Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Группы интересов и группы давления.



Термин «группы давления» (press groups) впервые появился в США приблизительно в середине 20-х гг. XX столетия, а первые исследования деятельности этих объединений относятся к 1928–1929 гг. (Э. Сайт, А. Бентли, П. Херринг, X. Чаялд). Французский политолог Р. Ж. Шварценберг понимал под группой давления группу интересов, оказывающей давление на органы власти. А. Павроз, отожествляя два термина, пишет «группа давления (pressure group) означает «форму действия» групп интересов, т. е. «метод для поддержки или срыва определенных политических решений». Н.Г. Зяблюк пишет об этом: «Сама по себе заинтересованная группа – это потенциальная группа давления. Реальной она становиться тогда, когда прибегает к соответствующим действиям».

Следовательно, группа давления – это по существу та же группа интересов, но приступившая к осуществлению активных действий по отношению к органам государственной власти с целью законодательного или административного обеспечения своих интересов. Таким образом, группа давления – одна из ключевых форм группы интересов, так как наличие активных интересов в органах государственной власти есть определяющая характеристика группы интересов.

 

Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:

  • широкого и специализированного профиля;
  • представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;
  • массовые и кадровые;
  • частные и общественные.

В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:

  • во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
  • во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.

При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.

Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:

  1. Воздействие на саму власть;
  2. Воздействие на партии, контролирующие власть;
  3. Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.

Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.

Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:

  • общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
  • управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
  • отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
  • изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.

С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, совершающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.

В качестве легальных действий (способов) лоббистская деятельность принимает формы:

  • выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
  • представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
  • проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
  • организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.

К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:

  • взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
  • шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.

В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.

Коррупция —крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании — это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования — практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.