Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ



Названные в заголовке параграфа слова часто используются как синонимы, попробуем их различить.

Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Когда говорят «эта работа требует профессионализма», имеются по сути дела ввиду нормативные требования профессии к личности человека. Здесь профессионализм – это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Назовем условно такое понимание «нормативный профессионализм».

В другом Смысле употребляется это слово, когда говорят «этому человеку присущ профессионализм». Здесь речь идет о том, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека.

Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется ввиду его осуществление на высоком уровне. Отдельные характеристики профессионализма и профессионала мы рассмотрим в следующем параграфе.

Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Это, на наш взгляд, тоже характеристика конкретного человека (или его действий – например «компетентное решение»), а на именно – индивидуальная характеристика степени соответствия требования профессии. Чем же характеризуется компетентность? В некоторых словарях компетентность иногда определяли как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Причины как компетентности, так и некомпетентности могут быть разные: состояния личности, в том числе эмоциональная устойчивость или неустойчивость, хорошее или плохое здоровье и др. В определении содержания компетентности и установлении причин ее наличия или отсутствия важно принять участие профессиональному психологу.

Судить о наличии компетентности (4) предлагается по характеру результата труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или измерение конечного результата – это единственный научный способ судить о компетентности. Неправомерно судить о компетентности не по результату, а по тому, что вкладывается в его достижения, например, старания человека. Компетентность нельзя свести и к образованности человека, ибо, по выражению того же автора, «некомпетентность свободно разгуливает под сводами учебных заведений». (4, с. 40)


Профессиограмма (левая[1] часть таблицы)

Модули профессии Задачи труда в профессии (роль предназначение профессии в обществе, распространенность профессии в обществе) 1. Труд в профессии Объект труда. «Трудограмма»
предмет труда профессиональные знания профессионально необходимые действия средства тру да условия труда организация и кооперация в тру де продукт (результат цель' труда показатель эффективности труда социально принятые уровни профессионализма, квалификационные разряды в данной профессии права представителя данной профессии обязанности представителя данной профессии объективное влияние труда в данной профессии на человека
позитивное негативное
1-й модуль                          
2-ой модуль                          
3-ий модуль И т.д.                         I
                             

 


Профессиограмма (правая часть таблицы)

2 Человек в профессии. Субъект труда. Психограмма
Профессионально важные психологические качества человека, Субъективное воздействие человека на ТРУД в данной профессии
способствующие эффективному выполнению деятельности и развитию человека в труде (психологические показания) препятствующие эффективному выполнению деятельности и развитию человека в труде (психологические противопоказания)
мотивационная сфера операциональная сфера мотивационная сфера операциональная сфера  
мотивы, цели, задачи человека профессиональные притязания эмоции, психические состояния удовлетворенность трудом психологические знания о труде психологические действия, способы, приемы, умения профессиональные способности, профессиоальная обучаемость профессиональное мышление профессиональное саморазвитие     профессиональное творчество
                       
                       
                       

 

 


 

Компетентность следует отличать от компетенции – определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать. Иногда можно услышать: это в области моей компетентности (я умею, могу это решить), но не в моей компетенции (меня не уполномочили это решать); или, что реже: это в моей компетенции (я имею право это решать), но я чувствую, что у меня недостает компетентности для этого. Хорошо, если бы каждый работник на своем месте осознавал не только границы своей компетенции (которые еще и преуменьшаются из-за перестраховки), но и степень своей компетентности.

Компетентность противостоит некомпетентности и сверхкомпетентности – знанию способа выполнять работу лучше, чем принято. В некоторых организациях (иерархиях) сверхкомпетентность принимается за такое же зло, как и некомпетентность. По шутливому выражению Л. Питера, человека в его профессиональной жизни выдвигают наверх, пока он не достигнет своего уровня некомпетентности; вся полезная работа в обществе совершается теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности (4),

Вероятно, компетентность конкретного человека, уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов.

Будем различать разные виды профессиональной компетентности:

– специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

– социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

– личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

– индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

Названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Описанный подход к видам профессиональной компетентности представлен в табл.3.

Названные виды компетентности могут не совпадать в одном, человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую -социальную, личностную.

Выделяют некоторые общие виды компетентности, необходимые для человека независимо от профессии (они перекликаются с описанными выше межпрофессиональными модулями). Это некоторые ядерные профессионально важные качества и типы профессионального поведения, являющиеся основой широкого круга профессий и не теряющие своего значения при изменениях в производстве, в социальной практике.

Можно сказать, что каждый из описанных выше видов компетентности включает в себя такие общие межпрофессиональные компоненты:

– специальная компетентность – способность к планированию производственных процессов, умения работать с компьютером, с оргтехникой, чтение технической документации, ручные навыки;

– личностная компетентность – способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения; способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

– индивидуальная компетентность – мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.

В последнее время уместно говорить еще об одном виде компетентности – «экстремальной профессиональной компетентности», когда человек готов к работе во внезапно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этими и близкими психологическими качествами, более, чем другие готовы к смене профессий, к переучиванию, им меньше угрожает безработица.

