Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идея святости в древнерусской агиографии и жанре хождения. 6 часов.



Периодизация, своеобразие древнерусской литературы. – 4 часа

Лекция 1

Происхождение русской средневековой литературы и ее источники

Мировоззрение и художественный метод.

1. Происхождение русской средневековой литературы и ее источники

2. Роль крещения Руси

3. Текстология. Понятие «литературный памятник», списки, изводы, редакции

4. Особенности мировоззрения древнерусского книжника.

5. Проблема художественного метода ДРЛ

 

Древнерусская литература обязана своим происхождением 1. Христианско-просветительской деятельности святых Кирилла и Мефодия, создавших письменность за 100 лет до Крещения Руси, 2. Принятию христианства из Византии, благодаря чему Русь получает особое мировоззрение, систему ценностей и переводную литературу, а также основные жанровые формы.

Источниками ДРЛ становятся: 1). Византия, давшая Священные тексты (Ветхий и Новый Заветы, богослужебные тексты) и основные жанры: хроники, жития, патерики, проповеди, исторические сочинения и т.д. 2). Древняя Болгария, давшая тексты, переведенные на славянский язык. 3) Устное народное творчество, давшее свои формы, набор мотивов, характер образности новой культуре.

т е к с т о л о г и я — вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю возникновения и судьбу текста художественных и других произведений (текстов). Рукописный характер ДРЛ - одна из причин существования разных списков одного и того же текста, что требует от исследователя древнерусской литературы необычайно тщательной и кропотливой текстологической работы: изучения всех имеющихся в наличии списков того или иного памятника, его редакций, вариантов, изводов.

Мировоззрение древнерусского книжника было христианским, а с 11 до середины 17 в. – церковным, что предопределило специфику ДРЛ <…>

По словам В.В. Кускова, «Первоосновой христианской философской мысли явились Евангелия и апостольские послания. <…>

Основные философские мысли Древней Руси в первые века принятия ею христианства были обращены на богопознание, на постижение тайн божественной премудрости, созданного Богом мира, премудрости Божественного слова, определению места человека — венца Божьего творения — в системе мироздания.

<…>Одной из важнейших сторон христианской философии явилась разработка учения о Боге-Слове. Основы этого учения заложены в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово; и Слово было у Бога. <…>

С этими положениями средневековой философии связана глубокая вера средневекового человека в силу слова, несущего людям свет истины. Этот «свет и во тьме светит и тьма его не обнимет». Это положение объясняет причину интенсивного развития в древнерусской литературе учительного слова<…>».

Художественный метод древнерусского автора определяется особым способом познания, восприятия мира, и его отражения. Многие ученые отмечают его символическую природу (в В. Кусков), определяют его как синкретический (С. Н. Азбелев), как предреалистический (И. П. Еремин), как метод символического историзма (А.Н.Робинсон), как «религиозно-символический», «религиозно-рационалистический» и «религиозно-прагматический» (в зависимости от периода ДРЛ. – А.Н. Ужанков)

Лекция 2.

Периодизация, специфические черты ДРЛ.

Жанровая система. Тематика и проблемы изучения поэтики.

 

 

1. Проблема периодизации древнерусской литературы. Теория стадиального развития и периодизация А.Н. Ужанкова.

2. Особые черты древнерусской книжности: рукописный характер, церковное происхождение, теоцентризм, бинарность, провиденциализм, «коллективность» творчества, анонимность, каноничность, дидактизм, историзм, связь с фольклором и др.

3. Основные темы древнерусской литературы.

4. Жанровая система ДРЛ.

5. Особенности поэтики древнерусских текстов.

