Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.



Цель:Научится определять ускорения свободного падения с помощью

математического маятника.

Оборудование: штатив с держателем, шарик с нитью длиной не менее 1 м, пробка с прорезью в боковой поверхности, метровая линейка, штангенциркуль, секундомер.

 

Порядок выполнения работы.

1. Поместить штатив с держателем на край стола.

2. Укрепить свободный конец нити шарика в прорези пробки и Важать пробку в держателе (рис. 35).

3. Измерить диаметр ша,рика штангенциркулем, длину нити ли- нейкой.

4. Отклонить шарик на небольшой угол и отпустить. По секун- домеру определить время , за которое маятник соввршит п полных колебаний, например 50.

5. Вычислить период полного колебания маятника: T=t/n.

6. Используя формулу периода коле баний математического ма­ятника, вычислить ускорение свободного падения.

7. Опыт повторить 2—3 раза, меняя длину маятника (протяги­вая нить через пробку) и число полных колебаний его.

8. Определить среднее значение gcp и найти относительную по­грешность.

9. Результат измерений и вычислений записать в табл. 21.

10. Сравнить результат опыта с табличным значением ускорения свободного падения для данной географической широты.

Таблица №13.

№ опыта Длина маят- ника 1, м Число полных колебаний n Время полных колебаний t, с Период полного колебания Т, с Ускорение свободно­го падения g-, м/с2 Среднее значение ускорения свободного падения gcp м/с2 Относительная пог­решность σ, %  
             
             
             

Методические указания.

1. В работе можно использовать свин­цовый или стальной шарик диаметром 1—4,5 см.

2. Длину нити измерять от нижнего края пробки до шарика, дли­ну маятника — от нижнего края пробки до центра тяжести шарика.

3. Если нет секундомера, можно воспользоваться любым метро­номом или часами с секундной стрелкой.

4. При измерении периода колебаний определить время как мож­но, большего числа колебаний.

 

Математическим маятником называется материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити. Моделью такого маятника может служить шарик, подвешенный на длинной нити.

На основании многочисленных опытов установлены законы колебания математического маятника:

Период колебаний не зависит от массы маятника и амплитуды его колебаний, если угол размаха не прев ышает 6°.

Период колебаний математического маятника прямо пропорционален корню квадратному из длины нити и обратно пропорционален корню квадратному из ускорения свободного падения:

Из этой формулы можно найти ускорение свободного падения.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Вместо шарика к нити прикреплена воронка, наполненная песком. Изменится ли ускорение свободного падения, если в процессе колебаний из воронки будет высыпаться пе­сок?

2. Можно ли пользоваться маятниковыми часами в условиях не­весомости?

3. В каких положениях действующая на шарик возвращающая сила будет максимальна?

4. Наибольшая скорость у шарика в момент, когда он проходит положение равновесия. Каким по модулю и направлению при этом будет ускорение шарика?

5. Наблюдая за движением шарика в течение одного периода, ответьте на вопрос: будет ли оно равноускоренным?

6. Сделайте выводы

 

 


 
 

Лабораторная работа №12.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.