Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Последствия инфляционного роста цен и их влияние на экономику



Инфляция проходит следующие стадии, для каждой из которых характерен определенный вид инфляции и соответствующий рост цен.

На первой стадии – инфляция протекает сравнительно медленно, е называют умеренной или ползучей. Деньги обесцениваются на 2-3% в год. Опасность такой инфляции для экономики в целом не высока, хотя темпы экономического роста снижаются.

На второй стадии инфляции повышение цен измеряется уже двухзначными цифрами. Такая инфляция называется галопирующей, при ней цены повышаются от 20 до 50% в год. Деньги вкладываются в материальные ценности. При гиперинфляции цены и количество денег в обращении растут очень большими темпами, увеличивается разрыв между уровнем цен и заработной платой, что ведет к резкому падению уровня жизни даже обеспеченных категорий населения.

В связи с тем, что стоимость жизни повышается, рабочие добиваются роста номинальной зарплаты, которая покрыла бы не только прошлое повышение цен, но и компенсировала бы ожидаемую инфляцию, то есть до гиперинфляционного уровня реальной зарплаты. Это, в конечном счете, приводит к увеличению издержек и как следствие к росту цен, что порождает новые требования о повышении заработной платы, вслед за чем наступает новый виток повышения цен. В результате возникает инфляционная спираль зарплаты и цен.

Резко снижается инвестирование в реальный сектор, многие потенциальные инвесторы вкладывают капитал в золотые изделия, бриллианты, драгоценные металлы, недвижимость и др.

В условиях гиперинфляции деньги перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости, средства накопления.

Гиперинфляция, как правило, всегда является следствием необдуманного увеличения государством объема денежной массы. При рациональной денежно-кредитной политике умеренная инфляция не может перерасти в гиперинфляцию.

При очень высоком уровне инфляции экономика страны входит в состояние стагинфляции, то есть происходит полная остановка ее развития (стагнация).

В практических расчетах для оценки уровня инфляции используются:

индексы потребительских цен;

индексы цен производства;

дефлятор.

Дефлятор – отношение номинального ВНП данного года к ВНП, измеренному в ценах базового года, т.е. к реальному ВНП. Дефлятор характеризует не только изменение цен, но и изменения структуры корзины благ.

Инфляция и особенно гиперинфляция разрушающе действуют на экономику, прежде всего в связи с дестабилизацией системы ценообразования, выражающейся в неравномерном росте цен по стадиям производства и обращения, по их видам (оптовым, розничным). Неодинаковые темпы изменения разных видов цен приводят к потерям для хозяйствующих субъектов и многих слоев населения.

Главным отрицательным последствием инфляционного роста цен является стихийное, непредсказуемое перераспределение доходов.

Во-первых, инфляционный рост цен приводит к снижению доходов населения, имеющих фиксированные номинальные доходы (пенсионеры, студенты, бюджетники и т.д.). Поэтому важное значение в этих условиях приобретает индексация доходов в соответствии с темпами инфляции. Во-вторых, группы населения, получающие нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции, если рост их номинальных доходов опережает рост цен. Инфляция обогащает так менеджеров и акционеров предприятий, выпускающих продукцию, цены на которую растут быстрее, чем издержки.

В-третьих, инфляционный рост цен обесценивает сбережения и другие нематериальные активы с фиксированной стоимостью.

Инфляционный рост цен приводит к увеличению ставки процента за кредит, так как кредитор устанавливает уровень ставки, превышающей темп роста цен. При высоких ставках процента за кредит резко сокращается ссуды не только для инвестирования, но и для пополнения оборотных средств на текущие нужды. Это в свою очередь снижает рентабельность производства, приводит к его сокращению или остановке.

При высоком уровне инфляции нарушаются сложившиеся хозяйственные связи, появляется цепь неплатежей, что ухудшает финансовое состояние предприятий и экономики в целом.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что полностью избавиться от инфляции невозможно: она стала постоянным спутником развития экономики. Поэтому главной задачей государства является нахождение оптимального уровня инфляции на разных этапах развития экономики. Для этого надо научиться управлять инфляцией и жестко удерживать ее в определенных границах на основе анализа причинно-следственных связей, вызывающих инфляцию.

 

Литература

 

1. О ценообразовании. Закон Республики Беларусь № 255-3 от 10.05.1999/ Формирование цен и тарифов: сборник нормативных документов – 12 – с издан. – Мн.: Иформпресс, 2006, с.31-40.

2. О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Бларусь № 285 от 12.05.1999г./Формирование цен и тарифов – сборник нормативных документов – 12-ое изд. доп. – Мн.: ИнформПресс, 2006, с 50-55.

3. Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь №43 от 22.04.1999г./Формирование цен и тарифов – сборник нормативных документов – 12-ое изд.доп. – Мн.: ИнформПресс, 2006, с 3-31.

4. Полещук И.И. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - Мн.: БГЭУ, 2002, с.26-44.

5. Емельянова Т.В. Ценообразование: учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2005, с. 13-39.

6. Тарасов В.И. Ценообразование: учеб.пособие. – Мн.: Книжный Дом, 2005, с. 68-94.

7. Цена и ценообразование: Учебник / И.К. Салижанов и др.; Под ред. И.К. Салижанова - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003, с. 134-181.

8. Липсиц И.В. Ценообразование. Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономист, 2004, с44-52.

9. Трацевский И.П. Ценообразование: учеб. пособие/ И.П.Трацевский, И.Н.Грекова - Мн.: Новое знание, 2000, с. 160.

10. Прогнозирование и планирование экономики: учеб.пособие/В.И.Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ.ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001, с. 380

11. Цены и ценообразование: учебник для ВУЗов, 3-е изд. /под ред. В.Е.Есикова – Спб: издательство «Питер», 2000, с 238-261.

12. Шаш Н.Н. Ценообразование. Пособие для сдачи экзамена. - М.: Юрайт-Издат, 2004, с. 138-151.

13. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: учеб.пособие – 2-е изд. – М.:Информационно-издательский дом «Филини», 1998, с.32-39.

14. Ценообразование: ответы на экзаменационные вопросы/ О.Э.Шаркова – Минск: Тетра Системс, 2009 – с.146-170.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.