 

Существует несколько периодизаций ДРЛ, предложенных разными учеными на протяжении прошлого столетия. При небольших отличиях, периодизации, предложенные Кусковым, Ереминым, Лихачевым, Робинсоном и др., имеют своим основанием, прежде всего, гражданскую историю, а не собственно литературные явления. А.Н. Ужанков предложил свою периодизацию, учитывающую главным образом изменения в мировоззрении и способе познания мира писателем, а также то, что ДРЛ – это форма не только общественного сознания,,но и форма художественного сознания. Ученый видит изменения, происходившие в способе познания-отражения мира писателем от символического к прагматическому, при сохранении религиозного миропонимания. И в соответствии с ними выделяет периоды формирования и развития ДРЛ: на древнерусский, или средневековый период, приходятся четыре стадии:

мировосприятия (XI – XII в.);

миросозерцания (XIII – первая половина XIV в.);

миропонимания (вторая половина XIV – до 90-х годов XV в.);

миропостижения (с 90-х годов XV в. до 40-х годов XVII в.);

Переходная стадия (миропредставления) от Средневековья к Новому времени начинается с 40-х годов XVII и длится по 30-е годы XVIII в.

Соответственно этой периодизации он выделяет методы познания-отражения: “религиозно-символический” (XIпервая половина XIV вв);“религиозно-прагматический” (вторая половина XIV – до 90-х годов XV в); “религиозно-рационалистический (с 90-х годов XV в. до 40-х годов XVII в.), религиозный и рационалистический (с 40-х годов XVII и длится по 30-е годы XVIII в.)

В соответствии с мировоззрением и эстетическими представлениями древнерусского писателя выделяются специфические черты ДРЛ:

Мировоззренческого характера: Теоцентризм, бинарность, провиденциализм, соборность, и собственно-литературные специфические черты: Анонимность, отсутствие установки на вымысел, практическая (утилитарная) направленность, историзм, каноничность, дидактизм, и др. (Ученые выделяют еще ряд особенностей древнерусской литературы. Д.С. Лихачев: «Литературный этикет» («общие места»), традиционность, гражданственность и патриотизм древнерусской литературы. В. В. Кусков: «Чинность» и «урядство» (система правил, ритуал, церемонии, традиция).

Основные темы древнерусской литературы связаны с ее спецификой. Известно высказывание Д.С. Лихачева о содержании Древнерусской литературы:

«Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета: этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Но средневекового писателя мировая история – это Священная история в ее движении от Сотворения мира и грехопадения (начала человеческой истории - времени) до Страшного суда (как конца этого мира и этого времени), в которую вписана и история Русской Земли. Тогда и смысл человеческой жизни обретает конкретное значение – спасения души в вечности, что становится «сверхзадачей» для древнерусского книжника, с ее духовно-нравственной проблематикой - борьбы добра/зла как греха/святости. Историческая же тематика связанна идеей защиты Отечества, с образами князя, народа, образом Русской Земли. ДРЛ обладает пронзительным и глубоким чувством любви к Отечеству, что делает эту литературу по-настоящему исполненной истинной теплоты патриотизма. Тематика и проблематика ДРЛ многообразна и выстроена строго иерархически, подчиняясь названной «сверхцели».

Жанровая система ДРЛ также обусловленаспецифическими особенностями

средневекового миросозерцания, подчинена практическим утилитарным целям, как нравственным, так и политическим. Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии и которая строилась на определенном иерархическом принципе. От книг «Священного Писания» и гимнографии и до мирской светской повести.

«Развитие древнерусской литературы XI — XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллетризации. Каждый жанр древнерусской литературы обладал устойчивой внутренней композиционной структурой, своим каноном и имел, как справедливо отмечал А. С. Орлов, «свой стилистический шаблон».(В Кусков)

