Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Схема 20. Общенаучные методы исследования



       
   
Общенаучные методы исследования

 


                                                             
   
 
 
   
     
   
         
     
 
             
 
 
 
 
   
 
   
 
 
   
 
       
 
 
 
   

 


 


Методы мыслительного эксперимента
Методы практического эксперимента
  Методы анализа

 


Методы прямого наблюдения
Методы конструирования гипотез
Методы классификации и типологии

 


Методы косвенного наблюдения
Методы оценок (метрологические)
Методы доказательства

 

 


Методы моделирования
Методы полемики
Методы постановки проблем (вопрос)

 


 

На основе знания данных показателей можно определить ко­эффициент возможного повышения производительности управ­ленческого труда за счет устранения потерь времени.

Исследования свидетельствуют, что 20-30% своего времени руководители тратят на разбор корреспонденции, просматривая при этом до 100 документов в день, из которых лишь 30 представ­ляют действительный интерес; в год им приходится подписывать до 20 тыс. документов, затрачивая на это около 20 суток; в дело­вой переписке объем ненужных сведений составляет 15-20%, по всем каналам из внутренних источников сведений поступает на 30% больше, чем требуется, а из внешних - на 40% (7, с.419).

Достоинствами метода наблюдения являются оперативность получаемой информации, относительная дешевизна (отсутствие необходимости в сложном инструментарии, тиражировании ан­кет и т.д.) и простота использования, возможность использования в экстремальных, кризисных условиях, когда другие методы сбора информации технически неприменимы, возможность использова­ния в поисковых исследованиях, когда проблемы, задачи и рабо­чие гипотезы исследования еще четко не определены, непосред­ственный контакт социолога (психолога) с объектом исследования, возможность изучения социального явления «изнутри» с помощью метода включенного наблюдения, целостное восприятие социаль­ного явления наблюдателем.

Метод наблюдения имеет и недостатки: во-первых, наблюдатель может фиксировать только те события, которые происходят в данном месте в данный момент; во-вторых, повторное исследование наблюдаемых событий, как правило, невозможно; в-треть­их, наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, а возможности получения с помощью этого метода данных о целях, мотивах, ценностях весьма ограничены; в-четвертых, это субъективность, искажения, ошибки в регистрации данных под влиянием эмоционального состояния, в силу низкой квали­фикации и неверных методологических установок наблюдателя; в-пятых, данные могут быть искажены под влиянием стереотипов наблюдаемой группы; в-шестых, этот метод пассивен, поскольку зависит от состояний объекта (системы управления) на момент наблюдения.

 

Метод экспериментирования в исследовании систем

управления

Эксперимент - это изучение предметов или явлений посредством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления.

Один из эффективных методов исследования управления - метод экспериментирования: создание необходимых для исследо­вания условий деятельности и на этой основе установление фак­торов, причин, свойств тех или иных явлений, учет их в последу­ющей деятельности.

Но использование этого метода имеет ряд серьезных ограничений. Поскольку исследование управления - это изучение дея­тельности человека, виды эксперимента должны соответствовать нормам этики и его масштабы могут быть ограниченными. Суще­ствуют сложности и в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента: не всегда возможно их распространение на большие масштабы управления.

В управлении могут быть проведены эксперименты в области распределения функции управления, системы мотивирования про­изводительности, форм повышения квалификации персонала и др.

При разработке эксперимента следует особое внимание уделять концепции исследования, которая должна обосновать масштабы его проведения, цели, методическое и информационное обеспече­ние, ограничения и ожидаемый результат. Все это определяет ка­чество эксперимента.

Эксперимент может быть модельным, мысленным и реальным. Модельный эксперимент проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она может демонстрировать поведение объекта при их измене­нии. Варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции. Сегодня чаще всего используются модели, представлен­ные в компьютерном варианте.

Но модельное экспериментирование ограничено возможностями модели, ведь не исключено, что модель может «скрывать» многие проблемы реальности, отражать лишь уровень знаний ее создателей и тем самым ограничивать возможности получения новых знаний, решения проблем. Мысленный эксперимент - это экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу «а что если...». Его эффективность в значительной степени зависит от соотношения объема и структуры знаний человека, индивидуальных способностей к творческой деятельности, степени овладения методологией мысленного экспериментирования. Знания могут давать новые знания - конечно, до определенного предела и в определенных условиях. В этом суть и значение мысленного эксперимента.

