Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. (сл.1)
Класс
Тип урока
Комбинированный
Образовательные ресурсы
ü Презентация «Либералы, консерваторы и социалисты» /Электронный ресурс/.
ü Книги, тетради.
План урока
1. Каким быть обществу?
2. Разрешено все, что не запрещено.
3. Сохранять традиционные ценности!
4. Почему появились социалистические учения?
5. «Золотой век человечества не позади нас, а впереди».
6. К. Маркс и Ф. Энгельс о путях преобразования общества.
7. Э. Бернштейн и рождение ревизионизма.
8. Анархизм.(сл.2)
Цель урока
Познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов.
Задачи урока
Образовательная: рассмотреть понятия: либерализм, консерватизм, социализм, марксизм, анархизм.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учеников, проверка присутствующих, постановка темы и цели урока.
II. Этап проверки домашнего задания.
Фронтальный опрос:
Задание: по описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?
1. Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.
Как называется этот роман и кто его автор?
« Собор Парижской богоматери». В. Гюго
2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.
Как называется картина и кто её автор?
« Голубые танцовщицы» Э.Дега
3. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?
« Жанн Самарии» О. Ренуар
4. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?
« Книга джунглей» Р. Киплинг
5. В качестве основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?
« Кармен» Ж. Бизе
6. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.
« Законодательное чрево» О. Домье
7. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?
Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес
8. На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?
« Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог.
· Что такое импрессионизм? (направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления).
· Что такое постимпрессионизм? (художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать ее основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации).
III. Этап актуализации знаний.
Учитель: Как вы думаете, что такое либерализм? Консерватизм? (ответы учащихся), чтобы ответить на эти понятия, приступим к изучению темы.
IV. Этап изучения нового материала.
Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:
1) Как развивается общество?
2) Что предпочтительнее: реформа или революция?
3) Куда движется история? (сл.3)
- Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:
1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?
2) как выстроить отношения между личностью и церковью?
3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?
- Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте. (сл.3).
В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:
1) либерализм
2) консерватизм
3) социализм. (сл.4)
- Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу.(сл.5).
Линия сравнения
Либерализм
Консерватизм
Социализм
Главные принципы
Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей
Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти
Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод
Роль государства в экономической жизни
Государство не вмешивается в экономическую сферу
Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики
Отношение к социальным вопросам
Государство не вмешивается в социальную сферу
Сохранение сословных и классовых различий
Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам
Пути решения социальных вопросов
Отрицание революции, путь преобразования - реформа
Отрицание революции, реформа как крайнее средство
Путь преобразования - революция
- рассмотрим основные принципы либерализма. (6 сл.)