Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие 1.Понятие «символизм» на примере анализа текстов К. Бальмонта и В. Брюсова



Неоднократно отмечаемая исследователями многозначность символа приводит нас к многоплановому восприятию текстов поэтов-символистов: с одной стороны, символ - это знак языка, имеющий вполне реальное словарное значение; с другой стороны, символ – знак системы символизма; с третьей стороны, это знак данного автора, связанный в его индивидуальной системе с целой совокупностью представлений; с четвертой – этот знак отсылает нас к мифологическому подтексту, становясь обозначением донаучных (мифологических) знаний человечества. Множественность интерпретаций и многоплановость текстов поэтов-символистов – вот отличительная черта поэзии рассматриваемого раздела.

«Мысль изреченная есть ложь». В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердца, чем то, что выражено словами», - писал Д. Мережковский. В поэтическом наследии символистов нет смысла искать однозначные трактовки, так как символизм «предпочитает» недосказанность, т.е. возрастает нагрузка не столько на слово, сколько на подтекст – невербализованные смыслы.

Обратимся к тексту стихотворений К. Бальмонта «Белый лебедь».

1. Найдите в тексте разные типы текстовых парадигм и определите их функциональную направленность. Например, ключевая парадигма «лебедь» представляет собой четырехкратный повтор рассматриваемого слова (плюс название стихотворения, итого - пятикратный), трехкратный повтор слова «ты» - эквивалента понятия «лебедь», а также повторяющиеся понятия «белый» (3раза), «чистый» (2 раза). Кроме этого в тексте представлена глагольная ключевая парадигма, включающая глагол перемещения в пространстве «скользишь», имеющий общеязыковое значение «плавно двигаться по гладкой, скользкой поверхности» и «быстро и плавно, не задерживаясь, распространяться, двигаться, направляться». В тексте глагол реализует диффузное (размытое) значение, что обусловлено двойственностью интерпретации текста: лебедь белый – реальная птица, способная плавно перемещаться по воде (реализована часть первого значения), лебедь – некая абстракция, «призрак» чего-либо, способный распространяться в пространстве и во времени (как «луч скользит», «глаза скользят по строкам»). Перед нами двойственная субстанция – реально-ирреальный объект. Предложите учащимся рассмотреть реальные черты птицы (способность перемещаться по воде, цвет, красота птицы) и ирреальные (безмятежно-серебристый, ласка нежности бесстрастной, призрак женственно-прекрасный). При необходимости обратитесь к толковому словарю.

2. Слово «лебедь» входит в состав мифопоэтической парадигмы «птицы». Обратимся к словарю М. Маковского: «Понятие птицы в языческом сознании связывалось с периферией по отношению к центру, где находилось мироздание и где господствовал порядок в отличие от хаоса на периферии…Птица считалась вместилищем душ умерших и еще не родившихся… Название птицы нередко соотносится с отправлением сакрального акта, а следовательно, с волшебством, с таинством…» [Маковский, 1996, 108-109]. Добавив к рассматриваемой мифологеме мифологемы «вода» и «звезда» (из текста стихотворения), мы получим контекстное поддержание семантики «вместилище душ умерших», «женское начало», «святость, истина». Проведя этимологический анализ слова «лебедь», мы обнаружим преобладание цветового компонента – белый.

3. Слово «лебедь» можно рассмотреть и в процессе проведения ассоциативного эксперимента, выявляющего преобладание водного начала, компонентов «красота», «любовь», «чистота» на бытовом ассоциативном уровне. Предложите учащимся дать слова-реакции на слово-стимул «лебедь». Проанализируйте результаты эксперимента.

4. Рассмотрите контекстное окружение ключевого слова «лебедь». Какое значение имеют сочетания слов «сны безмолвны», «глубь немая», «бездна воздуха и света», «эфир бездонный», «нежность бесстрастная, недосказанная, несмелая» и др. Почему Бальмонт подчеркивает семантику «недосказанный» и «беспредельный»? Соотносится ли это с общей концепцией символизма? Сравните стихотворение «Белый лебедь» с текстом стихотворения «Влага». Какие дополнительные смыслы актуализированы в тексте «Влага»? Обратите внимание на звукопись текста (в частности, повтор слогов «ла», «ле»).