Основные этапы проведения эксперимента в системе управления

Первый этап - теоретический. На этом этапе формируется проблема исследования, определяются объект и предмет, экспе­риментальные задачи и гипотезы исследования. При определении предмета необходимо учитывать цель и задачи исследования, ос­новные характеристики объекта исследования, материальные и временные возможности исследования, степень теоретической разработанности вопроса.

Второй этап - разработка программы проведения эксперимента, т.е. документа, в котором разработаны все процедуры эксперимента - от постановки задачи до ее практического выполнения. Важнейшими элементами программы являются разработка методики исследования и построение плана создания экспериментальной ситуации. В программе должно быть ясно указано, с каким именно управленческим нововведением связано проведение данного эксперимента - обоснование целесообразности и возможно­сти нововведения, гипотезы о его положительных и отрицательных последствиях и т.п. Далее следует определить экспериментальные и контрольные объекты с указанием степени представительнос­ти, специфики и сопоставимости между собой. Обязательно долж­ны быть точно указаны все ответственные организаторы экспери­мента и распределены роли между ними.

Третий этап - реализация программы эксперимента. Важней­шим звеном этого этапа является создание экспериментальной ситуации, непосредственное экспериментирование. Эксперимен­тальная ситуация по своей структуре характеризуется; условиями эксперимента, вербальными и предметными факторами-раздра­жителями, инструкцией, регулирующей деятельность, наличием экспериментаторов, реакциями экспериментируемых. В этот же этап входят разработка сценария данного эксперимента (сроки проведения, порядок основных мероприятий, процедуры заверше­ния и т.п.), периодическое проведение оценки исходного, проме­жуточного и конечного состояний значимых процессов в экспе­риментальном и контрольном объектах.

Четвертый этап- анализ и оценка результатов. Полученные результаты показывают, достигнута ли предполагаемая цель, утвердилась ли исследовательская гипотеза. Однако необходимо учитывать, что кроме основных результатов эксперимента можно получить целый ряд важных и интересных сопутствующих результатов, которые могут пригодиться в дальнейших исследованиях. Этот этап должен содержать выводы и рекомендации относитель­но дальнейшей судьбы испытываемого новшества: изменение пер­воначального проекта новшества, масштаб применения, ожидае­мый эффект.

 

Требования, соблюдаемые при проведении эксперимента для получения достоверных результатов

Современная практика в разных областях социальной жизни, особенно в управлении народным хозяйством, показывает, что сегодня самая актуальная задача - разработка способов получе­ния достоверного результата в процессе проведения эксперимен­та.

Получение достоверных результатов во многом зависит от «чи­стоты» постановки эксперимента. Проведение эксперимента тре­бует известного ограждения опытного объекта от воздействия сре­ды, в частности лишения искусственных льгот в снабжении или финансировании предприятия (организации), а также тщательного отбора контрольных объектов. Они могут быть трех типов: 1) пред­приятие, однотипное опытному (по отрасли, продукции, регио­ну, объему), переводится на новые условия работы без всяких улучшений в его экономической и организационной среде, 2) по­добное же предприятие ставится в льготные условия эксперимента без внедрения на нем испытываемого новшества; 3) на одном и том же предприятии замеряются исходное и послеэкспериментальное состояния. Во всех случаях сравнение результатов позволяет оценить эффективность эксперимента.

Еще одно общенаучное требование, которое необходимо учитывать при проведении социального эксперимента, относится к его организации. В естественных науках хорошо известно искажающее воздействие аппарата исследования на его объект и среду. В социологических исследованиях также фиксировались подобные эффекты, это имеет прямое отношение к получению «чи­стоты результатов».

Обычно в теории и методике социального эксперимента про­блема сводилась лишь к преодолению психологического барьера, причем преимущественно в малых группах. Считалось, например, что условием проведения чистого эксперимента является то, что его участники не знают о его проведении: осознание участника­ми эксперимента «исключительности» своего положения может стать неконтролируемой, неуправляемой экспериментальной пе­ременной и исказить результаты.

