Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Миграция готов к Чёрному морю. Овладение землёй Ойум (Oium) и война со спалами (Spali)



(26) Когда там (в Готискандзе на южном берегу Балтики – М.Ж.) выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер (если Берига связывать с появлением в Поморье памятников типа Одры-Венсеры в середине I в. н.э., то пятое поколение после него придётся где-то на 150-170 гг. н.э. – М.Ж.), сын Гадарига, то он постановил, (27) чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум. Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться. Говорят, что та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала ее недосягаемой, соединив вместе и то и другое. Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого [пребывания], (28) хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения; о том же свидетельствует и Аблавий, выдающийся описатель (29) готского народа, в своей достовернейшей истории[70].

Этот рассказ имеет выраженные черты фольклорного повествования: поломка моста при переправе через реку из-за которой половина народа осталась в недосягаемой местности, где издали можно увидеть следы её жизнедеятельности – это набор распространённых фольклорных сюжетов (ср. выше мнение А.Н. Анфертьева). Так, например, в качестве параллели можно привести известную средневековую легенду о поломке моста при форсировании монголами реки в Венгрии, из-за чего будто бы погиб Батый. Хотя сквозь флёр фольклорных наслоений и можно предположить здесь некую память о разделении готов в процессе миграции: какая-то часть народа не пошла дальше определённого места. Археологические данные говорят, что именно так оно и было: часть готов на протяжении их «балтийско-черноморского пути» оседала и не продолжала движения.

Поиск географического прототипа реки, через которую переправлялись готы в «Повести» является делом в высшей степени непростым уже в силу того, что на своём пути от Балтики к Чёрному морю готы переправились в разное время через несколько крупных рек, память о которых могла контаминироваться в их сказаниях: Вислу, Западный Буг, Припять, Днепр. Собственно, каждую из них разные учёные и предлагали на роль «реки со сломанным мостом» из готского сказания.

Так, например, В.В. Седов видел в этой реке Вислу[71], но проблема в том, что уже исходный регион вельбарской культуры охватывал оба берега этой реки, что наглядно демонстрирует карта, составленная самим Седовым[72].

Распространённая трактовка «реки со сломанным мостом» как Днепра, которую отстаивала, например, переводчик и комментатор Иордана Е.Ч. Скржинская[73], по справедливым словам В.В. Седова «невероятна»[74]: у Иордана речь идёт о реке где-то на северо-западной границе Скифии, в то время как «Днепр находился в глубине Скифии, за ним начиналась не Скифия, а Меотида»[75].

В этом смысле атрибуция «реки со сломанным мостом» как Припяти, предложенная Ф. Бирбрауэром, выглядит более логичной (вспомним и копьё из Сушично). Думается, что если не рассматривать «реку со сломанным мостом» как исключительно фольклорный мотив, то Припять является на данный момент наиболее обоснованным претендентом на роль её реального гидрографического прототипа.

Следующим ориентиром для нас является «народ» (gens) спалов (Spali), с которым сразились готы по приходу в Ойум. В историографии наметилось две, так сказать, «генеральных линии» атрибуции спалов. Одна из них связывает его со славянским «исполин» и, соответственно, трактует спалов как славянский народ, другая связывает с упоминаемыми Плинием Старшим (между 22 и 24 гг. – 79 г.) спалеями (Spalaei): «Другие [сообщают], что сюда вторглись скифы: авхеты, атернеи, асампаты; они поголовно уничтожили танаитов и напеев. Некоторые пишут, что река Охарий течет через земли кантиков и сапеев и что Танаис перешли сатархеи, гертихеи, спондолики, синхиеты, анасы, иссы, катееты, тагоры, кароны, нерипы, агандеи, меандареи, сатархеи-спалеи»[76] (Plin. VI. 22-23).

Д.А. Мачинский и С.В. Воронятов равно как и О.В. Шаров безоговорочно принимают вторую интерпретацию, в то время как первую даже не рассматривают. Объясняется это, к сожалению, внеисточниковыми причинами. Указанные исследователи принадлежат к петербургской археологической школе, которая разрабатывает так называемую «лесную» концепцию славянского этногенеза[77], согласно которой a priori никаких славян на «готском пути» от Балтики к Чёрному морю быть не могло, так как их предки тогда проживали в ареале «лесных» культур: штрихованной керамики, днепро-двинской, юхновской и т.д.[78]

Не вдаваясь сейчас в дискуссию о происхождении славян, отмечу, что здесь существует целый ряд концепций, среди которых «лесная» – лишь одна из нескольких и отнюдь не является общепринятой[79]. Любой добросовестный исследователь не должен игнорировать этот факт и ставить телегу впереди лошади: не общие концепции должны направлять чтение источников, но верное объективное прочтение источников должно показать правоту той или иной концепции.

