Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические пояснения к работе



Склады — здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока — от первичного источника сырья до конечного потребителя. Поэтому в практике имеет место большое количество видов складов. Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

- временное размещение и хранение материальных запасов;

- преобразование материальных потоков;

- обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Основные логистические операции, выпол­няемые с грузом на отдельных участках рассматриваемого склада и их содержание представлены в табл. 27.

 

Таблица 27

Логистичесике операции, выполняемые на участках склада

 

Участок склада Логистические операции
Участок разгрузки - механизированная разгрузка транспортных средств; - ручная разгрузка транспортных средств.
Приемочная экспедиция (размещается в отдельном по­мещении склада) - приемка прибывшего в нерабочее время груза по количеству мест и его кратковременное хранение до пере­дачи на основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают с участка разгрузки.
Участок приемки (размещается в основном помещении склада)   - приемка товаров по количеству и качеству. Грузы на участок приемки могут поступать с участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Участок хранения (главная часть основного помещения склада) - укладка груза на хранение; - отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования (размещается в основном помещении склада)   - формирование грузовых единиц, содержащих ассортимент товаров, подобранный в соответствии с заказами покупателей.  
Отправочная экспедиция   - кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.  
Участок погрузки - погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).  

 

Схема материального потока на складе представлена на рис. 8.

 

 


Рис. 8. Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли

 

 

Задание 1. Расчет величины суммарного материального потока на складе

Методические указания

На складах предприятий оптовой торговли материаль­ные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных уча­стков или по отдельным операциям (например, внутрискладское перемещение грузов, ручная переборка груза на уча­стках приемки и комплектации и т. п.). При этом суммируют объемы работ по всем операциям на данном участке или в рамках данной операции.

Суммарный внутренний материальный поток (грузовой поток) склада определяется сложением материальных по­токов, проходящих через его отдельные участки и между участками.

Величина суммарного материального потока на складе зависит от того, по какому пути пойдет груз на складе, будут или не будут выполняться с ним те или иные опера­ции. В свою очередь, маршрут материального потока определяется значением факторов, перечисленных в табл. 28.

 

Таблица 28

Факторы объема складской грузопереработки (факторы, влияющие на величину суммарного материального потока на складе)

 

Обозначение фактора Наименование фактора Значение фактора по вариантам, %
А1 Доля товаров, поставляемых на склад в нерабочее время и проходящих через приемочную экспедицию
А2 Доля товаров, проходящих через участок приемки
А3 Доля товаров, подлежащих комплектованию на складе
А4 Уровень централизованной доставки, т.е. доля товаров, попадающих на участок погрузки из отправочной экспедиции
А5 Доля доставленных на склад товаров, не подлежащих механизированной выгрузке из транспортного средства и требующих ручной выгрузки с укладкой на поддоны
А6 Доля товаров, загружаемых в транспортное средство при отпуске со склада вручную (из – за неприспособленного транспортного средства покупателя к механизированной загрузке)
А7 Кратность обработки товаров на участке хранения (в разах) 2,0 2,5 3,5 2,0 2,5 3,5 2,0

 

Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Величина суммарного материального потока на складе (Р) определяется сложением величин материальных пото­ков, сгруппированных по признаку выполняемой логисти­ческой операции.

Далее при расчете величины суммарного материаль­ного потока будем использовать понятие "группа матери­ального потока", содержание которого варьируется в за­висимости от конкретных участков склада или операций. Группы материальных потоков и формулы их расчетов представлены в табл. 29.

 

Таблица 29

Группы материальных потоков и их расчет

 

Наименование группы материального потока Характеристика Расчетная формула
Грузы, рассматриваемые в процессе внутрискладского перемещения   Перемещение грузов (в нашем случае — механизирован­ное, в контейнерах или на поддонах) осуществляется с уча­стка на участок, а суммарный материальный поток по дан­ной группе (Рп.г) равен сумме выходных грузовых потоков всех участков, без последнего
Грузы, рассматривае­мые в процессе выполнения операций на участках разгруз­ки и погрузки   Ручная разгрузка необходима, если товар в транспорт­ном средстве прибыл от поставщика не будучи уложенным на поддоны. В этом случае для того, чтобы изъять товар из транспортного средства и затем переместить на один из пос­ледующих участков склада, его необходимо предваритель­но вручную уложить на поддоны. Операции разгрузки и погрузки могут выполняться вручную или с применением машин и механизмов     Грузопоток при ручной разгрузке груза: Грузо­поток при механизированной разгрузке груза: Грузопоток при ручной погрузке груза: Грузопоток при механизированной погрузке груза:  
Грузы, рассматриваемые в процессе ручной переборки при приемке товаров      
Грузы, рассматривае­мые в процессе ручной переборки при комплектации зака­зов покупателей    
Грузы, рассматривае­мые в процессе выполнения операций в экспедициях   Если груз поставлен в рабочее время, то он сразу по мере разгрузки поступает на участок приемки или в зону хранения. Если же груз прибыл в нерабочее время (напри­мер, в воскресный день), то он разгружается в экспедици­онное помещение и лишь в ближайший рабочий день пода­ется на участок приемки или в зону хранения   В приемочной экспедиции появляется новая операция, которая увеличивает совокупный материальный поток на величину: Если на предприятии оптовой торговли имеется отпра­вочная экспедиция, то в ней появляется новая операция, кото­рая увеличивает совокупный материальный поток на величину Итого операции в экспедициях увеличивают совокуп­ный материальный поток на:  
Операции в зоне хра­нения   Весь поступивший на склад товар сосредоточивается в местах хранения, где вы­полняются следующие обязательные операции: - укладка груза на хранение; - выемка груза из мест хранения. Объем работ за определенный период по каждой из этих операций равен грузообороту склада за этот же период (при условии сохранения запаса на одном уровне). Таким образом, минимальный материальный поток в зоне хранения равен 2 х Т.  
Суммарный материальный поток на складе (Р)   Сумма всех групп материальных потоков      