Создание экспериментальной ситуации при проведении соци­ально-экономического эксперимента требует тщательного «огора­живания» объекта от его окружения. Часто это означает предоставление прямых льгот, чтобы испытываемая идея получила воз­можность проявиться. Конечно, за этим следует прирост основных сказателей работы предприятия. Но это означает и необходимость по окончании эксперимента отделить реальный результат от инспирированного льготами посредством введения в методику эксперимента соответствующей зависимой контролируемой пере­менной. Она может быть обозначена, например, как реактивность экспериментального объекта и измеряться по двум параметрам: психологическая реакция и побочный прирост. Тогда «очищение» результата будет программироваться еще в начале эксперимента. Что же касается самого воздействия экспериментального аппара­та на объект, то остаточные сдвиги в нем будут ощущаться всегда - и тогда, когда нововведение оценено как несостоятельное, и даже в том случае, если оно осуществлено и подлежит распростране­нию. Ведь льготные условия по определению не могут стать не­совместимыми. Частичному решению этой проблемы способству­ют математизация, моделирование основных составляющих соци­ально-экономического эксперимента и внедрение нововведения.

Еще одно важное требование при организации социально-экономического эксперимента - необходимость отличать его от эксперимента естественно-научного. Социально-экономический эксперимент затрагивает интересы людей, нередко сопровождается серьезными изменениями веками сложившихся форм их деятель­ности, устоявшихся привычек, норм и уклада жизни.

 

Сущность эксперимента и его основные признаки

Эксперимент как метод научного исследования известен уже более 300 лет. Этот метод прошел длительный путь развития - от первых спорадических опытов до современной высокоразвитой техники экспериментирования.

Социально-экономическое экспериментирование в российских организациях было вызвано изменениями условии их функцио­нирования - переходом от командно-административной системы хозяйствования к рыночным отношениям.

В литературе, посвященной проблемам социально-экономического экспериментирования, имеются различные определения эксперимента: исследование объекта, в процессе которого мы создаем условия (или изыскиваем и группируем существующие), необходи­мые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений (А.П. Куприян); способ получения информа­ции о количественном и качественном изменении показателей де­ятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (перемен­ных).

Основными признаками социально-экономического экспери­мента являются:

1) вмешательство в хозяйственную систему или ее часть (подсистему);

2) планомерное введение относительно изо­лированного экспериментального фактора, его вариация;

3) пла­номерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;

4) сведение эффектов изменения зависимых перемен­ных к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

Порой под экспериментом ошибочно понимают определенный набор улучшений в деятельности системы управления, целесообразность которых очевидна. Зачастую такого рода «эксперименты» осуществляются «на глазок», без достаточных обоснований, методически неграмотно.

Эксперимент есть подробное нововведение. Его цель - дать всестороннее обоснование для принятия решения о возможности принятия новшества к внедрению или распространению с определенными изменениями, ограничениями, с учетом определенных условий. Именно такое решение является результатом эксперимента. Неверно называть эксперимент неудавшимся лишь на том основании, что в результате его решено не распространять испы­тываемое новшество: отрицательный результат тоже представля­ет ценность, ибо обоснованно отвергает один из предполагавшихся вариантов.

Существуют различные типы социально-экономических экспе­риментов.

По специфике исследовательской задачи можно выделить науч­но-исследовательский эксперимент (проверка недостаточно под­твержденных или совершенно новых данных о тех или иных явлениях и процессах) и практический эксперимент (проверка применимости известных общих фактов или данных к конкрет­ным условиям функционирования фирмы).

По характеру структуры социального эксперимента как дея­тельности выделяют проективные эксперименты, направленные от настоящего к будущему, и квазиэксперименты («экс-пост-факто»), направленные от момента времени в прошлом к настоящему.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты раз­деляются на полевые и лабораторные. Полевой эксперимент про­водится в естественных (полевых) условиях. Недостаток такого эксперимента - трудность поиска необходимой ситуации. Лабо­раторный эксперимент проводится в специально созданной обста­новке, что обеспечивает возможность строгого контроля и широ­кого манипулирования экспериментальными переменными.

По характеру логической структуры доказательств экспери­менты делят на параллельные и последовательные. При проведении параллельного исследования наблюдение за объектом одновремен­но ведется в двух группах - экспериментальной и контрольной. Контрольная группа по своим основным характеристикам иден­тична экспериментальной группе, в которой проводится экспери­мент. При проведении последовательного эксперимента в каче­стве контрольной и экспериментальной выступает одна и та же группа. До введения независимой переменной она является кон­трольной, после введения - экспериментальной.

По характеру исследуемого объекта эксперименты разделяются на экономические, социологические, управленческие, правовые и т.д.

Существуют и другие классификации экспериментов.

