Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 5.5. РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (рубеж XX-XXI вв.)



Формирование российской государственности.В 1991 г. В результате распада СССР появилось новое государство – Российская Федерация (РФ). Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохране­ние территориальной целостности страны. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан. Якутия. Чечня взяли курс на выход из состава Феде­рации. Тем не менее, к 1992 г. отношения России с субъектами Федера­ции удалось частично урегулировать. 31 марта 1992 г в Москве был подписан Федеративный договор, определивший вза­имоотношения между субъектами Федерации.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республи­ка, б краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.

Особенно напряженно сложились отношения Центрального пра­вительства и Чечни, вылившиеся в две военные чеченские кампании 1994-96 и 1999-2000 гг.

Оформление российской государственности также проходило в сложной борьбе между президентом и парламентом, что привело к их открытомустолкновению («войне властей»), которое произошло в сентябре-октябре 1993 г. 21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конститу­ционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Вер­ховного Совета и проведении в декабре выборов в новые органы го­сударственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными. С помощью силовых структур конфликт был завершен подавлением оппозиции.

12 декабря 1993 г. На Всероссийском референдуме была принята Конституция РФ, в которой был установлен принцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной. Главой государства является всенародно избираемый на 4 года президент, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Первым президентом РСФСР был избран Б.Ельцин 12 июня 1991 г., он же в июне 1996 г. выбран Президентом РФ. После добровольной отставки Ельцина 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности Президента стал В. Путин, дважды (в 2000 и 2004 гг.) избиравшийся Президентом РФ.

Структура власти

Президент  
Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть
Федеральное Собрание Правительство (состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров) Конституцион ный суд (разрешает дела о соответствии Конститу­ции федеральных законов и нормативных актов),   Верховный суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и администра­тивным делам). Высший Арбитраж- ный суд РФ (разрешает экономи­ческие споры).
Совет Федера- ции Государственная Дума (принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотре­ние Совета Федерации, а после — Президенту для подписания)
           

В начале 1990-х годов в России сложилась многопартийная система. Наибольшую активность проявляют так называемые «левые», социально-ориентированные, партии – КПРФ, «Трудовая Россия» и др., в качестве либеральной оппозиции выступают «правые» партии (СПС, «Яблоко»).

Социально-экономическое развитие. С конца 1991г. в России проводятся радикальные экономические преобразования:

  • 1992 г. – «шоковая терапия» правительства Е. Гайдара, (с конца 1992 г. – В. Черномырдина), включающая либерализацию цен, приватизацию государственного имущества, следствием чего стала инфляция, нестабильность рубля, переход значительной части предприятий в собственность небольшой группы частных лиц, падение жизненного уровня населения, спад производства, безработица, криминализация экономики и социума.
  • 1998 г. – либерализация внешней торговли, деноминация рубля, формирование многоукладной экономики. После дефолта в августе 1998 г. и отставки правительства С. Кириенко, начинается введение более жесткого государственного регулирования рынка, борьба с криминализацией в сфере экономики, введение госмонополии на алкогольную продукцию (при премьер-министре Е. Примакове).
  • С 1999 г. правительство, возглавляемое В. Путиным, с 2000 г.- М. Касьяновым, с 2004г. – М. Фрадковым разработало и начало осуществлять программу реформ, включающую реструктуризацию естественных монополий, налоговую (введение единого социального налога), пенсионную (переход к накопительной пенсии) реформы, поддержку производителя и потребителя, реформа ЖКХ, повышение зарплат, пенсий. Результатами стало снижение темпов инфляции, некоторое увеличение доходов населения, но в целом уровень жизни населения остается невысоким.

 

Внешняя политика. Важным направлением внешнеполитического курса РФ являются отношения со странами так называемого дальнего зарубежья, прежде всего с США. После провозглашения окончания «холодной войны» был заключен ряд договоров о дальнейшем разоружении (в 1993 г. - ОСНВ-2, в 1994 г. – перенацеленность ядерных ракет в ненаселенные районы Земли). Внешнеполитический курс России определяется также стремлением сохранить свое влияние на Ближнем Востоке, развивать торгово-экономические отношения с различными странами, необходимостью сдерживать продвижение НАТО, противостоять угрозе международного терроризма (заявление 2002 г. Путина и Буша об антитеррористическом сотрудничестве).

Развитие партнерских отношений со странами Запада происходит в соответствии с соблюдением национальных интересов России.

Одним из главных партнеров России на восточном направлении является Китай.

В отношения с бывшими советскими республиками налаживаются в рамках СНГ (Содружества Независимых Государств), это направление в 1996 г. объявлено приоритетным во внешней политике страны. Наиболее тесные связи – с Белоруссией и Казахстаном (договор о коллективной безопасности).

Таким образом, для современной российской действительности характерно становление основных форм общественно-политического и экономического развития, поиск наиболее приемлемых путей обновления всей социокультурной системы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.