В данном случае хорошо видно, как авторы обеих статей приняв a priori одну возможную атрибуцию спалов Иордана попали в своеобразную логическую ловушку так, что им пришлось домысливать за источники. Поскольку Плиний Старший знает сатархеев-спалеев где-то в Подонье, Д.А. Мачинский и С.В. Воронятов в соответствии со своими взглядами на локализацию Ойума, вполне соответствующими, надо сказать, тексту Иордана, вынуждены были постулировать не имеющее никакой опоры в источниках допущение, согласно которому они переселились далеко на северо-запад, а заодно и из небольшого «племени», фигурирующего в конце длинного перечня стали «настолько сильными, что победа над ними отпечаталась в эпической памяти готов»[80].

В свою очередь, О.В. Шаров, понимая, что никаких оснований «переносить» сатархеев-спалеев из Придонья и Приазовья источники не дают, локализовал Ойум вопреки тексту Иордана не на северо-западном пограничье Скифии, куда ранее всего продвинулись готы, а на её далёкой юго-восточной окраине.

Таким образом, мы видим, что удовлетворительно согласовать повествование Иордана об Ойуме с отождествлением его спалов с сатархеями-спалеями Плиния нельзя. Видимо, правы те, кто как, например, А.Н. Анфертьев утверждает, что перед нами лишь случайная омонимия[81].

Более того, есть серьёзные основания полагать, что спалеи/Spalaei Плиния – это не этноним вообще. По словам О.Н. Трубачева «Плиниевская форма Spalaei уводит в индо-арийский Крым и относится к сатархам – Satarcheos Spalaeos, букв, ‘’сатархи – жители пещер’’ от греч. апеллатива Σπηλιοι ‘пещерники’»[82]. Т.е. перед нами всего лишь определение, данное в источнике сатархам и ничего больше. То, что это именно так удостоверяет следующий пассаж из «Хорографии» Помпония Мелы (I в. н.э.), объясняющий плиниево прозвище сатархов: «Сатархи… из-за суровой и к тому же постоянной зимы живут в выкопанных в земле жилищах, в пещерах и подземельях, при этом они закутывают всё тело и даже лицо прикрывают так, чтобы только видеть (курсив мой – М.Ж.)»[83] (II. 10).

Учитывая вышесказанное, логично обратиться к давней и прочной лингвистической и исторической традиции, связывающей спалов Иордана со славянским «исполин» (праслав. *jьspolinъ/*spolinъ)[84]. Где готы могли столкнуться со славянами на своём пути с берегов Балтики к Чёрному морю? По мнению В.В. Седова этими славянами были жители восточного ареала пшеворской культуры Мазовии, Подлясья и Западной Волыни[85]. Пшеворская культура, как показали в своих работах В.В. Седов и И.П. Русанова, представляла собой сложное поликомпонентное образование, в составе которого были кельты, германцы и славяне, последние преобладали в восточной части пшеворского ареала[86]. По словам И.П. Русановой «постоянный славянский компонент в пшеворской культуре был довольно многочисленным и мало смешивался с другими этническими группами»[87].

Применительно к нашему сюжету эти выводы могут быть и конкретизированы. Наиболее точным соответствием иордановым сполам является так называемая зубрецкая группа пшеворских памятников, существовавшая в позднелатенское и раннеримское время на Волыни и в Верхнем Поднестровье и сложившаяся при некотором участии позднезарубинецкого населения. То, что основу населения зубрецкой группы составляли славяне, убедительно показал её ведущий исследователь Д.Н. Козак[88].

По археологическим материалам отчётливо видно, что при вторжении «вельбарцев»-готов на Волынь в конце II – начале III вв., славяне постепенно перемещаются к югу, в Поднестровье, где количество их поселений растёт, в то время как на севере, на Волыни, они исчезают, здесь распространяется вельбарская культура готов[89]. Эта археологически фиксируемая картина хорошо согласуется со сведениями Иордана о победе готов над спалами при покорении Ойума. Именно с носителями зубрецких традиций встретились готы по приходу в Скифию, именно с ними вступили в борьбу, и именно их вытеснили с определённой территории. К сожалению, эти материалы оказались полностью проигнорированы авторами рассмотренных новейших работ, посвящённых локализации Ойума.

