Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 4. Методы научного познания



Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объектив­ная закономерность превращается в правило действия субъ­екта (исследователя),

. Научный метод характеризуется двумя важными качест­вами — строгостью и объективностью.

Среди эмпирических методов научного познания боль­шую роль играют наблюдение и эксперимент.

 
 


Наблюдение Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт)
Целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследования Исследование какого-либо явле­ния путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна­ния на объект исследования Наличие преобладающего воз­действия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естест­венной ограниченности че­ловеческих органов чувств Создание необходимых условий, включая устранение всех мешаю­щих факторов; материальные воз­действия на объект или условия; измерения с применением соответ­ствующих технических устройств

К универсальным методам научного познания относятся:

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленно го или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и де­дукции, которые обусловливают друг друга в процессе позна­ния.

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов со­вершается переход к общим положениям. Отдельные фак­ты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью система­тического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невоз­можно, затруднительно, дорого, требует слишком длительно­го времени и т. п.

Абстракция (от лат, abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеали­зация мыслительный акт, связанный с образованием не­которых абстрактных объектов, принципиально не осу­ществимых в опыте и действительности. Примерами иде­ализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ (в физике) и т. д.

К теоретическим методамнаучного познания принадле­жит единство исторического и логического.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логиче­ский без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получившийназвание восхождения от абстрактного к конк­ретному.

Формализация(лат. forma — вид, образ) — уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация— использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного по­знания обеспечивает их объективную истинность и возрас­тающее влияние на научно-технический прогресс.

 

Лекция: «Проблема сознания»

Сознание - свойство особым образом организованной материи - человеческого мозга. Это подтверждается тем, что при повреждении мозга становится невозможной нормальная сознательная деятельность или вообще может иметь место его потеря. Сознание есть свойство материального органа - мозга, но оно не является материальным. Сознание не есть лишь отражение объективного мира. В сознании человека образуются идеальные образы предметов, которые не обладают материальными свойствами. Например, представления об яблоДё не имеют света, веса, запаха. Понятие землетрясения не может разрушить город.

Сознание дает человеку второй мир - идеальный мир. Прежде чем, что-то делать человек сначала мысленно представляет себе свое дело и его последствия. У человека есть идеальные модели действий, ощущений, моделей вкуса, запаха, с помощью которых он ориентируется в мире. Например, есть модели от укола иглы или удара током, и поскольку мы можем себе представить такого рода боль, мы стараемся пальцы в розетку не совать.

Через идеальные модели реализуются материальные вещи. Например, у столяра есть большой набор идеальных моделей табуреток, столов, оконных рам. У химика - идеальная модель химических реакций, соединений.

Сознание есть особое свойство, свойственное только человеку, в котором ему дан мир и он сам. Мыслить может и животное, но оно не обладают сознанием. Сознание предполагает учет опыта и знаний предшествующих поколений. Например, орел видит гораздо дальше человека, он может читать газету, которую держит человек на балконе противоположного дома, но орел читать газету не будет. Его интересует, что можно схватить и съесть. Человек видит не только своими глазами, он видит всем своим сознанием, воображением, мыслью.

Известны случаи, когда дети воспитывались в среде животных. Обладая человеческим мозгом, они в то же время обрели привычки и инстинкты животных. Т. о. сознание не только свойство мозга, но и продукт общественного развития. Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может. Сознание формируется вместе с языком.

Структура сознания.

В структуре сознания можно выделить три подсистемы:

• Познавательная, которая состоит из чувственного и рационального познания, на основе которых формируются идеальные образы объектов.

• Эмоциональная. Включает внутренние чувства человека - аффекты, гнев, ужас, ярость.

• Мотивационно-волевая сфера - это мотивы, интересы, потребности, воля субъекта.

• Самосознание.

Сознание имеет еще одну строну - бессознательное. Впервые бессознательное было открыто в начале XX века австрийским врачом -психиатром Зигмундом Фрейдом. В человеческой психике Фрейд выделил три пласта.

1) Сверхсознание (Сверх «Я») - это то, что дается индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и т.д.

2) Сознание «Я» - это индивидуальное сознание человека.

3) Бессознательное «Оно» - бездонный потенциал нашей биологической энергии: комплексы, страхи, нервозы, инстинкты. Среди инстинктов главным является половой, который заставляет людей совершать многие необдуманные поступки.

Сознание «Я» выступает некоторой промежуточной частью психики. Снизу ее поджигают страсти и инстинкты, сверху требования общества. Поддаться своим инстинктам нельзя, общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя, это приведет к нервным срывам, нервозам, психическим заболеваниям. Поэтому проблема бессознательного является одной из сложных и требует немедленного решения.

