Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос. Теории происхождения человека.



Тема: «Человек как главная проблема философии»

Вопрос. Философия о сущности человека.

На первый взгляд, кажется, что человек не заключает в себе никакой тайны. Каждый может уверенно выделить человека из остального мира, его отличие от других существ является очевидным. Но философия выходит за рамки очевидности, и с этой позиции проблема человека содержит много тайн и загадок.

Философия не дает однозначного ответа на вопрос о том, что такое человек. В истории философской мысли сложились следующие образы человека.

Античный образ человека космоцентричен. Человек понимается как часть космоса. Он живет и подчиняется космическим законам. Начиная с Сократа, человек представлялся двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель с формой.

Средневековый человек теоцентричен. Человекесть существо духовное.Духовность человека состоит в его связи в Богом. Средневековая философия противопоставляет в человеке бессмертную душу и смертную плоть. Заботиться нужно только о спасении души, даже в ущерб тела. Возможности человека ограничены. Он ничего не может самостоятельно познать. Познание доступно ему только в божественном откровении.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек становится в центре внимания. В Новое время специфика человека усматривается в разуме, рациональности.Такова позиция Р. Декарта, И. Канта. В это же время развивалась концепция деятельного человека. Главное в человеке – это реализация способности к действию. Суть каждого отдельного человека состоит в его действиях.

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной ре­чью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы. Коммуникативными возможностями обладают и некото­рые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Лю­ди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

моделирует свое поведение и может выбирать различ­ные социальные роли;

— обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок­ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто­римое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

 

вопрос. Теории происхождения человека.

Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека получила название антропогенез.

Существует несколько теорий происхождения че6ловека.

1. Эволюционная теория, согласно которой человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение. Ее автором является английский ученый Ч. Дарвин (1809 – 1882 гг.), который выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка путем естественного отбора. По его мнению, эволюция в органическом мире осуществляется под влиянием трех основных факторов: 1) изменчивости в строении и функциям организмов, 2) наследственности, которая закрепляет изменения, и 3)естественного отбора, когда в процессе борьбы, устраняются организмы, которые не могут приспособиться к существующим условиям жизни. Эти факторы способствовали образованию новых видов.

Недостатки теории:

· Ч. Дарвин не учитывал влияние социально фактора;

· отсутствие качественных отличий ума человека от животного;

· ученым так и не удалось найти морфологически определенной формы между обезьяноподобными предками и современным человеком.

2. Трудовая теория.Ее сторонникиК. Маркс и Ф. Энгельс (1820- 1895 гг.) считали, что именно труд, начавшийся с изготовления орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука обезьяны становилась все более гибкой и свободной, одновременно развивался мозг. Достигается более тесное сплочение с другими людьми, возникает потребность в общении. Регулируются брачные, нравственные и другие отношения Таким образом, изобретение орудий труда, сплочение в обществе, речь, мышление - есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Согласно этой теории, становление человека и общества происходило одновременно, шел процесс антропосоциогинеза.

3. Теологическая (религиозная) теория,согласно которой человека создал Бог. Божественное происхождение человека дает ответы на многие вопросы. Но есть некоторые вопросы и к самим религиям. Так, в результате археологических находок были обнаружены костные останки существ, имеющих некоторые сходства с современным человеком. Чьи же они, если все религии утверждают, что Творец создал человека сразу в его нынешнем облике? Кроме того, найдены каменные орудия труда. Кому они принадлежат, если животные их делать не умеют, а человек современного типа в то время, которым датируется их изготовление, еще не существовал? В-третьих, в живой природе было обнаружено действие принципа эволюции. Почему человек является исключением из него?

4. Теория инопланетного происхождения человека. Человек создание неземное. Пришельцы из космоса, посетив землю, оставили на ней человеческие существа. Сегодня сторонники этой теории собирают факты. Так, в Хелуане имеется кусок платка, ткань которого отличается такой тонкостью и мягкостью, которые в наши дни можно получить лишь на специальных фабриках при использовании высоких технологий. Лондонский музей в своем египетском отделении имеет древнюю кость руки, которая была профессионально ампутирована путем гладкого прямоугольного среза. На стенах некоторых древних пещер обнаружены изображения людей в одеждах, похожих на скафандры космонавтов. Однако все это лишь косвенные улики. Прямых доказательств до сих пор не найдено. Мы не знаем планеты, где была бы еще жизнь и все больше крепнет мысль о том, что мы одиноки во Вселенной.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.