Особенности поэтики ДРЛ связаны с особым типом художественного творчества, который характерен для средневековых литератур, когда «творческие усилия художника вдохновляются верой и направлены на постижение предвечной гармонии мира и через это – на познание Творца» (Л. Левшун). Принципиальное различие между секулярным и церковным искусством, по слову исследовательницы заключаются в том, что «…в секулярном искусстве художественность и литературность фактически сливаются (имею в виду словесное творчество), в то время как в церковном они были едва ли не антагонистами. Внутри церковного словесного творчества художественны все без исключениянелитературные и, значит, нехудожественные в современном представлении жанры (летопись, житие, молитва, завещание, переписка, проповедь, полемический трактат и др.).», потому что «с точки зрения церковного сознания художественно все то, что способствует богопознанию, “путеводительствует к знанию и откровению сокрытого” (Иоанн Дамаскин), но, согласно христианской иконологии, всякий материальный церковный образ всегда восходит в своему Первообразу и возможен постольку, поскольку существует этот последний. Поэтому степень художественности зависит не от формы и способа изображения (жанра, стиля), но от степени проявления Первообраза в образе.» Отсюда следует особый характер символизма, принцип подобия при создании образа, принцип обратной перспективы в сюжетостроении житий, хождений, каноническая функция библейской цитаты и т.д. Обращаясь к категориям традиционного литературоведения нового времени – сюжету, жанру, композиции, герою-персонажу и т.д. – следует всегда помнить о специфичности их употребления, о неадекватности реалиям древнерусского текста тех смысловых значений терминов, которыми мы привычно оперируем. Важным свойством поэтики ДРЛ являются использование форм устно-поэтического творчества - жанров (предания, легенды, плачи и т.д.), поэтической образности (метафоры, олицетворения, символика, и пр). Но функция этих поэтических средств существенно отличается от той, которую они выполняют в произведении фольклора: происходит внутреннее изменение, преображение этих форм в христианском контексте древнерусской словесности.

 

 

Тема 2.

Литература периода Киевской Руси (Х1 – Х11 вв).

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

План.

 

1. Общая характеристика эпохи XI – XII вв. Историко-культурное значение крещения Руси. Киевская Русь как «гармоническая эпоха» (В. Шубарт).

2. Роль византийского наследия. Переводная литература: Библия, патристика, апокрифические тексты, агиография, исторические хроники, переводные повести.

3. Художественный метод стадии мировосприятия (А.Н. Ужанков) и особенности писательского типа сознания в XI – XII вв.

4. Развитие русской оригинальной литературы. Основные жанры и тематика.

5. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского как жанр торжественного красноречия.

 

Лекция 3

Общая характеристика эпохи XI – XII вв.

Эпоха Киевской Руси занимает особое место в истории России. В 1949 г. немецкий ученый проф. Вальтер Шубарт в книге «Европа и душа Востока» писал: «Русская душа, как и западная в готическую эпоху была всецело ориентирована к гармонии. <…>» Об этом же писал и И. Концевич в 1930-е годы: «восточное миросозерцание, устремленное к небу и проникнутое духом гармонии, положило свою печать светлости, легкости, окрыленности в основание нашей культуры», что мы и видим в созданных в первые века христианства шедеврах живописи, архитектуры, поэзии. Киевский период является одной из самых блестящих эпох русской истории, когда было осознанно единство нации и когда культура достигла наивысшего напряжения.

Роль крещения Руси в становлении нации и формировании русской культуры можно расценивать как свершившийся акт духовного самосознания. Восточное христианство приходит на Русь как концепт, готовая система духовных ценностей, цельное и органичное мировоззрение, предопределившее специфику как литературы русского средневековья, так и русской культуры в целом. Таким образом, крещение Владимиром Руси определяет основной вектор национального развития и формирование определенного типа культуры.(см. прот. Г. Флоровский, С.С. Аверницев, В.Н. Топоров, Д.С. Лихачев, и мн.др.)

Жанры переводной литературы. Библейские книги.По словам Д.С. Лихачева, «основой для христианского вероучения и мировоззрения являлись библейские книги (или Священное писание), а также сочинения наиболее авторитетных богословов. <…>»

Патристика – сочинения римских и византийских богословов III-XI вв (Иоанна Златоуста (344-407), Василия Великого, Григория Богослова, сборники 70-х гг. XI в.