Итак, текст стихотворения можно рассматривать минимум в трех планах: в бытовом событийном (лебедь, плавающий по воде), в символическом (лебедь как символ прекрасного гармоничного и таинственного природного начала), в мифологическом (лебедь как вместилище мировой души, как обозначение женского начала, как воплощение святости и истины).

Обращаясь к тексту стихотворения В. Брюсова «Творчество», рекомендуется составить словарь слов, трудных для понимания. К их числу относятся слова «латания» и «лазоревый», вызывающие наибольшие трудности при прочтении текста, кроме этого, рекомендуется выписать из словаря определение понятия «творчество» и проследить, какая часть общеязыкового значения этого слова реализуется в тексте. Реализация части общеязыкового значения позволяет поэту-символисту апеллировать к фоновым знаниям читателя (исследователя), что дает возможность для понимания и объяснения текста.

1. Определите роль слова «тень» в тексте стихотворения, а также функцию его смысловых эквивалентов («фиолетовые руки», «прозрачные киоски»). Связано ли это понятие с символистским обозначением тайны? Какие компоненты значений рассматриваемых слов важны (актуальны) для автора текста?

2. Обратите внимание на семантико-стилистическую парадигму повторов с общим компонентом «сон»: во сне и полусонно (двухкратный повтор). Сходно ли состояние сна с состоянием творчества? Какие общие периферийные компоненты значений этих двух слов обыгрываются автором? Обращаясь к словарю символов М. Маковского, можно отметить следующее: «Магическому мышлению сон представлялся как сакрально-сексуальный экстаз – отрыв от всего земного, т.е. потеря слуха, зрения, речи, обоняния, а главное – приобщение к божественному, слияние с божеством. Отсюда значение «порядок, гармония, блаженство». Именно эти последние значения и отождествляют со сном» [Маковский, 1996, 302]. Процесс творчества есть также приобщение к божественному, поскольку человек самим актом созидания становится «похож» на бога, сотворившего этот мир. Проведите лингвистический эксперимент со словом «творчество»: слова-реакции включают как этимологически родственные (творец, творение, сотворить), так и отсылающие нас к высшему духовному началу (Бог, божественное, создавать). Эквивалентность понятий Бог и Творец в библейских и канонических текстах позволяет утверждать, что процесс творения – божественный процесс, что и подчеркивается на ассоциативном и семантическом уровнях.

3. Обратитесь к фрагменту статьи В. Брюсова «Ключи тайн»: «Но мы не замкнуты безнадежно в этой «голубой тюрьме», пользуясь образом Фета. Из нее есть выходы на волю, есть просветы. Эти просветы – те мгновения экстаза, сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений, глубже проникающие за их внешнюю кору в их сердцевину. Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования…». И снова мы сталкиваемся с теми же парадигмами – группами лексики, отражающими сущность процесса творчества: тайна («Тайны созданных созданий»), прозрение, вдохновение («Колыхаются во снеПолусонно чертят звуки…» и т.п.), мимолетность, мгновенность, неуловимость (тень, звуки, тишина, прозрачные киоски, месяц обнаженный, тень латаний).

4. Обратите внимание на сочетания звуков в тексте стихотворения. Какие звуковые явления способствуют созданию плавности текста, его «полусонности»? Способствует ли это передачи авторской идеи?

5.Рассмотрите композицию текста. Плавное перетекание одной строфы в другую, наличие повторов как средства синтаксической связи компонентов текста усиливают ощущение нерасчлененности творческого процесса при наличии достаточно большого количества деталей.

6. На уровне синтагматики текста выделите необычные сочетания (несозданных созданий, фиолетовые руки, звонко-звучная тишина, месяц … при лазоревой луне, звуки ластятся, созданные создания). Объясните эти сочетания с языковой позиции и с позиции языка системы символизма. Сделайте выводы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.