Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)



Его называют вологодским поэтом, где он родился. Вокруг него много таинственных легенд, как и вокруг Бродского. Рубцов трагически погиб, когда ему дал Союз писателей квартиру в Вологде. У него появилась женщина, на которой он собирался жениться. «Я умру в крещенские морозы» - в этом стихотворении он предсказал свою смерть. Она его убила, сидела 8 лет. Потом вышла, написала книжку об отношениях с Рубцовым и стала знаменитой. Эта история говорит о том, что русский поэт неизбавим от трагических ощущений. Некоторые считали, что Рубцов – бродяга, странник, и это и есть его основная тема. Некоторые еще относили его к деревенщикам. Типа он эксплуатирует есенинскую тему, подражает ему. Якобы Рубцов – плагиатор по отношению к Есенину. А Георгий Свиридов, композитор, писал, что Рубцов – тихий голос великого народа, потаенный, скрытый. Глеб Горбовский писал, что Рубцов – поэт долгожданный. До него были только Блок и Есенин, очаровывавшие народ. Особенности поэзии Рубцова:

4) ощущение тайны бытия, которая присутствует в самых обыденных явлениях повседневной жизни. Этим насыщенна поэзия Рубцова. Можно писать о бытие, опираясь на конкретные вещи. Проводят по этому поводу аналогии с Тютчевым

5) душа лирического героя либо простая, либо чистая. «Простота, не знающая границ» - о Рубцове говорили. «Добрый Филя» - вот кто такой простой человек. Простой человек – человек естественный

6) поэзия Рубцова живет в ожидании чуда. Лирический герой ждет его. Но все чудеса могут произойти только на родине. Родину он называет таинственным и милым краем. «Тихая моя Родина». Тайна бытия будет открыта каким-то чудом

7) светоносность. Концепция – свет! Может, это связано с тем, что он был по рождению северянином. Если соединяются свет пространственный и свет душевный, получается высшее единство

8) умение чудесным образом преобразовывать самые просты слова:

И все торчит.

В дверях торчит сосед!

Торчат за ним разбуженные тетки!

Торчат слова!

Торчит бутылка водки!

Торчит в окне бессмысленный рассвет.

6) эсхатология. «Видение на холме». Когда он говорит о России, он имеет в виду огромную историческую перспективу. В то время это было открытием.

 

40. Санкт-Петербург: современная литературная ситуация.

Литературная ситуация рубежа веков 20 и 21

4 основных литературных направления:

1. Русский постмодернизм

2. Неоклассическая проза

3. Проза условно-метафорическая

4. «другая литература»

У Шукшина рассказ «Буря» очень страшный – городская проза, хотя он деревенщик. Поэтому «другая литература» - название условное.

Постмодернистская словесность распадается на 3 течения:

1. Западно-европейский вариант постмодернистской литературной традиции. Полное, абсолютно сознательно, декларативное игнорирование нравственных установок. Учительная традиция русской литературы. Дмитрий Галковский «Бесконечный тупик». Анатолий Королев «Голова Гоголя»

2. Постмодернисты, ориентирующиеся на классическую реалистическую традицию содержательно, но активно использующие приемы постмодернистского письма. Отказываются от линейного времени, от классического представления о пространстве. Андрей Битов «Пушкинский дом»

3. Соц-арт и концептуализм – самое тенденциозное и самое яркое. Лев Рубинштейн «Регулярное письмо». Отбрасывает к первичным вербальным формам. Концептуалисты требуют талантливого интерпретатора. Дмитрий Александрович Пригов. У него есть выставочная комната в главном здании Эрмитажа. Был автором инсталляций. Создатель оригинального жанра предуведомлений. «Предуведомительная беседа к сборнику «Апофеоз Милицанера» №1». Любил играть с жанрами. «Путешествие из Москвы в Пермь». Пермь всегда претендовала на то, чтобы стать культурным центром. Написал в 1997. 12 станций. 12 – сакральное число.

Неоклассическая проза, проза неопочвенников, жестокий реализм. Сбережение социальных и нравственных норм – главная задача литературы. Сверхзадача лит-ры – поиск ответа на вопрос о смысле жизни. Идея в тексте важнее художественной формы. Демонстрирует эта лит-ра очень мощную тягу к философичности, предпочитает изображать активных персонажей. Очень часто персонажи занимают позицию судьи. Художник выражает свою точку зрения через своего героя. Владимир Мичутин, Виктор Петрович Астафьев «Людочка», Распутин «Пожар», Леонид Бородин (православный журнал «Москва») и его повесть «Третья правда», рассказ «Лютик – цветок желтый» (о судьбе талантливой девочки в современной России) – возвращается к теме Лескова в «Левше»

Условно-метафорическая проза. Аксенов «Звездный билет». Авторы видели в реальной жизни много алогичного, в буднях повседневности обнаруживали катастрофический парадоксы. Для демонстрации парадоксальности и алогичности реальности они очень часто использовали фантастические сюжетные элементы. Почти игнорировали психологическую разработку характеров, т.к. их интересовало надиндивидуальное. Часто человеческий мир они представляли аллегорически. В виде мира животных, например. Анатолий Ким «Отец Лес». Активно использовали игровое начало, притчевые элементы, легенды. Главная заслуга этой прозы – создание жанра антиутопии. Александр Кабаков «Невозвращенец». Петрушевская «Новые робинзоны». Фазиль Искандер «Кролики и удавы».