«Оно» по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Вытесненные бессознательные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой, которая внезапно может взорваться виде психических срывов. Отсюда Фрейд делает вывод о том, что нужно найти осмысленный баланс «Сверх Я» и «Оно» и дать возможность «Я» свободно конструировать себя, быть жизненноспособным. Это расширит пространство человеческой свободы, следовательно, пространство сознания. Фрейд высказал мысль о том, что сознание человека бессильно в сравнении с человеческими влечениями, но он не обрекал человека на безнадежность. Он требовал от человека постоянной работы по превращению «Оно» в «Я». Там, где «Оно» должно быть «Я».

 

Философия и религия

«Если мы хотим понять рост и развитие, мы неизбежно должны принять во внимание и все другие проявления духовной жизни человечества»

В. И. Вернадский.

1. Философия о сущности и происхождении религии.

2. Разновидности религий.

3. Структура религии.

4. Основные функции религии.

5. Соотношение веры и знания.

Вопрос 1. Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:

· вера в сверхъестественное (в Бога);

· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

· одна из свойственных культуре форм приспособления человека к

окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

В философии нет единого понимания религии, так как мыслители обращали внимание на разные ее стороны. Некоторые усматривали в религии прежде всего эмоциональную сторону, подчеркивая важность религиозных чувств. Согласно И. Канту религия это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Если не соединять религию с моралью, она обратится в снискание милость. Молитвы, хождение в церковь должны давать человеку лишь новую силу к исправлению.

По словам Г. Гегеля религия является одним их самых важных дел в нашей жизни, в религии, прежде всего, заинтересовано наше сердце. Она отражается в чувствах и поступках, рождает правильные мысли.

В вопросе о происхождении религии еще больше мнений. Чем в вопросе о ее сущности. Принципы, лежащие в основе объяснения причин возникновения религии можно разделить на две группы:

1) натуралистические причины, которые говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник;

2) рационалистические причины и здесь выдвигались разные мнения:

А) чисто прагматические стремления отдельных лиц для удержания власти (Т. Гоббс),

Б) олицетворение стихийных сил природы (Эпикур, Д. Юм),

В) почитание предков (Г. Спенсер).

Вопрос 2.

В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования: тотемизм, фетишизм, анимизм;

2) национально-государственные религии: иудаизм (религия еврейского народа), индуизм (религия индийского народа), синтоизм (религия японского народа) и др.;

3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм,
православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками:

· огромное число последователей во всем мире;

· эгалитарность(проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

· пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);

· космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.

Ранние формы религии

Форма религии Ее сущность
тотемизм (англ. totem) поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику
фетишизм(от порт feitico идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата   результата.
Анимизм(от лат. anima - душа, дух) вера в духов или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий

Вопрос 3. Структура религии включает следующие элементы:

· Вероучение представляет собой доктрину, в которой раскрывается смысл и существо данного религиозного направления. Центральное место в вероучении занимает учение о Боге – богословие. Богословие раскрывает понятие о Боге, смысл религиозных догматов – положений и идей, являющихся фундаментальными для данного вероучения.

· Религиозная организация (церковь) – состоит из системы религиозных учреждений. А так же людей профессионально занятых организацией религиозных культов (священнослужителей). Наличие церковной организации превращает религию в социальный институт. Главная цель церкви – создание условий для осуществления религиозных культов.

· Культ – система, ритуалов, обрядов, таинств. К элементам культа в христианстве относят - крещение, венчание, молитву, исповедь, покаяние, причастие, пост, соблюдение религиозных праздников. Культ – это особая духовная практика, которая позволяет человеку быть услышанным Богом.

Вопрос 4. Основные функции религии

Наименование функции Ее содержание
Мировоззренческая Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек
Компенсаторско-утешительная (терапевтическая) Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
Коммуникативная Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д.
Регулятивная Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
Интегрирующе-дезинтег-рирующая Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция)
Культуро-транслирующая Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследий от поколения к поколению

Вопрос 5. Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религии. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Религиозная вера включает в себя:

· нормы морали,которые объявлены происходящими in
Божественного откровения; нарушение этих норм являете»
грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

· веру в боговдохновенность деятельности священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодникам и, блаженными и т. п.;

· веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий,которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей.

Вопрос о соотношении веры и знания. Известны три подхода к этой проблеме:

· Позитивистский – трактует религию как низший вид знания, сводит ее к суеверию, которое с развитием наука обречено на исчезновение.

· Исторический (эволюционный) – усматривал в религии развивающуюся форму знания, сохраняющую всегда свое значение. Здесь акцент делается на нравственное развитие.

· Абсолютный – рассматривает религиозное и научное знание как 2 различные, но равноправные формы духовной активности человека. Они имеют границы между собой и обладают спецификой по значимости для человека и общества.

Следует заметить, что современные религии не отрицают достижение естествознания, но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический, материальный мир. Далее простирается область религии. Главным для религии является понимание того, чтобы, увлекшись земными заботами, человечество не забыло, что оно не автономно, сто над ним существуют высшие инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.