Жития святых-переводные византийские жития (жития Алексея, Человека Божьего, Василия Нового, Саввы Освященного, Ирины, Антония Великого, Феодоры и другие).

Патерики. - сборники коротких рассказов, по большей части о монахах, или сборники их изречений. (Синайский патерик, Римский и др.).

Апокрифы(греч. апокриф — потаенный)- легенды о персонажах библейской истории, однако сюжетно отличающиеся от тех, которые содержатся в библейских канонических книгах (апокрифические сказания о пророке Иеремии, апокрифы «Хождение Агапия в рай», «Сказание Афродитиана», «Хождение Богородицы по мукам» и ряд других.) Хроники: Переводы греческих историческиx повествований по царствованиям («Хроника Георгия Амартола» , «Хроника Иоанна Малалы»).

«История Иудейской войны» Иосифа Флавия переводное историческое сочинение не ползднее XII в. Хронографическая Александрия. в. - роман о жизни и подвигах Александра Македонского, переведен не позднее XII.

Девгениево деяние - византийское эпическое сказание о богатыре Дигенисе Акрите, перевод XI-XII вв.

Естественнонаучные сочинения: Шестодневы произведения, комментирующие краткий библейский рассказ о шести днях творения, преимущественно земли, неба, растениях и пр. «Физиолог» - рассказывал по преимуществу о живых существах, как реально существующих (льве, орле, муравье, ките, слоне и др.), так и фантастических (фениксе, сиренах, кентавре), и лишь о некоторых растениях или драгоценных камнях (алмазе, кремне, магните и др.).

Художественный метод в XI – XII вв. А.Н. Ужанков характеризует как религиозно-символический: «Он имеет двуединую сущность: объединяет (синкретизирует) причину и следствие. Для этой стадии идеалистического мышления характерно отсутствие в древнерусских сочинениях указаний на причинно-следственную связь, но зато акцентируется смысловая. <…> Собственно “познание” сводилось к Богопознанию<…> На этой стадии мышления logos имеет полный приоритет перед ratio. Слово воспринималось как символ, несущий в себе Божественную сущность и глубинный смысл<…>

Оригинальная собственно-русская литература появилась в первые десятилетия после крещения, и сразу представила практически все основные жанры: помимо сугубо богослужебных – жанры красноречия (проповеди), жития, летописи, сказания, хождения, поучения, и, наконец, первого художественного произведения – поэтического «Слова о полку Игореве».

При всей каноничности произведений, при всей ориентации на византийские образцы, древнерусские произведения обладали ярко выраженной оригинальностью и свободой формы, не нарушавшей при этом канона. Поражает свободный язык, воспринявший сложные абстрактные понятия, свойственные христианской книжности, и органично сочетающий их с поэтическими образами, устно-народной речью.

Основные темы литературы этого периода соответствуют общей тематике ДРЛ, о которой мы говорится во второй лекции. Это темы спасения души, истории Русской земли, темы князя и власти, выбора веры и борьбы с грехом, патриотизма и политического самоопределения, и мн.др. Их можно классифицировать, распределив по уровням: религиозно-нравственные, исторические, политические. Особенностью тематики этого периода является сугубый интерес книжников к истории Русской Земли, т.к. это был период активного процесса самоосознания себя как единого христианского народа. В этом смысле было важно появление первых житий, утверждавших внутреннюю цельность и своего рода духовную зрелось этого молодого христианского народа, давшего миру своих святых почти сразу после крещения. Актуально звучит тема княжеских усобиц и необходимости единства Русской земли уже в первой русской летописи - «Повести временных лет», темы выбора ценностей, на которых нужно строить князьям свое отношение к власти. (Борисоглебский цикл). Одновременно и неотрывно от всей тематики проявляется интерес к религиозной теме, которая связана с поиском смысла жизни, с вопросами смерти и бессмертия, добра и зла, знаний о Боге и диавольских силах, о месте человека в этой борьбе добра и зла. Духовная проблематика является сквозной и особенно ясно выражается во включении в тексты пространного и весьма объемного цитирования Священного Писания, творений святых отцов, либо в имплицитном присутствии библейских образов, сюжетов, как это мы видим в «Слове о полку Игореве».

