Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История возникновения и развития эргономики



Интерес к системам «человек — машина» возник в середине XX в.; он обусловлен тем, что в качестве объектов технического проектирования и конструирования стали все чаще выступать раз­личного рода сложные системы управления производством, транс­портом, связью, космическими полетами и т. п., эффективность функ­ционирования которых во многом определяется деятельностью включаемого в них в качестве ведущего звена — человека. Сочета­ние способностей человека и возможностей машины (или совокуп­ности технических средств) существенно повышает эффективность управления. Несмотря на совместное выполнение функций управ­ления человеком и машиной, каждая из двух составляющих этой сложной системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, причем эффективность функционирова­ния системы в целом определяется тем, в какой степени при ее созда­нии были выявлены и учтены присущие человеку и машине особен­ности, в том числе ограничения и потенциальные возможности.

Термин “эргономика” (греч. ergon - работа + nomos - закон) был принят в Англии 1949 г., когда группа английских ученых положило начало организации Эргономического исследовательского общества. В 20-е годы в СССР предлагался термин “Эргология”, но в настоя,щее время принят английский термин. В США данная дисциплина называется “Исследование человеческих факторов”, а в ФРГ - “Антропотехника”.

Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обыч­но связывают с именем Ф. Тейлора и относят к периоду образова­ния крупного капиталистического машинного производства. Создавая одну из первых научно обоснованных систем эксплуа­тации наемного труда, Ф. Тейлор проводит экспериментальные исследования простого машинного труда, результаты которых используются при его рационализации. Руководствуясь при проведении этих исследований принципами технологического детерминизма, в соответствии с которыми рабочий рассматривается в качестве одного из элементов технологической системы производ­ства Ф. Тейлор обосновывает необходимость разделения трудовых функций работающих на элементарные операции и стандартизи­рованные движения. Продолжая работы, начатые Ф. Тейлором, Ф. Гилбрет выдви­гает идею универсальных микродвижений (терблигов), из комбинации которых в различных сочетаниях и в различной после­довательности должна состоять любая операция. Трудовые функции предельно упрощаются на заводах Г. Форда. В рамках системы Ф. Тейлора зарождается и практически реализуется в капиталистическом производстве концепция «инженерного проек­тирования» методов работы. Важную роль в формировании этой концепции сыграли труды Ф. Гилбрета, где обоснована необходи­мость перехода от изучения метода работы после ее начала к его изучению до начала работы, т. е. к проектированию процесса. В работах Ф. Тейлора содержится мысль о том, что макси­мальная подгонка человека к машине предполагает и соответст­вующее ее проектирование. По технико-экономическим причинам принцип, согласно которому орудия труда должны соответствовать физической организации работника, был реализован на практике Ф. Тейлором лишь на примере конструирования простейших ору­дий труда — лопат различных размеров и форм.

Определение рациональных перерывов в работе как способ борьбы с утомлением — один из принципов, выявленный Ф. Тейло­ром чисто эмпирически. Однако принцип этот не оградил систему Ф. Тейлора от проблемы борьбы с утомлением, которую капита­листическая система организации труда обостряла до предела. В конце XIX и начале XX в. в Германии, Англии, США и других странах организуются специальные гигиенические и физиологичес­кие лаборатории, кафедры и институты, сотрудники которых изу­чают влияние на организм человека трудовых процессов и окру­жающей его производственной среды.

К этому же времени относится возникновение психотехники, задачей которой явилось приложение психологии к решению прак­тических вопросов, в основном связанных с трудовой деятель­ностью. На первом этапе развития психотехники центральное место в ней заняли проблемы профессионального отбора. В даль­нейшем в задачи психотехники включалось решение таких вопро­сов, как профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, приспособление человека к машине и машины к человеку, психо­логия воздействия средствами плаката, рекламы, кино и т. п. По своему содержанию и методам психотехника в значительной части совпадает с психологией труда.

