Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие 2.Анализ текстов стихотворений А. Блока. Понятие цикла и стилевой доминанты



При рассмотрении творчества А. Блока есть необходимость обратиться к понятию «цикл» и «стилевая доминанта».

Цикл – совокупность текстов, объединенных общей темой и идеей, общими (сквозными) образами. Для текстов Блока к характеристике цикла добавляется еще и общность символистской системы, характерной для данной совокупности текстов. Стилевая доминанта – ведущий смысл цикла (или определенного периода творчества автора текстов), выражающий авторские интенции (ценностные ориентиры) и позволяющий характеризовать идиостиль в целом или его определенные фрагменты в стадии становления и развития.

Характерной чертой блоковских текстов является наличие стилевой доминанты в каждом цикле, смена доминанты от цикла к циклу, а также наличие сквозных доминант, характерных для творческой деятельности Блока в целом.

В творчестве Блока мы сталкиваемся с диалогичностью адресатного характера, т.е. с попытками поэта ответить на уже существующие тексты, а также с некоторыми видоизменениями текстовых фрагментов других авторов в поэтических произведениях А. Блока.

Освоение текстов приводит к модификации эстетической системы одного автора в эстетическую систему другого автора, точнее, мы сталкиваемся с модификацией одного типа дискурса в другой. Рассмотрим модификацию фрагментов дискурса В. Соловьева в творчестве А. Блока.

По замечанию ряда исследователей, эстетика и философия В. Соловьева оказали огромное влияние на формирование блоковской личности, а также во многом определили направления формирования блоковской символистической системы.

1. Рассмотрите первый цикл стихотворений А. Блока. О чем свидетельствует появление заглавной буквы местоимения «ты»?

Появившаяся в цикле «ANTE LUCEM» заглавная буква местоимения «Ты» символизирует переход А. Блока из житейского плана восприятия возлюбленной в план высокий духовный, а также о появлении многозначности восприятия вполне конкретной земной женщины – Л.Д. Менделеевой. Многоплановость восприятия продиктовано религиозно-мистическим направлением учения В.Соловьева, следовательно, вторым планом, который становится доминирующим, будет трактовка женского образа как образа Богоматери.

2. Как меняется восприятие женского образа в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»? Находит ли отражение в этом цикле эстетическое освоение системы В. Соловьева?

Напомню, что эстетическое освоение системы В. Соловьева находит отражение в качестве фрагментарного включения его текстов в тексты стихотворений А. Блока. Так, эпиграфом к тексту «Предчувствую тебя» стали строки из стихотворения В. Соловьева «Зачем слова? В безбрежности лазурной…», которые воспринимаются в процессе прочтения как генетически неотделимая от блоковского часть текста: «И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя». В качестве основных направлений модификации можно рассматривать модификацию женского начала (ТЫ – ТЕБЯ – ТЫ), модификацию состояния лирического ТЫ (адресата коммуникации) «Ты отряхнешь, тоскуя и любя» до состояния лирического Я «И молча жду, - тоскуя и любя», а также модификацию самого понятия «житейское сознание» В. Соловьева в блоковское эстетическое пространство, находящееся за рамками житейского сознания. «Лазурная безбрежность» из текста Соловьева становится лучезарностью, заменяется понятиями «ясен», «весь горизонт в огне», а семантика молчания («Зачем слова?») передается глагольной формой «молча». Произведите сравнительно-сопоставительный анализ текстов стихотворений А. Блока и В. Соловьева, пользуясь принципом уровневого подхода к художественному тексту.

3. Рассмотрите текст стихотворения А. Блока «Не сердись и прости», в котором также присутствует фрагмент лирического стихотворения В. Соловьева. Как передается семантика быстротечности, мимолетности и ухода жизни, заданная в тексте Соловьева строкой «Все минуло»?

Как видно из текста А. Блока, его строки ориентированы не столько на лирическое «Я», сколько на условного коммуникативного партнера («Не сердись и прости»), что задает образ адресата текстовой коммуникации – ты.

Доминантой цикла «Стихи о Прекрасной Даме» становится процесс диалога между лирическим героем Блока и неким «ТЫ» – женским началом. Докажите это примерами из текстов.

4. Рассмотрите другие языковые средства репрезентации женского начала в разных циклах стихотворений А. Блока. Изменяется ли стилевая доминанта? Почему? Докажите это примерами из текста.

5. Включение фрагментов библейских текстов в тексты произведений А. Блока и прямая или опосредованная отсылка к указанным текстам становится знаком поликоммуникативности. Обратимся к текстам А. Блока.