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского.

 

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона большинство ученых относят к жанру пасхальной проповеди, торжественному красноречию, созданному первым русским митрополитов в середине XI века (о датировке идут споры по сей день). Значение этого произведения огромно. Это первое оригинальное сочинение древнерусского автора, с него поистине начинается русская литература. Более того, этим произведением как бы «задается» основной вектор развития русской культуры, ее ценностная и эстетическая парадигма.

Первая часть “Слова” - богословского характера: о “Законе” (иудействе) и “Благодати” (христианстве), Вторая – рассказ о приходе христианства в землю русскую. Третья – похвала «крестителю Руси» киевскому князю Владимиру Святославичу. И присоединена к “Слову” молитва от всей Русской земли.

 

Тема 3.

Русское летописание

Лекция 4

План.

 

1. Русское летописание: общий обзор. Отличие от византийских хроник.

2. Творения преподобного Нестора. Повесть временных лет - первая русская летопись.

3. Черты жанра.

4. Роль и цель летописца.

5. Концепция истории в ПВЛ. Образы князей и народа.

6. Поэтические особенности.

7. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственная, историческая и политическая проблематика. Особенности стиля.

 

Русские летописи– оригинальный жанр ДРЛ, вид исторического повествования, имевший образцом пришедшие на Русь из Византии хроники, но существенно от них отличный. Это своды погодных статей, т. е. сообщений о произошедших в каждом году событий» (в отличие от хроник, повествующих о царствованиях). Изучение летописей ведется давно. (Особо обратить внимание на исследования начала летописания А.А. Шахматова).

Появление первых исторических сочинений относится со времени Ярослава Мудрого («Древнейший Киевский свод», Новгородская летопись (1036). «Древний Новгородский свод» (1050), «Первый Киево-Печерский свод», «Второй Киево-Печерский свод», ставший основой «Повести временных лет» преп. Нестора. Древнейшими из дошедших до нас летописных сводов являются: Новгородская первая (Синодальный список) летопись и Новгородская первая летопись младшего извода (30-е годы XV в.), Лаврентьевская л. (1377), Ипатьевская л. (начало XV в.), которая кроме «Повести, временных лет» включает в свой состав Киевскую летопись 1200 гг. и Галицко-Волынскую л. 1201—1292 гг.

Сокращается, но не прекращается летописание во время нашествия хана Батыя. И уже после победы над ханом Мамаем в 1380 г. на фоне постепенного собирания Русской Земли, преодоления усобиц, возникает в Москве в 1408 году Первый общерусский свод, подчеркивавший единство Руси (так называемая Троицкая летопись, сгоревшая в 1812 г.). Далее создаются общерусские летописи в Москве, Твери, Новгороде, вплоть до XVI в., который стал переломным в жанровом отношении: именно тогда летописи стали напоминать хроники, перейдя на принцип повествования по царствованиям, что отражало период централизации Руси вокруг Москвы. (Воскресенская, Патриаршая, или Никоновская летописи).

Цель летописца – рассказать историю Земли Русской с точки зрения Божественного замысла. Провиденциализм – характерная черта летописей, призванных не только зафиксировать исторические события, но и представить историософскую концепцию. Характерной особенностью летописания является неизменность религиозного взгляда на историю на протяжении всего периода его развития при изменеии принципа повестования в 16 в.