Расчет величины суммарного материального потока на складе рекомендуется выполнить по форме, представлен­ной в табл.30 (заполняется гр. 3 ). Значение Т принять равным 5000 т\год.

 

Таблица 30

Расчет величины суммарного материального потока и стоимости грузопереработки на складе

 

Наименование группы материальных потоков Группа Величина материального потока по данной группе, т\год Удельная стоимость работ на потоке данной группы, у.е.\год Стоимость работ на потоке данной группы, у.е.\год  
Грузы, рассматриваемые в процессе внутрискладского перемещения   Рп.г.      
Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения ручной разгрузки   Рр.р.,      
Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения механизированной разгрузки   Рм.р.      
Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения ручной погрузки   Рр.п.      
Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения механизированной погрузки     Рм.п.      
Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения операций на участке приемки   Рпр      
Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения операций на участке комплектования заказов   Ркм      
Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения операций в экспедициях   Рэк      
Грузы, рассматриваемые в процессе выполнения операций в зоне хранения   Рхр      
Суммарный внутренний материальный поток   Р      

 

 

Задание 2. Расчет стоимости грузопереработки на складе

Методические указания

Грузопереработка — один из основных показателей работы склада, отра­жающих общую массу подвергшихся складским операциям грузов. Опреде­ляется суммированием объемов работ по всем логистическим операциям на складе. Объем грузопереработки рассчитан при выполнении задания № 1 (Табл.30. гр. 3).

Стоимость грузопереработки определяется:

- объемом работ по той или иной операции (определены при выполнении первого задания;

- удельной стоимостью выполнения той или иной опера­ции (представлены в табл. 31).

Эти данные позволят представить общую стоимость грузопереработки на складе в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций.

Расчет стоимости грузопереработки рекомендуется вы­полнить по форме, представленной в табл. 30. (заполняются гр. 4 и 5).

 

Таблица 31

Удельная стоимость работ по группам материальных потоков

 

Наименование группы материальных потоков Условное обозначение группы Удельная стоимость работ на потоках данной группы
условное обозначение величина, у.е.\т
Внутризаводское перемещение грузов   Рп.г.   S1   0,6
Операции в экспедициях Рэк S2 2,0
Операции с товаром в процессе приемки и комплектации   Рпр, Ркм   S3   5,0
Операции в зоне хранения Рхр S4 1,0
Ручная разгрузка и погрузка Рр.р., Рр.п. S5 4,0
Механизированные разгрузка и погрузка Рм.р., Рм.п.   S6 0,8

 

 

Задание 3. Дифференциация факторов, определяющих объем складской грузопереработки

Методические указания

В процессе выполнения задания необходимо проанали­зировать совокупность факторов, влияющих на интенсив­ность материального потока на том или ином участке скла­да, и определить, какие из них зависят в основном от усло­вий договоров с поставщиками, а какие — от условий дого­воров с покупателями. Результаты рекомендуется оформить в виде табл. 32.

Задание 4. Ранжирование факторов по степени влияния на стоимость складской грузопереработки

В процессе выполнения предыдущих заданий было изучено влияние факторов – А1 – А6 на объем и стоимость грузопереработки на складе. В свою очередь, эти факторы зависят от условий договоров с контрагентами предприя­тия оптовой торговли, т. е. от принимаемых коммерческих решений. Следовательно, предприниматель должен знать, какой из факторов оказывает наибольшее влияние на сто­имость грузопереработки, и учитывать это при заключе­нии договора с поставщиком или покупателем.

 

Методические указания

При выполнении данного задания необходимо опреде­лить, как будет влиять на общую стоимость грузоперера­ботки сокращение потока на том или ином участке на одну и ту же величину. Полученная информация позволит повы­сить обоснованность принимаемых решений, так как при заключении договоров с поставщиками коммерческая служ­ба будет знать, что более существенно снижает стоимость грузопереработки.