То, что именно Волынь была «желанной землёй», куда в своей историко-эпической памяти стремились готы, хорошо показывают археологические материалы. М.Б. Щукин констатирует, что «наибольшая концентрация вельбаркских памятников наблюдается на Волыни»[90]. Волынь стала важным готским центром и своеобразной базой для дальнейшей экспансии «вельбарцев»-готов в земли Скифии, одним из районов кристаллизации черняховской культуры.

Что же касается славян-«спалов», носителей зубрецких культурных традиций, отошедших под готским натиском на юг, в район Верхнего Днестра, то они на следующем этапе представлены памятниками типа Черепин-Теремцы, включаемыми обычно в качестве особого локального варианта в состав черняховской культуры (хотя, например, М.Б. Щукин высказался за их исключение оттуда в силу выраженного своеобразия[91]), которые стали одной из основ для становления славянской пражской культуры, что рельефно показано их исследователем В.Д. Бараном[92].

В преданиях многих народов говорится о том, что некогда землю населяли мифические великаны, которым на смену пришли обычные люди, нередко так тот или иной народ осмысляет историю своей борьбы с какими-то древними сильными врагами. Славяне, к примеру, так осмыслили свою борьбу с аварами. В Повести временных лет пересказано славянское эпическое сказание о войне между аварами и дулебами, в котором авары наделены чертами мифических великанов, предшествовавших заселению земли обычными людьми[93]. Аналогично и «в старопольской традиции авары-обры наделялись обликом допотопных – доисторических – исполинов»[94]. Видимо, в готском эпосе в качестве древних великанов, противников готов, рассматривались славяне.

То, что дело обстояло именно так подтверждают следующие факты, собранные А.Н. Веселовским. Ещё Я. Гримм высказал гипотезу, согласно которой др.-в.-нем, antisc, antrisc, entrisc ‘autiquus, priscus’, а.-сакс. entisс ‘giganteus’ от ent ‘gigas’ и прочие родственные лексемы производны от имени антов[95]. Как пишет А.Н. Веселовский, образ антов был в немецкой фольклорной традиции обобщен «в народных поверьях, как то случилось с другими отжившими, когда-то славными народами: гуннами у немцев, обрами, чудью, спалами у славян, эллинами у современных греков. Анты явились исполинами, им стали приписывать загадочные древние сооружения (Entiskenweg, entisca geweorc) как у нас курганы нередко носят этнические прозвища… в преданиях является какое-то ‘’антское’’ пещерное племя»[96].

А.Н. Веселовский приводит несколько соответствующих немецких преданий об антах, в которых они предстают в качестве древнего исчезнувшего народа, подобно славянским обрам или чуди. Вот для примера одно из них: «Предание записано в Тироле. Если пойти из Преграттена (Pregratten. слав. Преграда) в Виндталь (Windthal = долина вендов?), то на разделе вод п племен, баварского и славянского, встретишь так называемую антскую берлогу (das antische Loch), о которой рассказывают следующее: в старые годы жили в Виндтале, в этой берлоге, какие-то люди, редко или никогда не показывавшиеся в долине. Только однажды пришла оттуда девушка-красавица и напилась в услужение в Преттау. Она была молчалива и никому не говорила о своем роде-племени; говорила только, что в Преттау ей быть не долго, потому что когда появится там вооруженный всадник на белом коне, ей снова надо будить вернуться в свою берлогу. Так рассказывая, она плакала; и, действительно, как скоро появился всадник, девушка исчезла. Из берлоги и теперь еще слышится детский плачь, а на камнях кругом видели нередко пелёнки, сушившиеся на солнце. В песке у берлоги находили крошечные светло-желтые камешки, величиной с горошину и менее; им приписывают целебный свойства: вытягивать из глаз осколки дерева и сор, туда попавший. Говорят, что это окаменевшие слезы Антских людей»[97].

Таким образом, в германской традиции славяне заняли место древнего народа великанов, сошедшего с исторической сцены. Интересно при этом, что в качестве его обозначения в обиход вошёл один из древних славянских этнонимов, относящийся к рассматриваемой нами эпохе и вышедший с VII в. из оборота. Иордан сообщает о большой войне антов и готов в годы гуннского нашествия (Iord., Get. 246-247)[98].

