Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Содержит несколько пластов: бытовой – Москва, исторический – роман в романе, мир тьмы и вымысла.



Доносительство, взяточнество, влияние, власть – пороки

«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - «Гете», Фауст

Цель Воланда – уравновесить весы добра и зла. Цель его свиты – выявить недостатки общества.

Рукописи не горят (они остаются в памяти).

Покой дали Мастеру, потому что он сдался.

 

Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя основные мотивы творчества Булгакова, звучавшие порознь в его разных сочинениях. В романе Булгакова на равных существуют и переплетаются между собой три пласта повествования: мир реальный, мир фантастический и мир библейской легенды.В сюжете романа нечистая сила (Воланд и его свита) помогают вскрыть сущность, высмеять и взорвать обывательский мир (но не уничтожить его). Главные герои - Мастер и Маргарита - свободно перемещаются «по ходу событий» из мира реального в мир фантастический и наоборот, в силу чего фантастическое воспринимается в тексте Булгакова как «обратная» (зеркальная) сторона действительности, а реальное - как стоящее на грани фантастики. Библейский «пласт» является связующим звеном между реальным и фантастическим миром.

Легенда о Понтии Пилате, осудившем на смерть Христа, интерпретируется Булгаковым и как содержание романа Мастера, и тоже как своего рода реальность, оживающая в памяти Воланда и завершающаяся при непосредственном участии главных героев произведения - в финале романа. Мастер разрешает Пилату уйти по лунной дороге к ожидающему его (и простившему его) Иешуа и тем самым как бы дописывает свой роман до конца.

Такие «переключения» повествования из одной событийно-временной сферы в другую акцентируют сходство и повторяемость в истории, в самой человеческой жизни алогичных по смыслу ситуаций и коллизий. Тем более, что в системе действующих лиц основные персонажи как бы «зеркально» повторяют себя в разных мирах (Иешуа - Мастер; Левий Матвей - Иван Бездомный); образ Москвы зеркально отражается в образе Ершалаима и т.д.

В центре романа - «вечные» общечеловеческие проблемы истины и лжи, свободы и несвободы, творчества и догматизма, любви, верности, предательства.

Особый смысл заключает в себе спор Понтия Пилата и Иешуа о власти и свободе. Свободен в своем выборе Иешуа и не свободен Пилат, выполняющий служебные обязанности. Свободен Мастер в своем творчестве и не свободен в своем педантичном догматизме литератор Берлиоз. Свободна в своей любви и поведении Маргарита и не свободны москвичи-обыватели, зависящие от условных догм и правил морали. Именно свобода, творчество и любовь соединяют Мастера и Маргариту в Вечном Доме тишины и покоя.

«Он не заслужил света, он заслужил покой», - говорит о Мастере Иешуа устами Левия Матвея. Как понимать эти слова? Возможно, Мастер не заслужил света потому, что в какой-то миг вынужден был отречься от своего романа. Возможно, потому, что он не дописал самого главного - в его романе нет сцены воскресения Христа. Но Иешуа в «Мастере и Маргарите» изображен скорее как человек, хотя в эпилоге он обретает бессмертие - как и Мастер, и Маргарита, как все, кто в бессмертие верит. Вряд ли можно говорить о религиозности Булгакова - во всяком случае в церковном смысле. И Воланд в начале романа так жестко наказывает Берлиоза вовсе не потому, что тот не верит в Бога. Булгаков метит в самодовольство плоского, рационалистического понимания жизни, при котором в жизни не остается ни тайн, ни ее прекрасной сложности - все заранее решено, все разложено по полочкам. Он осмеивает самодовольную кичливость рассудка, уверенного в том, что, освободившись от суеверий, он может создать точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений, создать совсем «нового человека». Скепсис Булгакова в этом смысле родственен прозрениям Достоевского. Ведь и Воланд в Москве появляется отчасти для того, чтобы проверить: да точно ли появился «новый человек» в социалистической России. Сеанс черной магии на этот счет не оставляет никаких сомнений. Сатана у Булгакова, однако, не только прозорлив, он еще и мудр, снисходителен: «Люди как люди ... Легкомысленны ... но и милосердие порой стучится в их сердца ... Вот только квартирный вопрос их испортил».

Отнюдь не строгий христианин, автор дорожит содержанием заповедей христианства, усвоенных европейской гуманистической культурой.

 

15. Жизненный путь и творческая биография В.М. Шукшина.

В.М.Шукшин родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Там прошло его военное детство. С 16 лет он работает в родном колхозе, затем — на производстве. В 1946 г. отправляется в города Калугу и Владимир, где работает кем придется — грузчиком, слесарем. Во время одной из поездок в Москву знакомится с кинорежиссером И.Пырьевым. На это же время приходятся его первые литературные опыты. В 1949 г. Шукшина призывают во флот, откуда потом демобилизуют по болезни. Он возвращается в родные Сростки, где работает преподавателем, затем директором вечерней школы.

В 1954 г. в возрасте 25 лет он поступает в институт кинематографии (ВГИК) в Москве на один курс с Андреем Тарковским в режиссерскую мастерскую М.И.Ромма. В 1958 г. Шукшин впервые снимается в кино. В этом же году появляется его первая публикация — в журнале «Смена» был напечатан рассказ «Двое на телеге». В начале 1960-х гг. Шукшин много снимается в кино. Одновременно идет напряженная работа над рассказами, которые все чаще появляются на страницах столичных журналов. Выходит из печати и первый сборник рассказов «Сельские жители»(1963). В 1964 г. Шукшин снимает свой первый полнометражный художественный фильм «Живет такой парень», удостоенный призов Московского и Венецианского международных кинофестивалей.

За полтора десятилетия литературной деятельности Шукшиным написаны пять повестей («Там, вдали», «А поутру они проснулись», «Точка зрения», 1974; «Калина красная», 1973-1974; «До третьих петухов», 1975), два исторических романа («Любавины», 1965; «Я пришел дать вам волю», 1971), пьеса «Энергичные люди»(1974), четыре оригинальных киносценария («Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Позови меня в даль светлую», «Брат мой»), около сотни рассказов (сборники «Характеры», «Земляки») и публицистические статьи, из которых наиболее известны «Вопрос к самому себе», «Монолог на лестнице», «Нравственность есть правда».

Последней повестью и последним фильмом Шукшина стала «Калина красная» (1974 г.). Он умер 2 октября 1974 г. во время съемок фильма С.Бондарчука «Они сражались за Родину». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Шукшин (1929-1974)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.