В психологии труда как таковой и в психотехнике появлялись идеи комплексного подхода к изучению и рационализации трудовой деятельности. Они намечались уже в предложенном Ф. Гизе раз­личении психотехники объекта и психотехники субъекта. Первая связана с поисками средств для наилучшего приспособления объективных производственных факторов к психологическим свойствам человека, а вторая — с приспособлением психических свойств человека к определенным объективным условиям и требо­ваниям профессии.

В 20-е годы XX в. зарождается индустриальная социология, возникновение которой связывают с проведенным под руководст­вом Э. Мэйо известного хоторнского эксперимента на предприя­тиях американской электротехнической компании «Вестерн элект­рик». Новые условия производства, качественно изменившаяся рабочая сила, считал Мэйо, настоятельно требуют переноса цент­ра тяжести в использовании рабочей силы с экономических на моральные и психологические стимулы. Начав с критики тейлориз­ма, Э. Майо и не мыслил об отмене или замене этой системы, а лишь пытался «гуманизировать» ее методы (Организации произ­водства, придать им «благопристойную форму», имея в виду при этом повышение производительности труда, укрепление суще­ствующей организационной структуры и сглаживание внутренних противоречий в системе капиталистической организации. Этим целям служат теория и практика человеческих отношений, в ходе формирования которых вместе с тем было привлечено внимание к изучению факторов и стимулов положительного и отрицатель­ного отношения к труду работников промышленного предприятия, закономерностей формирования трудовых коллективов и влияния коллектива на личность и т. д. С именем Э. Мэйо связывается новый подход к проблемам оптимального использования трудовых ресурсов.

В 30-е годы экспериментальные исследования психологии групп и мотивации осуществляет Курт Левин, основатель теории груп­повой динамики. Изучением психологических взаимоотношений людей в малых группах занимается Дж. Морено, используя для этих целей социометрические тесты.

Книга П. Керженцева «НОТ». Книга эта включала в себя три части: 1) изучение человека с точки зрения максималь­ной эффективности его работы, т. е. изучение субъективного мо­мента труда; 2) изучение и приспособление материальной обста­новки труда, орудий и пр.; 3) изучение рациональных методов организации труда, т. е. взаимоотношений между субъективными и объективными моментами работы. По этой программе и начала разворачиваться научно-практическая работа в нашей стране. Вопрос об изучении трудовой деятельности человека предста­вителями разных наук, в каждой из которых она рассматривается под определенным углом зрения, подвергся серьезному обсужде­нию в 1921 г. на первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства.

В 1921 году прошла Первая Всероссийская конференция по научной организации труда. В 1918 году под руководством известного русского физиолога В. Бехтерева был организован Институт изучения мозга и психической деятельности, внутри которого был создан отдел профессиональной психологии. В 1920 Бехтерев и Мясищев предложили создать новую научную дисциплину для изучения трудовой деятельности – ‘эргологию’ или ‘эргонологию’. В 20-х гг. В. Ухтомский начал исследовательскую деятельность в области физиологии труда. Он создал лабораторию для изучения труда на промышленных предприятиях в Петрограде. В это же время был образован Центральный институт труда. Существенный вклад в развитие эргономики в России в этот период был сделан Н. Бернштейном, заложившим основы биомеханики. В 30-е гг. в СССР сформировалась новая дисциплина ‘психотехника’, направленная на анализ и улучшение трудовой деятельности. Интенсивные исследования предпринимались в области авиационной эргономики, где изучались кабины пилотов, уделялось внимание рукояткам, приборным панелям, креслу пилота, рабочему месту штурмана. Многие крупные заводы в это время создавали у себя психофизиологические лаборатории, проводившие исследования с целью улучшения работы людей со станками и конвейерами. Было образовано Психотехническое общество и журнал ‘Советская психотехника’. Однако в середине 1930-х вся деятельность в области психотехники была прекращена в результате политических решений и репрессий в СССР.