А.Н. Анфертьев по этому поводку отметил: «можно думать, что этноним (анты – М.Ж.) попал на запад в составе готских фольклорно-исторических преданий об остроготско-антском конфликте. Может быть, уже в ранний период её формирования, частично отразившийся у Иордана, анты изображались великанами, победа над которыми была особенно почётна?»[99].

В рассказе «Повести о переселении готов» о борьбе готов со спалами отразилась готская традиция о древней войне или войнах со славянами на Волыни, в рамках которой противники готов уже начали осмысляться в качестве древнего народа великанов.

Любопытно, что впоследствии, когда в VI в. уже «пражские» славяне осваивали покинутую германцами Волынь, судя по всему, имел место зеркальный процесс. Летописцы отмечают, что древнейшим известным им славянским «племенем» на Волыни были дулебы: «дулеби живяху по Бугу, где ныне велыняне»[100]. Этот название имеет германскую этимологию. Согласно О.Н. Трубачеву «в слав. *dudlebi скрывается герм. *daud-laiba- с этимологическим значением ‘’наследство умершего, выморочное наследство’’, что хорошо вяжется с раннеисторическим процессом освоения славянами земель, покинутых одно время германскими племенами»[101]. Такой этноним указывает, что славяне, носители пражской культуры, вполне могли воспринимать предшествующих им насельников Волыни, германцев-готов, в качестве древнего вымершего народа.

Здесь также нельзя не коснуться ещё одного вопроса, имеющего богатую историографию, о соотношении спалов (Spali) Иордана и споров (Σποροι) Прокопия Кесарийского, которых этот автор называл предками антов и славян: «да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали ‘’спорами’’, как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища»[102] (IV. 29). Этимология византийского автора, очевидно, имеет чисто кабинетный и наивный характер (ср. выше аналогичную народную этимологию происхождения этникона «гепиды» у Иордана как «ленивые»). Вариантов расшифровки этого известия Прокопия было предложено немало[103] и эта тема нуждается в обстоятельном рассмотрении, которое в рамках данной статьи невозможно. Поэтому скажу только о том, что не вижу никакой связи между спалами Иордана и спорами Прокопия хотя бы потому, что в свете сказанного выше следует, что спалы – это вообще не этноним, а лишь готское осмысление славянской лексемы в качестве маркирования в своей исторической памяти славян как древнего легендарного народа – своего противника.

Не смотря на очевидные вкрапления фольклорных мотивов, которые, кстати сказать интересны сами по себе и сами по себе являются важным и ценным историческим источником, в основе «Повести о переселении готов» лежит память о реальных событиях ранней истории этого народа, которые вместе с тем являются и составной частью истории ранних славян.

Опубликовано в: Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2014. № 2 (36). С. 76-103

 

[1] Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступительная статья, перевод и комментарии Е.Ч. Скржинской. 2-е изд. М., 2013 (Византийская библиотека. Источники). С. 29-31, 46-51.

[2] Там же. С. 31-40.

[3] Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994. Т. I. С. 100.

[4] Там же.

[5] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 24. Примеч. 60.

[6] Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 115.

[7] Там же. С. 117.

[8] «Щукин М.Б.», Мачинский Д.А., Воронятов С.В. Готский путь, плодороднейшие земли Oium и вельбаркско-черняховское поселение Лепесовка // Европейская Сарматия. Сборник, посвященный М.Б. Щукину. СПб., 2011. С. 248.

[9] Там же. С. 251. Примеч. 6.

[10] Шаров О.В. В поисках страны «Ойум»: эпос или реальность? // Древности Западного Кавказа. Вып I. Краснодар, 2013. С. 122-127.

[11] Седов В.В. 1) Славяне в древности. М., 1994. С. 227-228; 2) Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 147.

[12] Bierbrauer V. Archäologie und Geschichte der Goten vom 1-7. Jahr. // Frühmittelalterliche Studien. Bd. 28. Berlin; New York. 1994. S. 105; Бiрбрауер Ф. Готи в І-VII ст. Територия розселення та просування за археологічними джерелами // Археологія. 1995. № 2. С. 38-39.

[13] Щукин М.Б. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). СПб., 2005. С. 89.

[14] Там же. С. 108.

[15] Шаров О.В. В поисках страны «Ойум». С. 123-124.

[16] Щукин М.Б. Готы и Готоны, Готискандза и Ойум // X Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов. М., 1986. С. 187.

[17] Щукин М.Б. На рубеже эр: Опыт историко-археологической реконструкции политических событий VI в. до н.э. – I в. н.э. в Восточной и Центральной Европе. СПб., 1994. С. 249.

