слова, следовательно, не входит в основу слова, служит для изменения слова. Суффиксы, как правило, входят в основу слова, т.к. служат для образования новых слов от уже существующих:

лис а – лис ёнок - лис ий .

· Окончание есть только в изменяемых словах. Окончание может быть нулевым в одной из форм слова.

· В неизменяемых словах может выделяться корень, суффиксы, но окончания никакого быть не может. Например, в наречиях, деепричастиях: быстро – быстрее, думая [думайа] – 3 суффикса: -а- основы неопределенной формы глагола думать, -й- основы настоящего времени глагола дума[йу],

· -а - суффикс деепричастия несовершенного вида.

· Несклоняемые существительные даже и не членятся, это заимствованные слова: кофе, пальто, радио, амплуа, интервью.

В существительном пальтоживой процесс выделения суффикса, образованы производные слова пальтецо, пальтишко и даже прилагательное пальтовая (ткань).

14. Найдите основу и окончание в словах: девчонка, девичьи, семья, ночью. Обозначьте их точное звучание.

Разбор:

дев ч онк а , дев ч онк и … (ср.: дев а, дев ушк а, дев к а);

девичьи, девичья – притяжательное прилагательное: [д’эв’ич’йи], [д’эв’ич’йа];

семья, семьи, семей: [с’эм’йá], [с’эм’йи], [с’эм’эй];

ночью: ночь ›, но [ч’йу], но [ч’эй], ноч’ ами.

15. Найдите корень слова и объясните правописание слов: подьячий, Подьякова, падчерица.

Разбор:

по дьяч ий - дьяк: историческое чередование в корне к/г;

По дьяк ов а – фамилия от существительного дьяк;

па дч ер иц а , дочь ›, доч ер и : историческое чередование в корне: о/ноль звука, фонетический корень [ч’ч’]: [пач¢ч¢эр¢ица]; ср. : приставка па- в словах пасынок – сын, паводок – вода.

16. Обратите внимание на однокоренные слова, различающиеся в своем строении суффиксами, приставками, отсюда у них различие в значении, его оттенках, употреблении: три – трое – втроем – втрое.

Разбор:

Три, трёх… – имя числительное, количественное.

Трое – [тр ой э] – имя числительное, собирательное, употребляется с существительными, обозначающими лиц мужского пола (трое студентов, но три студентки), с существительными люди, дети, ребята, с существительными, обозначающими детенышей (трое котят) и с существительными, имеющими только форму множественного числа (трое ножниц). Недопустимые сочетания типа двое девочек, пятеро женщин встречаются не только в устной речи, но даже в печати (это нарушение нормы, правила).

Втроем [ф тр ай óм] – наречие со значением совместности.

Втрое [ф тр óй э] – наречие с определительным значением (сложить лист втрое).

Все задания приведенных типов показывают, каким образом можно строить анализ звуковой и морфемной структуры слова. Важно положить подобное внимание к структуре слова за правило осознанного овладения родным языком, обращаться к такой работе не от случая к случаю ради формы, а всякий раз уместным образом увязывая подобные вопросы, элементы такого анализа с изучаемым материалом. Это явится одним из аспектов системного подхода к языку и языковому анализу.

 

 

Рекомендуемая литература

1. ДроздоваО.Е. Конспект урока «Соотношение звуков и букв в разных языках» // Русский язык в школе. 2006. № 5. Стр.37–41.

2. Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе// Русский язык в школе. 2000. № 5. Стр.28–32.

3. Крамаренко Г.М., Матюшкин А.Б. Вспомним фонетику и подготовку к экзамену// Русский язык в школе. 2005. № 2. Стр. 35–41.

4. Моисеев А.И. Буквы и звуки: О современном русском письме. Л., 1968.

5. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры…: Книга для учащихся 8–10 классов. М., 1987.

6. Севостьянова Т.И. Клуб знатоков: фонетический турнир //Русский язык в школе. 2005. № 3. Стр. 48–49.


Элина Николаевна Осипова

 

 

МАТЕРИАЛЫ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.