Нецелесообразно отождествлять понятия «эксперимент» и «но­вовведение». Между этими понятиями есть много общего, но есть и различия. Во-первых, у них разные задачи и их результаты долж­ны оцениваться самостоятельно, независимо один от другого. Эксперимент должен обеспечить заключение по новшеству. Цель же нововведения - внедрить и распространить какое-то новше­ство. Успех эксперимента может означать неудачу нововведения. Во-вторых, при переходе от экспериментального нововведения к его тиражированию обнаруживается ослабление разовых эффек­тов при возрастании общего эффекта. В-третьих, в рамках экспе­римента должна быть обеспечена принципиальная обратимость вызываемых изменений.

Интуитивный поиск

Интуиция - это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций; это некое «озарение», импульс мысли или идеи, определяемые подсознанием человека.

В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решений, которое не всегда происходит на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Интуиция в исследовательской деятельности может быть выражена в различной степени, но она всегда является необходи­мым элементом творчества.

Принято считать, что интуиция - это индивидуальное качество исследователя, его природные способности, особенности, талант предположений и предвидения. Это верно, но лишь в определенной мере. Способность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и сознательно вызывать.

В исследовательской деятельности существуют проблемы различного типа. Одни проблемы можно решать, пользуясь типовыми схемами, отработанными в предыдущих исследованиях, другие, ввиду своей сложности требуют творческого подхода, который подразумевает повышение роли интуиции, точнее, интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске.

Рассмотрим несколько стратегий исследования, которые предполагают различные степени использования интуиции.

Стратегия случайного поиска - упрощенный анализ информа­ции по обобщенным критериям, ориентированность на обработку большого количества информации без ее специальной классифи­кации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать формулировку новой проблемы или решение старой.

Стратегия целенаправленного поиска - формулирование цели обработки информации, сортировка ее по целевым факторам ис­следования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности.

Стратегия систематизированного поиска - некоторое развитие и дополнение предыдущей стратегии. Ее особенность заключает­ся в том, что она требует не просто наличия цели, но и система­тизации поиска по определенной методологии.

Стратегия алгоритмического поиска - строится на основе раз­работки процессуальных характеристик исследования, которая имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последова­тельность операций, действий, обработки информации и т.д.

Стратегия интуитивного поиска - последовательное выдвиже­ние и дальнейшая проверка различных идей и гипотез. Их кор­ректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляются их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности.

Стратегия интуитивно-целевого поиска - сочетание стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Однако при этом усиливается внимание к системному анализу и предельно четко формулируются цели исследования.

Может показаться, что интуитивный поиск полностью постро­ен на случайных озарениях и, по сути, является противополож­ностью методам системного анализа, формальной логики, «техно­логии разума». Это не совсем верно. Любая мыслительная, а тем более творческая деятельность имеет две составляющие: сознатель­ную и бессознательную, - сочетание которых у каждого человека разное и по-разному проявляется в зависимости от конкретных об­стоятельств.

 

Роль полемики в исследовании систем управления

Полемика- это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения. Трудно представить себе исследование, проведённое без наличия полемики. Утверждение «В споре рождается истина» можно выразить следующим образом: «Для установления истины необходимы различные точки зрения и полемика между их носителями». Полемика - необхо­димый элемент исследования, потому что она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полемика позволяет превратить предположения в убеждения.

Но эти положительные качества полемики могут проявиться только в том случае, когда она проводится в соответствии с опре­деленными правилами - ведь можно полемизировать бессистем­но, хаотически, бесплодно, удовлетворяя лишь свои амбиции, не пытаясь установить истину, создавая психологическую напряжен­ность.

Основные принципы исследовательской полемики:

• стремление понять оппонента, его мотивы, позицию, аргу­менты, знание предмета (проблемы), тип мышления;

• избегать абсолютного отрицания правильности мнений оп­понента, относясь к ним скептически, аналитически и доброже­лательно;

• иметь четкую цель полемики и проводить, используя вопро­сы, высказывания, аргументы и доказательства;

• оценивать высказываемые предложения и мысли, относясь с уважением к их автору;

• стремиться к максимальной четкости, аргументированности, конкретности и ясности выражения своей позиции;

• определять понятия, с помощью которых выражается мысль, строится доказательство;

• посредством вопросов уточнять позицию оппонента, обнару­живать слабые места в его системе доказательств, приводить до­полнительные аргументы;

• избегать апеллирования к мнениям авторитетов или формаль­ных лидеров, должностных лиц;

• помнить, что нельзя устанавливать истину, ссылаясь на мнение большинства, голосованием;

• основой полемики должны быть результаты или методологи­ческие подходы, формулируемые на профессиональной основе, - ведь очень часто обсуждение проблем скатывается к спору, осно­ванному на принципах здравого смысла, т.е. к доказательству же­лательного, а не объективного;

• продуктивность полемики определяется и продолжительно­стью времени и его распределением в процессе полемических высказываний.

