Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности чувственного и рационального познания



 

Чувственное познание   Рациональное познание  
Непосредственность, выра­жающаяся в прямом воспроиз­ведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате по­знания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов • Опора на результаты чувст­венного познанияАбстрактность и обобщен­ность возникающих в резуль­тате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономер­ных связей и отношений

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения. Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рацио­нального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способ­ность непосредственного постижения истины в результа­те «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логиче­ские обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.

 

Вопрос 3.Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».

Существуют различные трактовки понятия «истина».

· Истина есть соответствие знаний о предмете самому предмету. Эта концепция истины называется классической, так как сложилась в древней Греции и принимается большинством философов.

· Концепция когерентной истины (тесно соединяться) – знание считается истинным, если оно внутренне согласованно, непротиворечиво.

· Прагматистская концепция истины отождествляет истину с ее практической полезностью.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами состоит в степени точности и полноты отражения действительности. Истина есть процесс движения от относительных знаний к знаниям абсолютным.

Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами, за пределами которых она может оказаться заблуждением. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Заблуждение это содержание знания субъекта, не со­ответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения; погрешности, связанные с пе­реходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Ложь это сознательное искажение образа объекта.

Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.

Критерий истины это то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения.

Рационалисты единственным критерием истинности наших знаний признают разум, эмпирики – чувства и опыт. Большинство философов сходятся сегодня на мысли о том, что универсальным критерием истины является практика. Пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Образцы заданий

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависи­мость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «ис­тина».

Ответ: Зависимость от человека.

 

Найдите в приведенном ниже списке проявления, от­ражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которы­ми они указаны.

1) назидание 4) традиция

2) личный опыт 5) эксперимент

3) образ 6)формализация
Ответ: 124.

Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую

Сущность Формы познания
А) мысль, отражающая общие и существенные свойства пред­метов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запе­чатленный в памяти В) мысль, утверждающая или от­рицающая что-либо о предме­те, явлении, процессе Г) целостный образ предметов, явлений и процессов, непо­средственно воздействующих на органы чувств 1) представление 2) понятие 3) суждение 4) восприятие

Ответ: А-2, Б-1, В-3, Г-4.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.