Попытка возродить исследования в области психологии труда в СССР была осуществлена в конце 1950-х. В этот период в использование вошли два понятия – инженерная психология и эргономика. Как и в других развитых странах, оборонная промышленность стала основным заказчиком работ в этой области. В качестве предметных областей выступали авиация, космонавтика, военная техника. Исследовательские лаборатории по инженерной психологии были образованы в Ленинградском государственном университете в 1959 (под руководством Б. Ф. Ломова) и в Институте автоматической аппаратуры в Москве в 1961 (под руководством В. П. Зинченко). Большой вклад в развитие дисциплины в этот период внесли известные российские психологи Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и другие.

В начале 60-х активизировались работы в области дизайна оборудования и среды. В Москве был создан исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с отделом эргономики. В течение нескольких лет ВНИИТЭ основал 10 региональных филиалов в крупнейших городах СССР. Этот институт выполнял эргономические проекты в гражданском секторе, при этом продвигая и популяризируя эргономику и техническую эстетику. Исследователи из ВНИИТЭ внесли существенный вклад в эргономическое обеспечение процесса проектирования. В 60-х гг. профессор В.М. Мунипов и его коллеги издавали несколько учебников, руководств и журнал по эргономике.

В 70-80-е наблюдался ускоренный прогресс как в гражданской, так и в военной отраслях. В оборонных отраслях промышленности и видах вооруженных сил были созданы Головные организации по эргономике, которые координировали работу внутри и между отраслями. Был создан Межведомственный координационный Совет по эргономике. Под руководством П.Я. Шлаена была разработана серия стандартов по эргономическому обеспечению проектирования и разработки военной техники. Позднее был создан центр эргономических исследований и разработок в военной технике, который и сегодня остается лидирующей эргономической организацией России. Обширные исследования и разработки, направленные на теорию человеко-машинных систем (в военно-морском флоте, космонавтике, авиации) были сделаны профессором А.И. Губинским и его коллегой профессором В.Г. Евграфовым. Губинский систематизировал основные понятия в эргономике (такие как оператор, ошибка, надежность, эффективность и др.) и предложил теорию для комплексного анализа человеко-машинных систем (ЧМС), включающую в себя анализ и оценку надежности и эффективности ЧМС и оператора. В начале 70-х он создал обобщенный структурный метод, дающий основу для функционально-структурного анализа задач и расчет вероятности ошибки и времени отклика оператора. Этот метод до сих пор применяется для анализа надежности операторов.

В то время как позитивное влияние эргономики в военной и промышленной областях было очевидно, какой-либо существенный прогресс в области потребительских товаров отсутствовал. Несмотря на то, что институты, такие как ВНИИТЭ и др., создавали продвинутые и тщательно проработанные образцы (утюги, чайники, мебель), промышленность не внедряла эти идеи в серийное производство из-за отсутствия материалов, технологии, низкой культуры производства, отсутствия серьезной конкуренции между различными производителями в СССР.

Экономический спад 80-90-х усугубил эту ситуацию. Значительная часть исследовательских и прикладных работ в области эргономики была остановлена из-за отсутствия денег и спада производства продукции. Некоторые профессиональные эргономисты сменили область своей деятельности (за исключением проектировщиков человеко-компьютерного интерфейса). В начале этого века экономическая ситуация в России стала меняться. Как следствие, активизировалась деятельность в различных областях эргономики. Шаг за шагом промышленные предприятия заменили производственное оборудование и технологию, внедряли новые человеко-ориентированные подходы к проектированию и производству товаров. Активизировали свою деятельность эргономические институты и организации, среди которых Центр эргономических исследований и разработок (Эрго-центр), Российский институт защиты и экономики труда, ВНИИТЭ, Лаборатория эргономических исследований и разработок в ядерной энергетике (Эрголаб), Московский вертолетный завод им. Миля и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.