В полемике большое значение имеют выяснение и анализ те­зисов оппонента: оценка их содержания, эмпирическая ценность понятий, которыми он оперирует, фактология тезиса, логика ис­пользования аргументов.

Полемика превращается в «диалог глухих», когда целью ее про­ведения является не установление истины, не эффективный по­иск результата исследования, не обмен информацией, а реализа­ция амбиций, ложного лидерства и пр. Выбор соответствующих форм организации полемики, следование этическим нормам вза­имоотношений исследователей исключают или сводят к миниму­му подобную возможность.

 

Моделирование как метод исследования систем управления

Одним из эффективных методов исследования систем управ­ления является моделирование - разработка моделей, позволяю­щих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтерна­тив. Несмотря на то, что многие модели исследуемых социально-экономических систем настолько сложны, что без компьютера обойтись зачастую невозможно, концепция моделирования про­ста. По определению Шеннона, «модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от са­мой целостности». Схема организации, например, - это и есть мо­дель, представляющая ее структуру. Главной характеристикой мо­дели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее слож­на, а не относящиеся к делу данные устраняются, модель повы­шает способность руководителя разрешать встающие перед ним проблемы.

Ряд причин обусловливают использование модели вместо по­пыток прямого взаимодействия с реальным миром:

• сложность многих организационных ситуаций: поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, то постичь его можно, упростив реальный мир с помощью моделирования;

• трудности, связанные с проведением экспериментов в реаль­ной жизни, в частности необходимость значительных затрат, в том числе и материальных;

• ориентация управления на будущее: невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, может быть, никогда не состоится; моделирование - единственный в настоящее время си­стематизированный способ увидеть варианты будущего и опреде­лить потенциальные последствия альтернативных решений.

Модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.

Модель - это система, располагающаяся между исследовате­лем и предметом его исследования. Существуют следующие виды моделей: физические (модель здания, прибора, машины), матема­тические (система формул, тождеств и неравенств, описывающая какой-либо процесс, явление), логические (система понятий, опи­сывающая явление, процесс, предмет), модели общественно-эко­номических формаций, модели структур, методов и т.п. Рассмот­рим основные из них.

Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы в том или ином масштабе. По утверждению Шеннона, отличитель­ная характеристика физической модели (которую иногда называ­ют портретной) - то, что она выглядит как «моделируемая цело­стность». Пример физической модели - чертеж завода, выполнен­ный в определенном масштабе. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места.

Аналоговая модель представляет исследуемый объект - аналог, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит таковым. Пример аналоговой модели - схема организационной структуры предприятия. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко пред­ставить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидуумами и их деятельностью. Аналоговая модель является более простым и эффективным способом проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем со­ставление перечня взаимосвязей между всеми работниками.

В математической модели (называемой также символической) используются символы для описания свойств или характеристик объектов или событий.

Ма­тематические модели относятся к типу моделей, чаще всего ис­пользуемых при принятии организационных решений.

Основные этапы процесса построения моделей:

• постановка задачи;

• построение модели;

• проверка модели на достоверность;

• применение модели.

Постановка задачи - наиболее важный этап построения моделей, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Использование математики или компьютера не прине­сет пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. А. Эйнштейн отмечал, что правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. Огромные средства расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы.

При построении модели разработчик должен определить глав­ную цель модели, выходные нормативы или информацию, кото­рую предполагается получить, чтобы помочь руководству разре­шить определенную проблему. В дополнение к установлению глав­ных целей разработчик должен определить, какая информация требуется для построения модели. Другим важным фактором, тре­бующим учета при построении модели, являются расходы. Мо­дель, которая стоит больше, чем вся задача, решаемая с ее помо­щью, конечно, не внесет никакого вклада в достижение целей организации.