«Другая литература», новая волна, альтернативная литература. Возникло в 80-ые годы. Связывают с явлением самиздата и тамиздата. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» - первое явление самиздата. Были противниками цензуры, или наоборот. Альманах «Метрополь» Аксёнова. Солженицын много распространялся самиздатом. Тамиздат – издавали в странах западной Европы. Характеристики:

1. внимание к проблемным сторонам жизни

2. демонстрировали пренебрежение к официальной политике и официальной литературе

3. отказывались от следования любым литературным стереотипам. Сдвинутые, индифферентные к любому идеалу характеры. Идеал мог маячить на втором плане, в лучшем случае.

4. Авторская позиция, как правило, замаскирована. Потому что автор стремится создать иллюзию объективности, именно поэтому никогда не использует фантастических элементов в повествовании, отказывается от учительской традиции. Активно используют разнообразные культурные реминисценции. Чаще всего они заимствовались из начала 20 века. В событиях, формирующих сюжет, главным становится случайность.

Татьяна Толстая, Вячеслав Пьецух, Сергей Каледин «Смиренное кладбИще», Михаил Кураев «Капитан Дикштейн» - повесть, Толстовскую премию получил. Сейчас в России выдается более 700 литературных премий.

Писатели старшего поколения. Луговской, Антакольский, Пастернак.

Захар Прилепин. 1965 года рождения. Известен стал в конце первого десятилетия. Не стесняется говорить о детях, о жене, с удовольствием. В серии ЖЗЛ есть книга Прилепина о Леониде Леонове. «Санькя». Последняя книга у него «Грех и другие рассказы» - роман в рассказах. «Санькя» очевиднее по проблематике, по идее. В одном из рассказов в «Грехе» герой постоянно повторяет слово «брезгливо». Агрессия героя провоцируется брезгливостью. Человеком брезгуют. Брезгливость можно остановить только силой. Вызвать страх. Герой сначала контролирует, а потом контроль уходит. Бытовая сцена, но в ней есть подтекст. Еще есть рассказ «Бабушка, осы, арбуз». Там есть фраза: «Все умерли. Кто не умерли – того убили. Кого не убили – тот добил себя сам».

Архимандрит Тихон «Несвятые святые и другие рассказы». Можно прочитать только «Несвятые святые». Получил премию Большая книга в 2012 году. В 2012 году у книги был тираж 1 млн 600 тысяч. Сейчас и больше. Этот феномен объясняют тем, что люди соскучились по нормальному языку и нормальному чтению. В тот год эту премию получил «Мой лейтенант» Гранина. Тихон – церковный человек. Уникальная фигура автора. До него церковных авторов читали только верующие люди. Тихон меняет представление о человеке церкви. Иоанн Крестьянкин был очень интересен в советскую эпоху. Пять молодых людей с престижнейшим образованием пришли в монастырь. Вопрос – зачем? Пушкин, Достоевский, Ньютон были верующими. Ленин и Гитлер – нет. Верующие, мол, принесли больше пользы, чем неверующие. Монастырская жизнь, увиденная изнутри. Там был отец Нафанаил. Он всю жизнь спал в келье сидя. Вышел на улицу и лег спать в снег, чтобы не заспаться. У этих людей нет противоречий между законом и их желаниями. Отец Нафанаил проводил экскурсию золотой молодежи однажды. Православное смирение имеет границы. Православный человек не должен позволять себя унижать. Нафанаил себя унизить золотой молодежи не дал.

Варламов. Рассказ «Рождение». «Затонувший ковчег» - ленинградский роман.

Алексей Слаповский. Роман «Анкета», роман «Участок». По «Участку» сделали сериал с Безруковым.

Русская дарамутргия. (в билетах не будет)

Надежда Птушкина «Пока она умирала»

Современная петербургская поэзия

Елена Шварц – посложнее. Александр Кушнер – работает в пушкинской традиции. Глеб Горбовский – у него город коммуналок. Очень разный Петербург у них.

Российская поэзия в наши дни

Николай Зиновьев. «И человек сказал: «Я русский», и бог заплакал вместе с ним».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.