 

Таблица 32

Дифференциация факторов, определяющих объем складской грузопереработки

 

Группа А (факторы, зависящие от условий договора с поставщиками) Группа В (факторы, зависящие от условий договора с покупателями)
   

 

Все операции с товарами на складах оптовой торговли с точки зрения полезности для покупателя можно разделить на две группы:

- операции, не влияющие либо слабо влияющие на уровень оказываемого покупателям сервиса (разгрузка прибывшего на склад товара, операции в приемочной экспедиции, входной контроль и др.);

- операции, оказывающие прямое влияние на уровень предоставляемого покупателям сервиса (подбор ассортимента по заказу покупателей, орга­низация централизованной доставки заказа, погрузка транспорта покупа­теля и др.).

Критерием правильности коммерческого решения по первой группе, операций может служить минимум затрат на внутрискладскую грузопереработку. Решение по второй группе принимается на основе маркетингового исследования рынка услуг. Критерием здесь является оптимальное значе­ние уровня сервиса.

Данное задание позволяет определить какой из факторов наиболее существенно снижает стоимость грузопереработки.

Путем поочередного снижения величины факторов на 10%, что в нашем случае соответствует снижению одноименных потоков на 500 т/год. В рамках задания предусмотрено проведение рас­четов для факторов, зависящих от условий договора с поставщиками.

Пример расчета для фактора А1. Входной материальный поток на склад равен 5000 т/год (данные берутся из предыдущих заданий в соответствии с номером варианта). Через приемочную экспедицию проходит 15% всех грузов (т. е. А1= 15%). При снижении доли проходящих через при­емочную экспедицию грузов до 5% уменьшается объем и соответственно стоимость работ в самой экспедиции, а также объем и стоимость работ по ввозу грузов в экспедицию. Необходимо рассчитать суммарное снижение стоимости грузопереработки, для чего заполняем табл. 7. Начальное значение фактора А1 = 15%, новое — 5%. Меняющиеся по токи — № 2 и 4 (рис. 9).

 

Расчеты по потокам

 

 

Поток №2:

Ранее в приемочной экспедиции обрабатывалось 750 т/год (5000 * 0,15 ;

Стало обрабатываться 250 т/год (5000 * 0,05;

Стоимость работ на потоке:

до изменения фактора А1 750 * 2 = 1500 у.д.е /год;

после изменения 250 * 2 = 500 у.д.е. \ год ;

Изменение стоимости работ на потоке 1500 – 500 = 1000 у.е. \ год;

 

 

Поток №4:

Ранее в приемочную экспедицию перевозилось 750 т \ год;

Стало перевозиться 250 т \ год;

Стоимость работ на потоке:

до изменения фактора А1 750 * 0,6 = 450 у.д.е. \ год;

после изменения 250 * 0,6 = 150 у.д.е. \ год;

Изменение стоимости работ на потоке 450 – 150 = 300 у.д.е. \ год;

Общее изменение стоимости грузопереработки на сладе в результате уменьшения значения фактора А1 1000 + 300 = 1300 у.д.е. \год;

Изменение стоимости грузопереработки в % к общему объему составит 1,8 %.

Результаты расчетов занести в табл. 33.

Таблица 33

 

Расчет влияния отдельных факторов на стоимость грузопереработки

 

Наименование фактора Значение фактора, % Номера меняющихся потоков Изменение общей стоимости грузопереработки
начальное новое у.е. \ год %
Факторы, зависящие от условий договора с поставщиками
А1 – доля товаров, поставленных на склад в нерабочее время 2 и 4 1,8

 

 

По результатам выполнения задания сделать вывод, какой из факторов в наибольшей степени повлияет на изменение стоимости суммарного материального потока.

 

 
 

 


Рис. 9. Движение материальных потоков от участка разгрузки до зоны хранения и отборки

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Перечислите экономические основания существования складского хозяйства.

2. Приведите классификацию складов по различным признакам.

3. Каковы задачи эффективного функционирования логистики складирования?

4. Назовите основные элементы подсистем системы складирования.

5. Что такое грузовая единица и какова ее роль в логистике?

6. В чем смысл использования стандартизированной грузовой едини­цы в грузопереработке?

7. Что, по вашему мнению, может означать следующее утверждение: «Лучшая грузопереработка — это полное отсутствие грузопереработки»?

8. Дайте краткую характеристику основных операций грузопереработки.

9. Каково содержание логистического процесса на складе?

10.Автоматизация позволяет добиться наибольшей эффективности ра­боты складов, и все организации должны стремиться к этому. Считаете ли вы, что все склады будут автоматизированы?

11. Каковы функции и свойства упаковки?

12. Упаковка представляет собой большую проблему из-за необходимо­сти ее последующей переработки. Почему упаковки так много? Каким об­разом ее количество можно сократить?

13.Покажите на примере различия между потребительской и промыш­ленной упаковками.

14. Каковы основные показатели складской деятельности?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.