Один из аспектов проверки модели на достоверность - опреде­ление степени, соответствия модели реальному миру. Разработчик должен установить, все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Чем полнее модель отражает реаль­ный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи руководителю в принятии эффективного управленческого реше­ния.

Другой аспект проверки модели на достоверность - установ­ление, в какой степени информация, получаемая с ее помощью, помогает руководителю разрешить проблему. Хороший способ проверки модели - опробование ее на ситуации из прошлого.

После проверки на достоверность модель готова к использова­нию. По утверждению Шеннона, ни одну модель «нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не при­менена на практике». Это очевидно, но зачастую этот этап пост­роения моделей оказывается одним из самых трудных. Согласно ре­зультатам исследования лишь около 60% моделей науки управления были использованы в полной пли почти в полной мере - в силу того, что руководители проявляют опасение или непонимание.


Особенности имитации как метода исследования систем

Управления

Имитация как метод исследования системы управления - это процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имита­ции - использование некоего устройства для имитации реальной системы с тем, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведе­ние и характеристики. Имитация - это часто самый практичный способ подста­новки модели на место реальной системы. Экспериментируя на модели системы, можно установить реакции на определенные из­менения или события. Если результаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что модификация способствует улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решения об осуществлении изменений в реальной системе.

Таким образом, имитационная модель представляет собой мо­дель системы, исследование которой осуществляется путем экс­перимента, воспроизводящего процесс функционирования или развития системы. Такой эксперимент называется имитационным процессом и форма моделирования с помощью имитационных моделей называется имитационным моделированием.

В конце 1980-х гг. в имитационном моделировании стали использоваться ЭВМ. В зависимости от степени формализации исследуемой системы и способа построения моделирующего алго­ритма различают:

• моделирование с применением численных методов;

• вероятностное, или статистическое, моделирование с исполь­зованием специальных алгоритмических языков моделирования,

Имитационное моделирование, по существу, является простым переложением на машинный язык описаний моделируемых сис­тем. Специальные программы, обслуживающие модель, генери­руют различные конкретные реализации входного сигнала моде­лируемой системы и строят в соответствии с введенным в ЭВМ описанием системы выходной сигнал. Далее, как и в обычном (натурном) эксперименте полученные результаты обрабатывают­ся с помощью специальных программ, характеризующих поведе­ние исследуемой системы, определяющих различные качествен­ные характеристики и т.п.

Имитационное моделирование как метод исследования пред­ставляет собой способ перенесения реальности в виртуальный мир посредством описания необходимых правил и законов с исполь­зованием математического логического программного аппарата.

В настоящее время имеется великое множество моделей, по­зволяющих отрабатывать принятие управленческих решений в тех или иных сферах. Так, концерн «ФИАТ» имеет в своем распоря­жении модель автомобильной отрасли, позволяющую имитировать различные управленческие ситуации и тестировать специалистов и менеджеров среднего звена. В экономически развитых странах многие фирмы имеют модель своей отрасли, собственного про­изводства, экспериментирование с которой позволяет разрабаты­вать и принимать различные управленческие решения. Как пра­вило, вложенные в такие программы средства окупаются в тече­ние одного-двух лет.

Разновидностью имитационного моделирования является ме­тод имитационных игр. В настоящее время имитационные игры получили широкое распространение в качестве, с одной стороны, метода обучения, с другой - инструмента системного анализа, направленного на исследование функционирования сложных организационно-хозяйственных механизмов.

Метод имитационных игр применительно к хозяйственным организациям был впервые использован в СССР. Управленческая игра, названная организационно-производственными испытани­ями, использовалась в 1932 г. в качестве организационной и тех­нической базы лабораторных экспериментов на одной из ленин­градских ткацких фабрик.

В 1955 г. была разработана первая машинная игра американ­ской фирмы «Рэнд корпорэйшн», предназначенная для офицеров службы материального снабжения военно-воздушного флота. В игре имитировалось управление снабжением запасными частя­ми военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру. Следует отметить, что проблематика игры была экономической.

В ходе поисков новых форм обучения, которые позволили бы провести практические занятия в области принятия решений по управлению фирмой, группа ученых Американской ассоциации управления совместно с другими организациями разработала в 1956 г. управленческую игру с применением ЭВМ. Впервые эта игра была проведена 27 мая 1957 г. при участии 20 президентов крупных фирм. Осенью того же года начал работать семинар ас­социации по принятию решений, в котором этой игре уделялось значительное внимание. С тех нор имитационные игры, модели­рующие функционирование производственно-хозяйственной ор­ганизации, стали называться деловыми, или управленческими.

