Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2. Финансово-промышленные группы.



 

Финансово-промышленный группы – это крупные широко диверсифицированные холдинги, включающие в свой состав 4 блока: промышленный, финансовый, коммерческий и инновационный.

Промышленный блок представляет собой слияние нескольких заводов в одной из трех форм: вертикальная интеграция, горизонтальная интеграция, конгломератная интеграция (объединение мелких и средних заводов вокруг одного промышленного гиганта).

При вертикальной интеграции производственные процессы объединены в одной компании и следуют один за другим. Таким образом, вертикальная интеграция – объединение между собой заводов, связанных единой технологической цепочкой по производству товара от сырья до конечного продукта. Такой вид слияний компаний предпринимают, чтобы сократить трансакционные издержки, связанные с приобретением необходимых им ресурсов. Например, производитель автомобилей, который имеет свое сталелитейное производство, применяет «свою» сталь для изготовления корпусов, двигателей и других деталей. Этим самым такой автопроизводитель отличается от своего конкурента, который закупает корпуса автомобилей, двигатели и другие комплектующие у многочисленных поставщиков, а сам занимается только сборкой всех компонентов в готовый автомобиль. В нефтехимической промышленности таким примером являются Лукойл, Татнефть и т.д., имеющие в начале становления только заводы, занимающиеся добычей нефти. Далее начали скупать перерабатывающие заводы и т.д. С НПЗ продукция идет на последующие стадии обработки и производства конечной продукции (НКШ у Татнефти).

 

Рисунок - Стадии технологической цепочки и направления вертикальной интеграции

Интеграция может быть полной и узкой. При полной объединяются все входы или выходы. Примером узкой является покупка компанией лишь части входящих элементов и производство остальных собственными силами.

Различают вертикальную интеграцию «снизу вверх» и «сверху вниз». Вертикальная интеграция «снизу вверх» означает скупку производителей сырья своих переработчиков по всем стадиям технологической цепочки, для того чтобы повысить прибыльность продаж товара, полученного из каждой тонны сырья. Корпорация-покупатель может создать для себя источник хорошего и стабильного спроса на свою продукцию, причем контролировать его будет только она.

Например, корпорация, принадлежавшая целлюлозно-бумажной промышленности, может приобрести издательскую компанию, торгующую писчебумажными и канцелярскими принадлежностями. В нефтехимической промышленности примерами служат Лукойл, Татнефть и т.д.

Вертикальная интеграция «сверху вниз» означает скупку предприятиями изготавливающих конечную продукцию своих поставщиков. Корпорация-покупатель создает для себя дешевый и стабильный источник исходного сырья для производства своей продукции. Например, компания, производящая одежду, может приобрести компанию, производящую текстиль.

Компания, использующая вертикальную интеграцию, обычно мотивирует ее желанием усилить конкурентную позицию своего ключевого исходного бизнеса. Этому должны способствовать:

- экономия в издержках;

- улучшение контроля качества;

- бесперебойное снабжение и сбыт по технологической цепочке;

- защита собственной технологии.

Однако вертикальная интеграция имеет и отрицательные стороны. Наиболее важными из них являются:

- излишние издержки;

- потери при быстрой смене технологий;

- потери при непредсказуемости спроса.

Вертикальная интеграция может увеличить издержки, если компания использует собственное входное производство при наличии внешних дешевых источников снабжения. Это может происходить и из-за отсутствия конкуренции внутри компании, что не побуждает ее дочерние предприятия (поставщиков) снижать издержки производства.

При резком изменении технологии возникает риск привязки компании к устарелой технологии. При постоянном спросе более высокая степень интеграции позволяет более надежно защитить и координировать производство продукции. Когда спрос нестабилен и непредсказуем, такая координация при вертикальной интеграции затруднена. Это может привести к росту стоимости управления. В этих условиях узкая интеграция может оказаться менее рискованной, чем полная.

Горизонтальная интеграция – это интеграция фирм, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции или предоставлении однотипных или сходных услуг.

К горизонтальной интеграции относятся слияния компаний, занимающихся производством однотипной продукции. Примером может служить объединение двух компаний, производящих компьютеры: после слияния продукт остается тем же. В нефтехимической промышленности России таким примером является объединение ТНК и Бритиш Петролеум.

С одной стороны, горизонтальная интеграция имеет ряд преимуществ:

- экономия на масштабах производства, что способствует снижению себестоимости продукции, улучшению качества и стимулирует производительность труда;

- возможность предпринимателю продать свою фирму тому, кто уже знаком с этим типом производства. Перспектива выгодной продажи побуждает предпринимателей основывать новые фирмы, стимулируя конкуренцию, облегчая вход на рынок, так и выход с него;

- помогает компаниям преодолевать трудности периода экономической трансформации.

С другой стороны, горизонтальная интеграция имеет ряд недостатков:

- может привести к приобретению одним из хозяйствующих субъектов значительной власти на рынке, увеличению вероятности того, что остальные хозяйствующие субъекты станут открыто или тайно координировать свои решения в области ценообразования или объема выпуска продукции;

 

Финансовый блок обеспечивает ускорение взаимных платежей, а также аккумулируют средства для финансирования крупных научно-технических проектов и кредитование заводов. В финансовый блок ФПГ кроме банков входят также негосударственные пенсионные фонды, страховые компании (Например, в ФПГ Татнефть входя Девон Кредит и банк Зенит, у Лукойла – Империал).

Коммерческий блок служит для обеспечения рекламной деятельности, маркетинговых исследований, продвижения товара на рынок. В него входят торговые дома, рекламные агентства, маркетинговые службы, дилерская сеть (например, Торговый Дом Кама в Татнефти).

Инновационный блок занимается разработкой новых товаров, технологий, их выпуском на пилотных и опытных установках, для того чтобы добиться конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В него входят НИИ, КБ (конструкторские бюро), внедренческие организации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.