«Кремль – это алтарь России, возлежащий как державный венец
на челе грозного владыки».
Идейно строительство Кремля связано с легендой о закладе Царь-града императором позднеримской империи - Константином, который решил перенести столицу из Рима в новый город – Константинополь и велел заложить город на 3 угла.
На Руси идея Царь-града окончательно оформилась при царе Иване Грозном: Москва – это нерушимое царство, божий град, третий Рим (вторым был Константинополь). Строительство Московского Кремля, которое началось ещё при Иване III, и должно было отразить и материализовать эту идею.
Московский Кремль закладывался на 3 угла по 7 вёрст, как идеализированный образ мировой столицы. Строили Кремль и русские зодчие, новгородские, псковские, владимирские мастера, и итальянские архитекторы, приглашённые Софьей Палеолог Аристотель Фиорованти, Пьетро Солари и Алеквиз де Карконо. Итальянцы обучали русских мастеров передовой строительной технике, но в художественном творчестве исходили из достижений древнерусского зодчества.
Кремлёвские стены.
Кремлёвские стены возводились из красного кирпича в течение 10 лет с 1485 по 1495 год. Длина кремлёвских стен – 2 тысячи 235 метров, а высота от 3, 5 до
6, 5 метров.
Стены имеют 18 башен: на углах устанавливались круглые башни, чтобы вести обстрел неприятеля в круговую; а на наиболее важных въездных дорогах – мощные четырёхугольные башни.
Самая старая башня – «Тайницкая», была построена в 1485 году, а
Самая молодая - «Царская», построенная в 1680 году.
Водовозная башня – в ней до сих пор находится водонапорная машина, которая была изготовлена англичанином Христофором Головеем и стоила русской казне несколько бочонков золота.
Арсенальная башня – она и по сей день имеет тайный колодец, который в случае осады мог использоваться гарнизоном крепости как тайный выход к реке Неглинке.
Никольская башня – название её связано иконой Николая Чудотворца – покровителя города Москвы. Икона помещалась над проездными воротами башни.
Набатная башня – название она получила от набатного колокола, оповещавшего москвичей об опасностях. Этот колокол был жестоко наказан императрицей Екатериной II за разглашение «недоброй вести» - так писалось в императорском указе. В 1771году в Москве вспыхнул чумной бунт. Восставшие горожане ударили в набат, обвиняя власти. После подавления восстания, Екатерина, не узнав, кто звонил, повелела у колокола вырвать язык. Более 30 лет висел онемевший колокол и только после смерти Екатерины был восстановлен в своём прежнем виде.
Спасская башня – её высота 71 метр, она считается самой красивой башней Кремля. Строилась она по проекту итальянского архитектора Пьетро Солари. Название башни связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещённой над воротами со стороны Красной площади. Ворота Спасской башни из покон веков были главным Парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Через ворота запрещалось проезжать верхом на лошадях, нужно было обязательно спешиться, и нельзя было женщинам проходить с непокрытой головой. В 50 годах 17 века на вершине башни водрузили российский герб – Двуглавого орла.
Другой достопримечательностью башни являются часы, получивших название Спасских часов. Часы были изготовлены по чертежам известного нам уже английского инженера Христофлора Головея, крестьянинами - мастерами из Устюга Жданом Шумиловым и его сыновьями.
По красоте и неприступности Московский Кремль вошёл в число лучших европейских крепостей. В 17 веке в Московском кремле было уже сотни построек: соборы, церкви, дворцы, площади, сады, фонтаны. Главной в Кремле считалась Соборная площадь.
Соборная площадь.
Соборная площадь возникла в 14 веке. Это главная площадь Кремля. В старину на ней проходили торжественные шествия по различным государственным поводам.
После покорения Новгорода Великого Иван III решил увековечить эту победу строительством нового Успенского собора.
Успенский собор 1475-1479
Пятиглавый Успенский собор был главным собором Руси. Русская православная церковь пожаловала огромные средства на строительство этого собора, были дополнительно обложены церкви, из плена выкуплены холопы-мастера. Успенский собор был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти за 4 года.
Аристотель Фиорованти был тогда известным итальянским архитектором, многие страны Европы приглашали к себе знаменитого мастера, но при содействии Софьи Палеолог, он выбрал Россию. В Россию он приехал вместе с сыном Андреем, полюбил Русь, и она стала его второй Родиной. Заложив фундамент, Фиорованти отправился во Владимир, Устюг, Ростов, Ярославль, Новгород, что бы ознакомится с приёмами русского. За основу он взял Успенский собор во Владимире.
Успенский собор считался главным храмом Руси, здесь
· венчались на царство престолонаследники,
· избирались митрополиты,
· оглашались важнейшие государственные акты (воссоединение Украины с Россией).
Успенский собор стал центром государственной и церковной жизни; сюда была перевезена из Владимира главная икона Руси – Богоматерь Владимирская. Росписи Успенского собора и иконостас – дело рук великого иконописца 17 века Дионисия и его сыновей.
Благовещенский собор 1484-1489
Или 5-тиглавый малый собор. Этот собор был домовой церковью русских царей. Строили его псковские мастера, он отличается изысканной декоративностью. Самая большая ценность собора – иконостас, он выполнен Феофаном Греком, Андреем Рублёвым, Прохором с Городца. Большинство икон – праздничного ряда. Иван Грозный пол собора выложил из драгоценной агатовой яшмы. Этот собор считается жемчужиной Кремля.