 

Виды профессиональной компетентности

Табл. 3

Стороны труда Виды профессиональной компетентности Профессионализм Непрофессионализм Виды некомпетентности
Профессиональная деятельность Специальная деятельностная компетентность – понимание предназначения, миссии данной профессии; – избрание некоторой деятельности постоянным занятием, обращение этого занятия в профессию; – овладение нормами профессиональной деятельности, высокая эффективность; – достижение высоких результатов, стабильность результатов; – профессиональное мастерство; – владение несколькими видами профессиональной деятельности в рамках профессии; – профессиональное сознание (осознание максимального числа признаков профессиональной деятельности – предмета, средств, результата труда); – профессиональное мышление, профессиональная интуиция, самостоятельность в решении профессиональных проблем; – оптимальная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки   – непонимание предназначения профессии; – частая смена профессиональных занятий; – невыполнение профессиональных функций; – низкая эффективность, неумение работать хорошо; – брак в работе и его маскировка («профессиональная халтура»); – владение одним видом профессиональной деятельности; – нарушение правовых нормативов профессии; – низкий уровень профессионального сознания (недостаточное осознавание предмета, задач, средств, результатов труда); – высокая психологическая цена результата, постоянное переутомление, усталость Специальная некомпетентность
Профессиональное общение Социальная, общенческая, коммуникативная компетентность – отнесение себя к профессиональной общности; – овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии; – направленность профессиональных результатов на благо других людей, духовное обогащение других людей средствами своей профессии; – социальная ответственность за последствия своих поступков; – умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость; – гибкая смена социальных ролей в профессии; – готовность к изменениям, умение воздействовать на процессы изменения в межличностных отношениях; – конкурентноспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности; – соответствие профессионального должностного статуса (места среди других) индивидуально-личностным качествам – нарушение этических норм профессии, превышение прав и полномочий, злоупотребление служебным положением; – следование узко эгоистическим интересам в ущерб интересамобщности людей, – социальная безответственность; – неумение работать в кооперации с другими людьми, плохая совместимость; – низкая конкурентноспособность, неумение соотнести результаты своего профессионального труда с потребностями социума, – асоциальное поведение, конфликтность, деструктивность; – перенос профессиональных навыков на личное, внепрофессиональное общение, «невыход» из профессиональной роли Социальная некомпетентность
Профессиональная личность Личностная компетентность – устойчивая профессиональноя мотивация, направленность на сохранение верности своей профессии; – наличие позитивной Я-концепции, самоценность; – переключаемость, универсальность; – творческая установка, сознательное профессиональное творчество, отказ от старого ради нового; – осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии; – обогащение профессии средствами своего творчества; – приспособление себя к профессии и профессии к себе, – гибкое компенсаторное приспособление; – преобладание положительного эмоционального настроя; – индивидуальность в профессиональном труде; – удовлетворенность профессиональным трудом – неустойчивая профессиональная мотивация; – немотивированное, спонтанное профессиональное поведение; – консервативные установки, противодействие инновациям, – ригидность, слабая изменяеость; – преобладание репродуктивных, адаптивно-приспособительных приемов труда над творческими; – профессиональные акцентуации и профессиональные деформации личности; – достижение своего уровня некомпетентности остановка в профессиональном реете, имитация компетентности и активности; – преобладание отрицательного эмоционального настроя; – комплексы неудовлетворенности и неполноценности Личностная некомпетентность
Целостное профессиональное саморазвитие Индивидуальная компетентность – целостное профессиональное самосознание, знание профессиограм-мы своей профессии; – принятие себя как профессионала; – постоянно углубляющийся процесс профессионального самопределения; – саморазвитие профессиональных способностей; – интернальность как видение в себе самом причин успеха-неуспеха, – сильное целеполагэние, помехоустойчивость; – самопроектирование, самоэкспериментирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация сценария своей профессиональной жизни; – согласованность между мотиваци-онной и операциональной стороной деятельности; – профессиональная обучаемость; – опора на прошлый профессиональный опыт, преемственность; – возрастание индивидуализации и относительной автономии по мере профессионального роста; – обращенность результатов своего индивидуального профессионального развития на благо общности людей, других людей – отсутствие целостного интегрального устойчивого профессионального «Я»; – незнакомство с профессиограммой своей профессии; – эпизодически возобновляющееся профессиональное сомопределение, – экстернальность как видение причин своего успеха-неуспеха во внешних обстоятельствах; – слабое целеполагание, низкая помехоустойчивость; – подчинение профессионального роста случайным внешним факторам. – низкая профессиональная обучаемость, профессиональная закрытость; – рассогласование между мотиваци-онной и операциональной стороной профессиональной деятельности Индивидуальная некомпетентность

Слово «квалификация» также используется как в нормативном смысле, например, «работа требует высокой (педагогической, летной и др.) квалификации» и в смысле характеристики конкретного человека – «этот человек имеет высокую квалификацию». В первом случае квалификация означает требования профессиональной деятельности к работнику в качественном и количественном выражении (что должен знать, уметь работник первой, второй, третьей категории).

В профессиограмму наряду с указанным выше содержанием желательно включать и квалификационные характеристики, то есть требования профессии к разному уровню выполнения труда. В квалификационных характеристиках определяется, какие профессиональные задачи должен решать специалист, что должен знать и уметь, какие личностные качества следует иметь работнику высшей, первой, второй и третьей категории. В связи с этим может составляться квалификационный профиль – документ, в котором необходимые работнику качества находят количественное выражение.

Как соотносятся профессиограмма и квалификационная характеристика? В первой указаны объект труда (характеристики нормативной профессиональной деятельности) и субъект труда (психологические качества человека, необходимые ему в целом для труда в данной профессии); во второй – конкретизируется, что должен знать, уметь, какими психологическими качествами обладать человек с разным квалификационным разрядом. Если нормативный профессионализм – это общая характеристика требований профессии к человеку, то квалификация в ее нормативном смысле – требования профессии к разным уровням выполнения труда.

Сегодня приходится слышать и читать о том, что существует квалификационная пропасть между запросами общества и уровнем подготовки специалистов, кадров.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.