 

Метод экстраполяции

Экстраполяция (от лат. ехtrа - сверх и роliге - делать гладким, отделывать) - процедура, служащая для перенесения и распрост­ранения свойств, отношений или закономерностей с одной пред­метной области на другую. Она основана на предположении о неизменности факторов, определяющих течение рассматриваемого процесса.

В экономических исследованиях экстраполяция применяется как метод прогнозирования. Одним из ограничений в использо­вании метода является то, что экстраполяционный прогноз может быть получен на период, во временном протяжении равном не более 1/3 базового. Простота и доступность метода позволяют широко использовать его при прогнозировании на ближайшую перспективу с корректировкой на другие (не являющиеся парамет­рами прогнозирования) факторы, влияющие на исследуемый про­цесс.

Недостатки метода - возможность переноса отрицательных тенденций прошлого в будущее, а также невозможность учета со­временных тенденций в развитии объекта прогнозирования.

 

Тема 3.2. Специфические методы исследования систем управления

Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи.

Наиболее важными из них являются методы исследования до­кументов, социологичес­ких исследований, методы тестирования, коллективного анализа, экспертных оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования, метод мозгового штурма, графические методы и др.

Один из критериев выбора методов исследования - степень определенности ситуации или проблемы. При этом определен­ность проблемы характеризуют ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зре­лость, возможность относительного отграничения от других про­блем (признаки целостности).

Существуют минимальная, частичная и максимальная опреде­ленность проблемы. Каждая из них предполагает свой набор ме­тодов исследования.

 

Метод изучения документов в исследовании систем

управления

Проблемы управления можно исследовать посредством изуче­ния документов. Любое управление связано с движением инфор­мации, которая фиксируется в документах. Для исследователя это богатый материал - только необходимо обработать его по зара­нее составленной схеме.

Эффективность исследования с помощью документов зависит от состава документов, их содержания, формы и информацион­ной классификации. К сожалению, очень часто для получения наиболее ценных или даже просто надежных результатов иссле­дования не хватает информации, потому что система документа­ции не предусматривает использование ее в целях исследования. В тех фирмах, где исследованию управления уделяется серьезное внимание и оно проводится регулярно, разрабатывают соответ­ствующие формы фиксирования информации, регулирования ее объемов, структуры, сохранения для проведения исследования.

 

Социологические исследования систем управления

Одним из широко используемых методов исследования управ­ления является метод социологического исследования. Он позво­ляет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, его интересам и ценностям, отношению к существующим проблемам и пониманию этих проблем.

Социологические исследования бывают разнообразными - это и наблюдение, и интервьюирование, и анкетирование. Достаточ­но корректно подготовленные и проведенные социологические исследования дают богатую информацию для исследователя систем управления.

 

Исследование системы управления посредством деловых игр

Принято считать, что деловая игра - это способ обучения, раз­вития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позиционирование личности.

Однако можно назвать и еще одну функцию деловой игры - исследование посредством управленческого эксперимента. Действительно, деловая игра может быть не только методом обучения, но и методом исследования управления - приведем деловую игру, которая наиболее ярко характеризует именно эту ее функ­цию.

Группу персонала управления разбивают на четыре подгруппы, каждая из которых выполняет определенные роли: государствен­ных служащих, профсоюзных работников, предпринимателей, менеджеров. В подгруппах должны осознать эти роли как сово­купность интересов профессиональной деятельности, согласован­ных с интересами общества и индивидуума. Уже обсуждение этих интересов дает много исследовательской информации. Можно использовать комплекс вопросов: «как можно реализовывать эти интересы?», «как решать проблемы их столкновения?», «конфликтные ситуации?», «почему различны интересы?», «в каких случаях они сближаются и когда расходятся?».

Далее задается ситуация состояния экономики и общественного развития в виде различной совокупности параметров - увеличение инфляции, падение производства, увеличение безработицы и др. Далее всем участникам выдается одинаковый набор управленче­ских решений (скажем, по 50 карточек), при помощи которых можно изменить ситуацию. Надо лишь, руководствуясь интересами своей подгруппы, выбрать по пять решений, наиболее приемлемых в предложенной ситуации.

