Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Полномочные органы и должностные лица, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Порядок рассмотрения и разрешения вопросов гражданства



 

Одним из важных вопросов реализации права на гражданство является установление системы органов власти, решающих вопросы гражданства. Как отмечает М.В. Баглай, решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом[25].

Закон закрепляет систему полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ к которым относятся:

- Президент РФ;

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции его территориальные органы;

- федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Настоящая система является традиционной для Российского государства и типична для многих зарубежных стран.

Ведущая роль в решении вопросов гражданства РФ принадлежит Президенту РФ. В соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ,[26] Конституция РФ в ч. ч. 1, 2 ст. 80 возлагает на Президента РФ как главу государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина в п. «а» ст. 89 решение вопросов гражданства Российской Федерации и устанавливает, что Президент РФ осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений. Федеральный закон, конкретизируя названные конституционные нормы, наделяет Президента Российской Федерации полномочиями утверждать положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, издавать указы по вопросам гражданства Российской Федерации и решать иные вопросы гражданства Российской Федерации

Отличием Закона 2002г. от его предшественника Закона РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 является отсутствие в его тексте конкретных наименований органов, ведающих делами о гражданстве, за исключением Президента РФ и использование формулировки «полномочный орган». Применительно к наименованиям органов, ведающих делами о гражданстве, Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 в ст. 32 четко определял в качестве органов, ведающих делами о гражданстве Президента РФ, Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; МВД России, МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает лишь сферы деятельности органов, ведающих делами о гражданстве. В первой редакции Закона это были сферы: внутренних и иностранных дел, затем миграция и иностранных дел.[27]

Такой подход к закреплению органов, ведающих делами о гражданстве, является вполне оправданным и наиболее оптимальным, поскольку в случае проведения изменений в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, в том числе и в сфере гражданства, не требует дополнительного редактирования данного Закона.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, является МИД России. Согласно Положению о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»[28], МИД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Решение вопросов гражданства, отнесенных к компетенции МИД России, возложено на Консульский департамент МИД России и другие структурные органы, а также на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. В составе Консульского департамента действуют подразделения, деятельность которых непосредственно связана с решением вопросов гражданства РФ.

Решение вопросов гражданства отнесено также к компетенции дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации. Дипломатическое представительство Российской Федерации является постоянным органом внешних сношений Российской Федерации, находящимся на территории другого государства и выступающим от имени Российской Федерации по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях государств.

К функциям дипломатического представительства Российской Федерации, имеющим отношение к рассматриваемому вопросу, следует отнести следующее: представительство Российской Федерации в государстве пребывания; защита в государстве пребывания интересов Российской Федерации и граждан Российской Федерации в пределах, допускаемых международным правом; ведение переговоров с правительством государства пребывания; выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщения о них высшим органам государственной власти.

Консульское учреждение РФ является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.

Его основными задачами и функциями являются: защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц; оказание помощи и содействия гражданам РФ и российским юридическим лицам; осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ; осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания и другие функции и задачи.

Таким образом, современную систему органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, составляют: Президент РФ, ФМС России и ее территориальные органы, МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, гражданство является важнейшим элементом правового статуса личности и основой взаимоотношений гражданина и государства. С гражданством связаны существенные юридические последствия для человека: объем его прав, свобод и обязанностей и гарантированность государственной защиты этих прав и свобод.

Гражданство - это правовое состояние, которое предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как у гражданина по отношению к государству, так и у государства по отношению к гражданину.

Гражданство является комплексным правовым институтом, отношения в котором регулируются нормами различных отраслей права. Основу его составляют нормы конституционного права, регламентирующие гражданство как устойчивую политико-правовую связь физического лица с конкретным государством. Нормы административного права определяют содержание механизма решения вопросов гражданства (приобретения, изменения и утраты гражданства), а также взаимной ответственности сторон - участниц правоотношений гражданства. Этой же цели служат нормы уголовного и гражданского права. Нормы международного права направлены на устранение коллизий, возникающих между национальным законодательством различных, особенно сопредельных, государств. Приоритет международных норм перед правовыми нормами национального законодательства также создает основу для демократического развития института гражданства.