В тексте стихотворения «Верю в Солнце Завета» мы встречаемся с эпиграфом – цитатой из текста «Откровения Святого Иоанна Богослова» (Апокалипсис). Рассмотрите этот факт обращения к последнему из библейских текстов с точки зрения мотивов (смена приоритетов на рубеже веков, появление мотивов ожидания страшного суда над грешниками, осознание возможности приобщения к Богу, потребность в духовности и т.д.). Процитированный Блоком фрагмент является частью 17 стиха 22 главы «Откровений» и полностью он выглядит следующим образом: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» [Библия, 1998, 1306]. Учитывая культурно-исторические факторы написания Апокалипсиса, можно отметить, что этот текст ориентирован, прежде всего, на нехристиан, которых призывают (прииди, пусть берет) стать христианами. Никакого намека на страшный суд и тем более расплату за земные деяния этот фрагмент библейского текста не содержит, поэтому говорить об апокалиптических мотивах этого текста неправомерно: «Верю в Солнце Завета, Вижу зори вдали. Жду вселенского света От весенней земли. Все, дышавшее ложью, отшатнулось, дрожа. Предо мной – к бездорожью Золотая межа. Заповеданных лилий прохожу я леса. Полны ангельских крылий Надо мной небеса. Непостижного света Задрожали струи. Верю в Солнце Завета, Вижу очи Твои».

В тексте присутствует традиционная для христианства семантика света, переданная текстовой парадигмой «солнце», «зори», «свет», «струи света». Используется в тексте и прилагательное «золотой», отсылающее нас опять же к традиционной христианской символике: «… и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облаченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный…и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей» [Библия, 1998, 1291]. Семантика сияния, свечения и золотого цвета связана с появлением Бога в какой-либо его ипостаси (чаще, в ипостаси Бога-сына), поэтому строка: «Вижу очи Твои» служит прямой отсылкой ко второму пришествию Христа, но не карающего, а любящего и милующего. Интересен и образ лилий, являющийся, скорее всего, символическим обозначением белого цвета, что также связано с традиционными христианскими образами: «Сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли?» [Откровения, 13, 7]. Семантика белого цвета связана с непорочностью, чистотой и безгрешностью. Проходя «леса заповеданных лилий» лирический герой текста стихотворения Блока проходит очищение и становится подобным праведникам, а может быть, и самому Иисусу. Космологическая ориентация текста прослеживается через опосредованное задание пространственных характеристик – «жду вселенского света», что позволяет говорить о выходе за рамки собственного времени и пространства в некий макрокосм, ассоциативно связанный с высшим духовным началом, о преображении всей Вселенной в грядущем. Текстовые парадигмы в рассматриваемых стихотворениях А. Блока позволяют выйти на межтекстовый и культурологический уровень исследования произведения.

6.Проанализируйте текст стихотворения «- Все ли спокойно в народе?» Какие картины из Апокалипсиса представлены в этом тексте? Наличие в тексте духовного и бытового планов позволяет трактовать образы текста двояко: с одной стороны железный посох – бытовая реалия, с другой стороны – реалия Апокалипсиса: «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы поражать им народы. Он пасет их желзом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» [Откровения, 15-16, 19]. Таким образом, отсылка к библейскому тексту позволяет провести параллель между образами Апокалипсиса и реальными событиями рубежа веков, а также включить современность в более широкий контекст – в контекст мировой истории и культуры. Этот прием способствует заданию полифоничности за счет увеличения количества отсылок, включенных в блоковский текст, а также за счет процесса переосмысления Блоком-поэтом фрагментов библейских текстов, поликоммуникативных и, следовательно, полифоничных, по своей сути, т.е. изначально.

7. Рассмотрите другие тексты, в которых присутствуют непрокомментированные и неточные цитаты из Евангелия. Например, в стихотворении «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…» присутствует неточная цитата из Евангелия от Иоанна (2, 17) «ревность по дому», которая в оригинале выглядит как «Ревность по доме Твоем снедает Меня» и отсылает нас к ситуации изгнания Иисусом торговцев и менял из храма. Включение этой цитаты расширяет границы блоковского текста, делая его более многоплановым: «Но я – человек. И, паденье свое признавая, Тревогу свою не смирю я: она все сильнее. То ревность по дому, тревогою сердце снедая, Твердит неотступно: Что делаешь, делай скорее». И снова цитата из Евангелия от Иоанна (13, 27), воспроизводящая слова Иисуса, обращенные к Иуде. Мотивы предательства и падения лирического героя, заданные в тексте Блока, выводят героя за рамки бытовой индивидуальной ситуации в другой план – божественный. Лирический герой выступает в тексте и как человек, и как Иисус, и как пророк (Да, был я пророком), что задает многоипостасность лирического «Я».

Обратитесь к текстам стихотворений «Весна в реке ломает льдины», «Экклесиаст», «Невидимка», «В голодной и больной неволе». «Благовещение», «Ты отошла, и я в пустыне», «В глубоких сумерках собора» и другим. С какой целью Блок использует библейские образы и фрагменты текстов? Как можно назвать стилевую доминанту всего блоковского творчества? Можно ли считать понятия «духовность» и «божественный» стержневыми стилевыми доминантами? Обоснуйте свою точку зрения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.