Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Князь проявил гордыню: внешнее — земную власть — он поставил выше духовного, скрытого внутри; он солгал Февронии, что возьмёт её в жёны.



Феврония лечила князя при помощи символических предметов. Сосудец — символ человека: человек — сосуд Божий. Хлебная закваска: хлеб — символ Церкви Христовой. Баня — очищение от грехов.

От одного непомазанного струпа вновь стали расходиться язвы по телу князя, так как один грех порождает другой, одно сомнение порождает неверие.

3 часть. Княжение Петра и Февронии. Изгнание. Чудеса. Смерть святых и чудеса после смерти.

Княжили Пётр и Феврония в Муроме благочестиво: «И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей».

Перед смертью Пётр и Феврония приняли монашество. Монахов и монахинь запрещено было хоронить даже на одном кладбище, а тем более в одном фобу. Таковы были правила внешнего мира.

Когда князь сообщает Февронии, что он не может больше ждать её и готов умереть, то есть предстать перед Господом, она втыкает в недошитый покров иглу и обматывает вокруг неё нитку.

Автор рассказывает нам об этом, имея в виду, что жена и муж — едина плоть. Жена за мужем, как нитка за иголкой. Поступок Февронии означает её согласие последовать вслед за мужем.

То, что Пётр и Феврония оказывались в одном гробу, означает, что устремления души выше внешних правил, установленных людьми.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

http://briefly.ru/avvakum/zhitie_protopopa_avvakuma/

Протопоп Авакум (родился в , в 1682 году приговорен к сожжению).
Взгляды Протопопа формировались в «Кружке ревнителей благочестия». Кружок был создан после завершения смуты; они верили в то, что русский церковный раскол и смута произошли из-за ослабления веры, разгул власти и проч. Они считали, что для спасении России и восстановлении ее после смуты надо возвысить религию и поставить церковь рядом с политикой; восстановить пасторскую деятельность духовенства. Участники призывал к борьбе с простонародными развлечениями, как с пережитками язычества.

Написал «Житие Протопопа Авакума» (читать), которое считают новаторским.
Оно является соединением биографии, философствований и описаний событий.
Его биография начинается с рождения, раннего сиротства. Далее, ссылка в Сибирь.
Это произведение, по мимо необычной композиции, обладает очень сложным образом автора: автор — исповедник, исповедуется своему собеседнику, которого он называет отче; так же Протопоп вступает проповедником, объясняет роль служения Хресту; и является героем повествования. Протопоп Авакум изобретает особую предметность изображения.
Стилевое многоцветие: образы священного писания совмещаются с реалистическими деталями. Мастерство автора заключается в том, что он первый в русской литературе по разному говорит об объектах к которым по-разному относится.
Создавая новую литературную стилистику, предпочтение Протопоп Авакум отдает просторечию.

Под литературными жанрами принято понимать исторически сложившиеся типы произведений, объединенных как формальными, так и содержательными свойствами.

Первые варианты систематизации литературных жанров появились еще в эпоху античности, впоследствии те или иные жанры не раз видоизменялись, переживали свои взлеты и падения в литературе разных стран и народов.

Древнерусская литература возникла после принятия христианства: во многом система ее жанров была позаимствована из Византии. В то же время, в средневековой Руси литературные произведения находились в тесной связи с фольклором, что обусловило их национальный колорит.

Распространенным жанром литературы на Руси стали былины (старины) – эпические песни о подвигах народных героев – богатырей. Имена былинных богатырей-воинов Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, крестьян Вольги и Микулы Селяниновича впоследствии перекочевали во многие авторские произведения. У многих из этих героев были реальные прототипы, часть из них упоминалась и в европейском эпосе, и в летописях. Как правило, в основе былин лежат исторические сюжеты, нередко реальные события переплетаются в них с художественным вымыслом.