Гражданство порождает, во-первых, особый статус физического лица; во-вторых, гражданство предоставляет трудовые права и свободы соответствующего масштаба физическому лицу; в-третьих, гражданство выступает легитимным основанием для определенного неравенства в трудоправовой сфере при вступлении в трудовые правоотношения и их прекращении, получении социальных льгот.

Подводя итог, необходимо отметить, что понимание такого явления, как гражданство, порой затруднительно, так как представляется весьма простым, но это не так. Оно довольно многогранно, а соответственно, и сложно. Как правило, гражданство определяется в виде связи лица с государством, но очевидно, что в то же время оно олицетворяет определенное состояние общества, а соответственно, принципы гражданства регулируют и общественные отношения. Принципы отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и несут в себе обобщенную характеристику отрасли права.

В завершение можно предложить следующий вывод. С учетом подходов к определению его концепции институт гражданства должен быть охарактеризован как самостоятельный, но специфический, «буферный» институт, сфера «сцепления», соединяющая два блока конституционно-правовых институтов: касающихся конституционно-правового устройства и статуса государства, его учреждений, с одной стороны, и правового положения населения (народа, общества), физических лиц - с другой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международных договоров. - М., 1989.

2. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 385 - 388.

3. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. – 1993. - Выпуск XLVI.

5. Конвенция о статусе апатридов (Заключена в г. Нью-Йорке 28.09.1954) // Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – 690 с.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

7. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

8. Закон РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. - № 30.

9. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4571.

10. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. – № 28. - Ст. 2880.

Специальная литература

 

1. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. - М., 2014. – 356 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2010. – 673 с.

3. Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. - М., 2012. – 219 с.

4. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М., 2013. – 384 с.

5. Ванюшин Я.Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2011.

6. Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2010. - 328 с.

7. Изотова Е.Н. Анализ принципов гражданства в Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2012. -№ 7. - С. 69 - 72.

8. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Учебник. - М., 2014. – 590 с.

9. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. - М., 2010. – 219 с.

10. Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 3: Российское гражданство: Моногр. - М., 2011. – 374 с.

11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 2013. – 654 с.

12. Харитонов М.М. Возможность ограничения права изменить гражданство Российской Федерации с точки зрения иерархии конституционных норм // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 10. - С. 10 - 13.

13. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. - 2009. - № 1. - С. 23 - 39.

 

 

Судебная практика

 

1. Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 250-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции РФ» // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

2. Определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. № 81-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Корковидова Артура Константиновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 29 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

3. Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2011 № 554-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Суслова Мераби Отаровича на нарушение его конституционных прав статьей 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

4. Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2012 № 1228-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Рихарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом «в» статьи 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

5. Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2012 № АПЛ12-157 // СПС КонсультантПлюс


[1] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 2013. - С. 100.

[2] Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. - М., 2014. - С. 11.

[3] Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 250-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции РФ" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс».

[4] Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. - М., 2012. - С. 35.

[5] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

[6] Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международных договоров. - М., 1989.

[7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

[8] Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М., 2013. - С. 160.

[9] Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 3: Российское гражданство: Моногр. - М., 2011. - С. 32.

[10] Изотова Е.Н. Анализ принципов гражданства в Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2012. -№ 7. - С. 69 - 72.

[11] Конвенция о статусе апатридов (Заключена в г. Нью-Йорке 28.09.1954) // Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 230 - 243.

[12] Ванюшин Я.Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2011.

[13] Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2010. – С. 212.

[14] Кокотов А.Н. Конституционное право России: Учебник. - М., 2014. - С. 166.

[15] Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. - М., 2010. - С. 42.

[16] Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 385 - 388.

[17] Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

[18] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. – 1993. - Выпуск XLVI.

[19] Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4571.

[20] Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2012 № 1228-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Рихарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом «в» статьи 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

[21] Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2012 № АПЛ12-157 // СПС КонсультантПлюс

[22] Харитонов М.М. Возможность ограничения права изменить гражданство Российской Федерации с точки зрения иерархии конституционных норм // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 10. - С. 10 - 13.

[23] Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2011 № 554-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Суслова Мераби Отаровича на нарушение его конституционных прав статьей 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

[24] Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. - 2009. - № 1. - С. 23.

[25] Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2010. - С. 283.

[26] Определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. № 81-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Корковидова Артура Константиновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 29 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации»" // СПС КонсультантПлюс

[27] Закон РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. - № 30.

[28] Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 2880.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.