На следующем этапе предлагается вынести эти решения на общее обсуждение. Конечно, возникает столкновение решений, ибо интересы различны, и это определяет разные пути решения проблемы. Условия игры - поиск компромиссов посредством вза­имных уступок, убеждения, обсуждения последствий, объяснения интересов, анализа объективных зависимостей и пр. Три решения должны быть общими, два могут расходиться. Руководитель де­ловой игры может предлагать дополнительные варианты решений, корректировать обсуждение и поиск компромисса.

Такая деловая игра является не только средством обучения, но и экспериментальным исследованием. В процессе ее системати­ческого проведения можно обнаружить новые закономерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.

Практика убеждает в эффективности такого экспериментиро­вания. Таким образом можно исследовать не только общеэконо­мические проблемы, но и проблемы фирмы: сформировать груп­пы акционеров, менеджеров, инженерно-технического персона­ла, работников и провести эту ролевую игру, исследуя стратегию фирмы, антикризисное управление, конкуренцию, научно-техни­ческий прогресс, социальное развитие.

Итак, экспериментирование не чуждо исследованию управле­ния и эксперимент может быть весьма эффективным методом объяснения неизвестных и непонятных ситуаций, поиска новых решений, предвидения будущего, определения объективных тен­денций развития в этой области.

 

Использование методов тестирования в исследовании

систем управления

Особым методом исследования управления, наиболее популяр­ным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффектив­ным, является метод тестирования.

Существует множество определений теста (от англ. Test - опыт, проба):

· удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура (очень общее определение);

· система выс­казываний, позволяющая получить объективное отражение реально существующих отношений людей, их свойств, признаков и количественных параметров (более конкретное определение);

· метод изучения глубинных процессов деятельности человека по­средством его высказываний или оценок факторов функциониро­вания системы управления (более точное определение теста отно­сительно проблем исследования управления).

Представление о том, что тестирование используется главным образом для изучения психологических проблем, ошибочно. Сфе­ра использования тестирования не ограничивается только психо­логической проблематикой.

Большую роль в исследовании при помощи тестирования иг­рает конструкция теста.

Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенными (со­гласен - не согласен) или шкалированные (совершенно верно; верно; скорее верно, чем неверно; трудно сказать; скорее невер­но, чем верно; неверно; совсем неверно). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбо­ра степени согласия.

Конструкция теста должна предполагать возможность обработ­ки его результатов по определенным статистическим программам.

Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать получен­ную информацию в соответствии с целями тестирования.

Существуют правила формулирования высказываний:

• высказывания должны быть короткими (содержать не более одного придаточного предложения);

• высказывания должны быть понятными для всех без исклю­чения исследуемых (респондентов);

• в высказываниях не должно быть намека на правильный, одобряемый или ожидаемый ответ;

• структурированные ответы по каждому из высказываний же­лательно иметь с одним и тем же числом альтернатив - не менее 5 и не более 11;

• тест не может состоять целиком из предложений, в которых высказываются только позитивные или только негативные суж­дения;

• в каждом высказывании теста следует утверждать что-нибудь одно.

При составлении теста необходимо учитывать его основные характеристики:

• надежность - одна из главных и важнейших характеристик, определяющая возможность измерения, перевода высказываний в количественные показатели. Надежность определяется целью, за­дачами и характером тестового исследования, качеством высказы­ваний. Приемы проверки надежности тестов - повторное тестирова­ние, параллельное тестирование, раздельное коррелирование (внутренняя корреляция высказываний), дисперсионный анализ, факторный анализ;

• валидностъ - способность отражать и измерять то, что он дол­жен отражать и измерять по замыслу. Валидность теста может быть проверена посредством сравнительной оценки результатов, полу­ченных другими методами, можно проверить валидность, проана­лизировав каждое высказывание теста.

В области управлении при помощи тестирования можно иссле­довать проблемы использования ресурсов, в частности важнейшего из них - времени, уровень квалификации персонала, распреде­ление функций управления, сочетание формального и неформаль­ного управления, стиль управления и пр.

Следует также принять специальные меры, не допускающие прерывание тестирования: установить на двери специальный знак, предупреждающий, что ведется тестирование, или при тестирова­нии больших групп запереть входную дверь.

Помещение, где проводится тестирование, должно быть изо­лировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание, иметь подходящее освещение и удобные сиденья. Иными слова­ми, организаторы тестирования должны обратить внимание на создание благожелательной атмосферы проведения исследования с помощью теста.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.