Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов.



ТЕМА 6. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕСЫ ПСИХИКИ

ПЛАН.

1. Классификация неосознаваемых процессов.

2. Неосознаваемые автоматизмы (навыки и др. автоматизмы).

3. Явления неосознаваемой установки. (Узнадзе).

4. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий (идеомоторные акты).

5. Неосознаваемые побудители сознательных действий (Фрейд).

6. Надсознательные процессы.

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1. Под ред Алексея Александровича Бодалева, Б.Ф.Ломова. – М., 1980.
  2. Бассин Филипп Вениаминович Проблема «бессознательного». (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). – М., 1968.
  3. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Под ред. Александра Северьяновича Прангишвили, Аполлона Епифановича Шерозия, В.Ф.Бассина. – Тбилиси, - 1985. (коллективная монография грузинских психологов Института психологии им. Д.Н.Узнадзе) Григолава Владимир Владимирович. Контрастная иллюзия, бессознательное и установка. Т.1.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997.
  5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М.. 1989.
  6. Джеймс Уильям. Многообразие религиозного опыта. – СПб., 1992.
  7. Узнадзе Дмитрий Николаевич. Психологические исследования. – М., 1966.

 

Ввел понятие о бессознательной психике Лейбниц Готфрид (1646 - 1716)

Основные понятия. Понятие бессознательного. Проявление бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

Краткое содержание.

Неосознаваемые механизмы и действия. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов. Концепция неосознаваемой установки Д. Н. Узнадзе. Значимость вегетативных компонентов для психологических исследований.

Неосознаваемые побудители сознательныхдействий. Исследования неосознаваемых процессов 3. Фрейдом. Теория бессознательного Механизмы вытеснения и сопротивления Значение теории 3. Фрейда для лечения невротических симптомов.

Надсознательные процессы.Соотношение сознательных и надсознательных процессов. Иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены.

вопрос. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов.

Мы рассматривали проблему возникновения и развития сознания как высшей формы психического отражения объективной реальности. Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом.

Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучать в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые и отечественные и зарубежные. Исследовали бессознательное психическое:

Бассин Филипп Вениаминович (1905 - 1992), российский клинический психолог и нейрофизиолог, начинал работу в харьковском психоневрологическом институте, являлся организатором первого Международного симпозиума по проблеме бессознательного в Тбилиси– установка и бессознательное.

Грузинская психологическая школа представлена именами ученых, внесших огромный вклад в изучение проблем бесоознательного:

Григолава Владимир Владимирович (1920 - 1987), грузинский психолог, ученик Д.Н.Узнадзе, экспериментальные исследования были посвящены разработке проблем природы бессознательного и его роли в формировании и направленности поведения человека – природа бессознательного

Прангишвили Александр Северьянович (1909 - 1984), грузинский психолог, являлся одним из инициаторов проведения регулярных конференций психологов республик Закавказья, а также Международного совещания по проблемам установки и бессознательного психического – бессознательные психические явления

Шерозия Аполлон Епифанович (1927 - 1981), грузинский философ и психолог, специалист в области проблем бессознательного психического – психика, сознание, бессознательное

В зарубежной психологии:

Бергсон Анри (1859 - 1941), французский философ и психолог, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии, оказал влияние на психоанализ и другие течения глубинной психологии своими исследованиями проблем бессознательного психического, «подпочвы сознания», сознания и сверхсознания, анализ вопросов сновидений, сопереживания, творчества, свободы – проблемы бессознательного психического («подпочвы сознания»)

Гартман Эдуард (1842 - 1906), австро-американский психоаналитик, психиатр и невролог. Один из создателей и лидеров эго-психологии. Деятель психоаналитического движения, полемизировал с Фрейдом по ряду вопросов – концепция «философии бессознательного»

Фрейд Зигмунд (1856 - 1939), австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа – бессознательное ядро психической жизни, образуемое мощными влечениями.

Юнг Карл Густав (1875 - 1961), швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик, создатель аналитической психологии. В работе «Структуры бессознательного (1916) развил представление о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.), среди которых центральная роль принадлежит архетипу «самости» - потенциальному ядру личности. Считал, что архетипы лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т.д.» – коллективное бессознательное

 

Но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя. Цель нашей лекции заключается в ознакомлении с понятием бессознательного и с фактами неосознаваемых психических процессов, а также в знакомстве с существующей классификацией проявлений бессознательного и результатами исследований ряда ученых.

По нашему мнению, наиболее удачно необходимый учебный материал по проблеме неосознаваемых процессов изложен в лекциях Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию». Именно они послужили основой для подготовки данной лекции и рассмотрения изучаемой нами проблемы.

 

Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «подсознательные» процессы (рис.1).

В свою очередь, в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.