Регуляция и интеграция современного общества - важнейшие функции политической власти, осуществление которых зависит от способности политических органов оказывать влияние на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования идейно-психологического воздействия на массовое сознание, основанного на изучении, знании основных форм и уровней сознания и психологии граждан.
Можно говорить о двух способах идейно-политического воздействия. С одной стороны, это политико-идеологическое убеждение, предполагающее честное, прямое обращение к людям, к их сознательному, критическому мышлению. С другой, косвенное, скрытое, с махинациями, ложью апеллирование к иррациональному, инстинктивному, отсталым взглядам в человеке. В период общественных кризисов политико-управленческие круги часто отказываются от убеждений, прибегая к манипулированию, являющемуся способом скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать), иногда вопреки собственным интересам. Осуществляясь незаметно для управляемых, оно имеет преимущество перед силовыми способами реализации господства.
Технология общегосударственного манипулирования основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, иллюзий, идей, норм, ценностей, которые должны восприниматься без критического осмысления, на веру. Почему это возможно? Причины — противоречивость массового сознания, развитие новой коммуникационной техники, изощренность методов, способов воздействия.
Целью политического манипулирования является получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней).
В политической науке под «политическим манипулированием» понимается скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия. Каковы цели, задачи, содержания политического манипулирования?
Сегодня в России под «public relationes» нередко понимают не систему поддержания отношений между организацией и общественностью, а набор более или менее «эффективных» приемов, при помощи которых, происходит заведомый обман населения. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
На Западе сложилось два основных направления в оценке феномена манипулирования общественным сознанием. Одни авторы, исследуя средства и методы манипулирования, приходят к убеждению, что современное рациональное и массовое по характеру потребления общество не может нормально функционировать без «индустрии сознания». Человек в современном обществе должен мыслить, оценивать и поступать, как все. Представители другого направления утверждают, что сложившаяся практика нивелирования, стандартизации и упрощения личности антигуманна и противоречит подлинным интересам личности и общества.
Приведите аргументы в пользу одной и другой позиции. Можно ли согласиться, что сохранение индивидуальности в современном обществе ведет к страданию? Какие меры могли бы поставить СМИ (четвертая власть) под контроль общества? Может ли свобода информации рассматриваться как свобода СМИ от контроля со стороны общества?
Важнейшими средствами манипулирования являются политический стереотип и политический имидж. Объясните, чем стереотип отличается от имиджа? Каковы средства формирования стереотипов? Как вы понимаете следующие термины «белая» манипуляция, внеправовое политическое манипулирование?
Литература по данной теме.
Гаджиев К. Введение в политическую науку. - М., 2000.
Агеев B.C. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. - №1.
Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989. - №3-4.
Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М.: Наука. - 1987.
Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. - М: Наука. - 1981.
Федякин И.Л. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. - М.: Наука, 1988.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: Мысль, 1980.
Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. - М., 1999.