 

Широкое распространение в средневековой Руси получила религиозная литература: жития (описания жизни и деяний святых), творения святых отцов, переводы из Евангелия, видения (описания взаимодействия людей с божественным миром). Постепенно складывались такие жанры, как хожения (путевые заметки), повести, слова и сказания. Огромную известность получили «Слово о полку Игореве» – одно из первых произведений, прославляющих воинскую славу Руси, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Моление Даниила Заточника», «Хожение за три моря» тверского купца и путешественника Афанасия Никитина, сборник моральных наставлений «Домострой» за авторством протопопа Сильвестра.

 

Широкое распространение книг на Руси началось с XVI века, с появления первой русской печатной книги «Апостол» в типографии Ивана Федорова. Постепенно печатные книги начинают использоваться для обучения грамоте: в основном они носили религиозный характер. Окончательное становление русских типографий, появление массового книгопечатания и периодических изданий относится уже к эпохе Петра I, несколько позже, в середине XVIII века, складываются жанры светской литературы в Российской империи.

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина

http://briefly.ru/nikitin/hozhdenie_za_tri_morja/

Историзм, глубокий патриотизм, нравсвенность

Литература 18 века: наиболее яркие индивидуальности, проблематика, жанровые предпочтения, стилистика.

Ключевые характеристики 18 века:

ускоренное развитие производственного строительства; меняется представление о системе образования;

Идеология просвещения легла в основу главного метода русской литературы 18 века (30-80 годы) — классицизма. Как художественный метод возник в европейском искусстве в 17 веке.

С точки зрения классицистов, задача искусства — приближение к идеалу. Форму определяли образцы, норма.

Эстетику классицизма называют нормативной:

Правило трех единств (времени, места, действия); норма, требующая чистоты жанра/правило чистоты жанра (который определял проблематику, тип героя,- сюжет и стиль); языковая норма (определялась «Российской грамматикой» Ломоносова 1755 год); типичные конфликты: между долгом и чувством, разумом и эмоциями, общественным и личным – общественная проблематика; требование прямолинейной обрисовки героев.

Наиболее яркие представители: Василий Кириллович Тредъяковский 1703-1769 гг. (выпускник Сорбоны, возвращается с движущей идеей патриотизма, «стихи похвальные России», первые стихи о Петербурге).

Главная заслуга Тредиаковского: реформа системы стихосложения. Под влияние стиха фольклорного и под стилизацией религиозного стиха.

Петровская эпоха, с которой начинаются традиционные курсы истории русской литературы XVIII века, стала переломным моментом в истории русской государственности и культуры, но все-таки вряд ли была поворотным моментом в литературе. Скорее в это время продолжался обозначившийся во второй половине предшествующего столетия переход от древнерусской, средневековой литературы к литературе новой. Глубокие качественные изменения во всех областях секуляризирующейся культуры наложили свой отпечаток и на литературу, в которой уже со второй половины XVII века усилился интерес к изображению человеческой личности, углубился драматизм понимания жизни, появились новые роды и виды литературных произведений (панегирическая и любовная лирика, школьная и придворная драма).

Усвоение нового не означало решительного разрыва с отечественными литературными традициями, а во многом позволяло и в дальнейшем развивать целый ряд особенностей именно русской национальной культуры. Русский XVIII век часто называли периодом «ускоренного» развития литературы, ведь менее чем за сто лет русская литература прошла путь, на который большинству западных литератур потребовался значительно более длительный срок.

При этом русская литература XVIII века создавалась в условиях постоянно расширявшихся, оживленных контактов России и Запада. Образованные русские люди в это время, как правило, хорошо знали французский язык, многие из них читали на двух-трех современных европейских языках и как минимум одном древнем. Произведения французской, английской, немецкой философии, литературы, публицистики были им хорошо известны в подлиннике, но на протяжении всего XVIII века увеличивалось число и совершенствовалось качество переводов с древних и с основных европейских языков.

Важным аспектом культурной действительности XVIII в. исследователи считают постепенное переосмысление целей и задач литературного творчества. Литература, конечно, пока еще не становится собственно профессией, вплоть до 1760-х годов она не имеет ни более или менее внятной социальной, ни тем более политической функции, но борьба за ее социальный статус оказывается, по наблюдениям В.М. Живова, неизбежным спутником литературной деятельности целого ряда ведущих писателей «осьмнадцатого столетия».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.