Концепция истории «Повести временных лет» стала основанием для всего летописания. Хронологическое изложение своей истории начинается с 952 года и ведется до начала XII века. Главная задача – увидеть духовный смысл исторических событий – приводил летописца к сопоставлению действительности с явлениями Священной истории, т.к. он «видел в своем настоящем соотнесенность с сакральным прошлым – со-Бытие» (См. А.Н. Ужанков: «Соотнесенность летописей и Библии заключается в осмыслении исторического процесса. Была мировая история и история избранного народа. “Повесть временных лет” включила историю Древней Руси в мировую, поведала о появлении “новых людей” (так называли христиан) и о начальной истории православной Руси в новозаветный период.

<…> Стало быть, русские летописи ХII–ХV вв. – это своеобразные “Книги Бытия”и “княжений”, сопоставимые с библейскими историческими книгами “Бытие”, “Исход”, “Царствований” и т.д., но повествующие уже о событиях более близких к концу Света, расположенных уже по эту сторону границы спасения – Рождества Христова. Это книги иного временного уровня, но единого временного потока»)

Поэтика летописей, в частности ПВЛ, определяется типом повествования, особенностями мировоззрения, самим способом создания текста. Вслед за В.В. Кусковым отметим ряд поэтических особенностей:

-Устные исторические предания, легенды, эпические героические песни, затем письменные источники: греческие, болгарские хроники, агиографическая литература.

- Погодный хронологический принцип изложения материала.

- Приемы устного народного эпоса

- Присутствие народных сказаний

- ритмический строй

- присутствие сюжетно-композиционных элементов воинской повести

- наличие исторического документального стиля

- Элементы агиографического стиля .

- Особая функция библейских сопоставлений и реминисценций в летописи: «они позволяют летописцам перевести повествование из «временного» исторического плана в «вечный», т. е. они выполняют художественную функцию символического обобщения. Кроме того, эти сопоставления являются средством моральной оценки событий, поступков исторических ли»ц.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет говорить о наличии в «Повести временных лет» «эпического повествовательного стиля, связанного с устной поэзией, стиля историко-документального, который преобладает в описании исторических событий, и стиля агиографического». (В. Кусков)

«Поучение» Владимира Мономаха – вошла в ПВЛ по указанию самого Мономаха, состоит из трех разновременных произведений: наставления детям, «автобиографии» (изложения походов) и Письма 1096 г. князю Олегу Святославичу Черниговскому.

Проблематика «Поучения» многоуровневая. Выделить можно нравственно-религиозную, историческую и политическую, которые взаимосвязаны. Религиозный взгляд на события личной жизни, на все, о чем пишет Мономах, позволяет говорить о том, что при всей светскости, перед нами сочинение глубоко религиозное, оно тоже носит церковный характер. Здесь его автор, Владимир Мономах, приоритетными ставит вопросы о спасении души в жизни вечной, о Страшном Суде, о покаянии. А это приводит к необходимости в деталях рассмотреть жизнь христианина – воина, князя, служащего Отечеству, и дать в ней отчет. Поэтому «Поучение» выходит за рамки наставления собственным детям, оно обращено не только в будущее, но и в вечность, из которой ее автор смотрит в настоящее. Политическая проблематика, конечно, присутствует, но не является самоцелью. И нельзя говорить о том, что автор в этом «Поучении» с его обилием цитат из Священного писания и Священного предания, с его духом и буквой покаяния, прощения, любви, ставит целью своей достижение политического единства средствами морали, о чем пишут учебники советского времени. Напротив, политическое единство воспринимается уже как результат духовного совершенствования человека, живущего в соответствии с Истиной.

Поэтические особенности «Поучения» Владимира Мономаха соответствуют сказанному выше о поэтике летописей, т.к. оно органично вошло в состав ПВЛ, где и сохранилась в единственном варианте и списке, не подвергаясь переписыванию отдельно.

 

 

Тема 4

Идея святости в древнерусской агиографии и жанре хождения. 6 часов.

Лекция 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.