[18] Топоров В.Н. Древние германцы в Причерноморье. Результаты и перспективы // Балто-славянские исследования. 1982. М., 1983. С. 254.

[19] Историографию см.: Седов В.В. Славяне. С. 143.

[20] Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI в. Опыт исторической этнографии. СПб., 2003. С. 70.

[21] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 188. Коммент. 68.

[22] Там же. С. 189.

[23] Lewicki T. Zagadnienie Gotуv na Krymie // Pzegląd Zachodni. Т. VII. N 5/8. Poznań, 1951. S. 82.

[24] Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М., 1999. С. 71-72.

[25] Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. 2-е изд. СПб., 2001 (Византийская библиотека. Исследования). С. 94.

[26] Там же. С. 94-95.

[27] Там же. С. 95.

[28] «Щукин М.Б.», Мачинский Д.А., Воронятов С.В. Готский путь, плодороднейшие земли Oium… См. также: Воронятов С.В. О территории сражения готов со спалами в «Getica» Иордана // Война и военное дело в скифо-сарматском мире. Ростов-на-Дону, 2014.

[29] Шаров О.В. В поисках страны «Ойум».

[30] Мачинский Д.А. Рыцарь познания // Европейская Сарматия. С. 13-14.

[31] Казанский М.М., Шаров О.В. Предисловие // Germania-Sarmatia II: Сборник, посвящённый памяти М.Б. Щукина. Калининград, 2010. С. 12. Примеч. 2; Шаров О.В. В поисках страны «Ойум». С. 123-124.

[32] Жих М.И. Проблема славянского этногенеза в работах В.В. Седова // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинёв]. 2013. № 1 (30). С. 121.

[33] Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации. М., 2001. С. 91.

[34] «Щукин М.Б.», Мачинский Д.А., Воронятов С.В. Готский путь, плодороднейшие земли Oium… С. 263-270.

[35] Шаров О.В. В поисках страны «Ойум». С. 127-132.

[36] Там же. С. 132-138.

[37] Там же. С. 142.

[38] Там же. С. 142.

[39] Там же. С. 142-144.

[40] Wołągiewicz R. Kultura wielbarska – problemy interpretacji etnicznej // Problemy kultury wielbarskiej. Slupsk, 1981.

[41] Шаров О.В. В поисках страны «Ойум». С. 144.

[42] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 65. См. также: Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 105.

[43] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 79-80.

[44] Тацит Публий Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии / Перевод А.С. Бобовича, ред. М.Е. Сергеенко // Тацит. Анналы. Малые произведения. М., 2003. С. 481.

[45] Седов В.В. 1) Славяне в древности. С. 180-181; 2) Славяне. С. 122-123.

[46] Там же.

[47] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 68.

[48] Меркулов В.И. У истоков Великого переселения народов: http://pereformat.ru/2011/09/u-istokov-velikogo-pereseleniya-narodov/ (дата обращения: 13.07.2014).

[49] Там же.

[50] Там же.

[51] Щукин М.Б. Готский путь. С. 55. Рис. 12.

[52] Там же. С. 45-48.

[53] Там же. С. 38.

[54] Там же.

[55] Тацит Публий Корнелий. Анналы / Перевод А.С. Бобовича, ред. Я.М. Боровского // Тацит. Анналы. Малые произведения. М., 2003. С. 90.

[56] Историографию см.: Щукин М.Б. Готский путь. С. 25-28.

[57] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 184. Коммент. 52.

[58] Там же. С. 65.

[59] Там же. С. 68, 77.

[60] Там же. С. 65.

[61] Ср.: Вольфрам Х. Готы. С. 62-63.

[62] Вольфрам Х. Готы. С. 36-37.

[63] Щукин М.Б. Готский путь. С. 33. Рис. 4.

[64] Седов В.В. 1) Славяне в древности. С. 223-224; 2) Славяне. С. 144-145.

[65] Седов В.В. 1) Славяне в древности. С. 223-225; 2) Славяне. С. 144-145; Щукин М.Б. 1) На рубеже эр. С. 244-249; 2) Готский путь. С. 28-48.

[66] Щукин М.Б. Готский путь. С. 25-57.

[67] Седов В.В. Славяне. С. 146-147; Русанова И.П. Вельбарская культура // Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. М., 1993. С. 182-183.

[68] Щукин М.Б. Готский путь. С. 103-108; Русанова И.П. Вельбарская культура. С. 189-190.

[69] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 253. Коммент. 312.

[70] Там же. С. 66. См. также: Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 105.

[71] Седов В.В. Славяне. С. 147.

[72] Там же. С. 145. Рис. 29.

[73] См. например: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 188-189. Коммент. 68.

[74] Седов В.В. Славяне. С. 147.

[75] Там же.

[76] Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2011. С. 189.

[77] Мои критические соображения о ней см.: Жих М.И. Проблема славянского этногенеза в работах В.В. Седова. С. 111-114, 118-119.

[78] Щукин М.Б. 1) Семь миров древней Европы и проблемы этногенеза славян // Славяне: этногенез и этническая история. Л., 1989; 2) Рождение славян // Стратум. Структуры и катастрофы. СПб., 1997; Мачинский Д.А. Некоторые предпосылки, движущие силы и исторический контекст сложения русского государства в середине VIII – середине XI в. // Труды Государственного Эрмитажа. 2009. Т. 49. С. 472-483; Лебедев Г.С. Археолого-лингвистическая гипотеза славянского этногенеза // Славяне: этногенез и этническая история; Kazanski M. Les Slaves. Les origines (I-er - VIIe siècle après J.-C.). Paris, 1999.

[79] Её критику см: Седов В.В. 1) Славяне в древности. С. 50; 218-220; 2) Рец. на: Kazanski M. Les Slaves. Les origines // Российская археология. 2000. № 3; 3) Славяне в римское время. Доклад для XIII Международного съезда славистов (Словения, 2003). М., 2003. С. 20-22; Русанова И.П. Заключение // Славяне и их соседи. С. 195-197; Егорейченко А.А. Культуры штрихованной керамики. Минск, 2006. С. 115-116.

[80] «Щукин М.Б.», Мачинский Д.А., Воронятов С.В. Готский путь, плодороднейшие земли Oium… С. 256.

[81] Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 118-119. Примеч. 37.

[82] Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / Под ред. О.Н. Трубачева. Вып. 8. М., 1981. С. 241.

[83] Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники. С. 55.

[84] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 189-190. Коммент. 70; Этимологический словарь славянских языков. Вып. 8. С. 240-242; Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 118-119. Коммент. 37; Седов В.В. Славяне. С. 148.

[85] Седов В.В. Славяне. С. 148.

[86] Седов В.В. 1) Славяне в древности. С. 180-198; 2) Славяне. С. 115-122; Русанова И.П. 1) Славянские древности VI-VII вв. Культура пражского типа. М., 1976. С. 201-215; 2) Этнический состав носителей пшеворской культуры // Раннеславянский мир: Материалы и исследования. Вып. 1. М., 1990.

[87] Русанова И.П. Этнический состав носителей пшеворской культуры. С. 135.

[88] Козак Д.Н. 1) Пшеворська культура у Верхньому Подністров’ї та Західному Побужжі. Київ, 1984; 2) Етнокультурна історія Волині. Київ, 1991; 3) Венеди. Київ, 2008.

[89] Козак Д.Н. Венеди. С. 211; Магомедов Б.В. Черняховская культура. Проблема этноса. Lublin, 2001. С. 125; Щукин М.Б. Готский путь. С. 107-108.

[90] Щукин М.Б. Готский путь. С. 107.

[91] Там же. С. 109-112.

[92] Баран В.Д. 1) Черняхiвска культура (за матерiалами Верхнього Днiстра та Захiдного Бугу). Киïв, 1981; 2) Сложение славянской раннесредневековой культуры и проблема расселения славян // Славяне на Днестре и Дунае. Киев, 1983; 3) Пражская культура Поднестровья (по материалам поселения у с. Рашков). Киев, 1988; Баран В.Д., Гопкало О.В. Черняхiвськi поселення бассейну Гнилоï Липи. Киïв, 2005.

[93] ПСРЛ. Т. I. Стб. 11-12; Т. II. Стб. 9.

[94] Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 2004. С. 178.

[95] Веселовский А.Н. Заметки по литературе и народной словесности. I. СПб., 1883. С. 80.

[96] Там же. С. 81.

[97] Там же. С. 82.

[98] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 108.

[99] Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 159. Коммент. 254.

[100] ПСРЛ. Т. I. Стб. 12-13; Т. II. Стб. 9.

[101] Трубачев О.Н. Ранние славянские этнонимы – свидетели миграции славян // Вопросы языкознания. 1974. № 6. С. 53.

[102] Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 185.

[103] Историографию см.: Свод древнейших письменных известий о славянах. С. 227-228. Коммент. 94.

Tags:

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.