Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выявление монопольных цен и доминирующего положения на рынке



Роль цены в инфляционных процессах

Нормативные акты

Национальная экономика Беларуси характеризуется зна­чительным числом предприятий-монополистов, наличием административных монополий в виде концернов, ассоциа­ций, министерств, сохранением монополии государствен­ной собственности, чрезмерным уровнем концентрации и недостаточным развитием малого бизнеса, что затрудняет формирование конкурентной среды.

Основными законодательными актами, регулирующими антимонопольную деятельность, являются (с учетом изме­нений и дополнений):

♦ Закон Республики Беларусь «О противодействии мо­нополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.01.2000 г. №364-3;

♦ Инструкция по определению доминирующего положе­ния хозяйствующих субъектов на товарных рынках Респуб­лики Беларусь (утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229);

♦ Инструкция по выявлению и пресечению антиконку­рентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах (утверждена постановлением Министерства пред­принимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. N° 9);

♦ Инструкция по выявлению монопольных цен (утверж­дена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. N» 10);

♦ Положение о Государственном реестре хозяйствую­щих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (утверждено поста­новлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 с № 13).

♦ Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольногозаконодательства хо­зяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках (утверждена постановлением Министерства пред­принимательства и инвестиций Республики Беларусь от 31.07.2000 г. № 14).

На их основе определен Государственный реестр хозяйс­твующих субъектов, занимающих доминирующее положе­ние на товарных рынках Республики Беларусь, областей и г. Минска.

В первом разделе находятся естественные монополии, цены на продукцию которых устанавливают соответству­ющие министерства (Министерство экономики — цены на нефть, газ, лекарственные препараты, социально значимые продукты питания и т.д., Министерство транспорта — цены на грузовые и пассажирские перевозки и т.д.). В республике выделяют следующие виды монополий:

- государственная монополия — система общественных отношений, при которой исключительное право осущест­влять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномо­ченных субъектов права;

- естественная монополия — система общественных от­ношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением из­держек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), соответствующие товары не мо­гут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения лены, чем спрос на другие товары;

- чрезвычайная монополия— система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени;

- правомерная монополия – государственная, естествен­ная или чрезвычайная монополии.

 

Таблица 4 - Структура Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь

РАЗДЕЛЫ РЕЕСТРА
I II III
Предприятия естест­венной монополий Предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны антимонопольных органов   Предприятия, в отношении которых применяется государственный контроль и регулирование отдельных параметров
Отрасли производства, в которых минимум издержек в расчете на единицу продукции достигается при сосре­доточении производс­тва на единственном предприятии. Создание конкуренции путем рассредоточения производства в таких отраслях экономически нецелесообразно Если предприятие допустит злоупотребление доминирующим положением, оно исключается из раздела. II и включается в раздел III В зависимости от вида и назначения товаров (услуг), выпускаемых предприятием-монополистом, используются следующие методы ценового регулирования: - установление предельного норматива рентабельности; - предельного уровня цен; -декларирования повышения свободных отпускных цен.
Каждый из разделов Реестра содержит два подраздела: республиканс­кий, включающий предприятия-монополисты на республиканском то­варном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на, местных товарных рынках

Предприятия из второго раздела реестра находятся в поле зрения антимонопольного комитета Министерства предпринимательства инвестиций. По установленной форме они обязаны раз в квартал отчитываться по объемам выпуска и реализации в натуральном и стоимостном выражении, рентабельности продукции, реализованной на республиканском рынке. В случае выявленных нарушений или установления факта доминирования предприятие попадает в третий раздел Государственного реестра.

Предприятия третьего раздела находятся в сфере ценового регулирования. Это значит, что они должны обосновывать и декларировать в соответствующем органе государственного управления местного или республиканского уровня повышение цены.

Данная схема регулирования цен очень несовершенна в силу отсутствия необходимой статистической отчетности об общем объеме реализации в республике того или иного товара и малочисленности проверяющих специалистов.

 

 

2. Выявление монопольных цен и доминирующего положения на рынке

 

Выявление монопольных цен происходит согласно сле­дующему алгоритму. Под монопольной ценой понимает­ся цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается домини­рующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступив­шими в сговор хозяйствующими субъектами в целях реали­зации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

Выделяют следующие виды монопольных цен:

монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и/или компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;

монопольно низкой является цена, которая при устой­чивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и тем самым огра­ничивает конкуренцию на рынке данного товара;

монопсонически низкой ценой является цена, уста­навливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях по­лучения- сверхприбыли и/или компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Признаками монопольно высоких цен могут служить:

1) повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и/или получение сверхприбыли в результате:

- преднамеренного сокращения объёмов производства и реализации при наличии устойчивого спроса;

- скрытого уменьшения объемов производства и реализа­ции, под этим подразумевается, как правило, снижение качест­ва продукции при формально неизменной величине выпуска;

2) скрытое повышение цены (неизменность цены при снижении качества) в целях компенсации необоснованных затрат и/или получения сверхприбыли;

3) различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или населения.

Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут служить:

1) создание на рынке ситуации, при которой приобрете­ние товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;

2) покупка продукции по ценам Ниже того уровня, кото­рый сложился бы на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на сред­неотраслевом (среднерегиональном) уровне или возмеще­ния себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3) не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качест­ве покупателя доминирующее положение на данном товар­ном рынке (или уровня заработной платы его работников), путем снижения собственных издержек производства (реа­лизации) за счет поставщика.

Признаки монопольных цен могут быть выявлены двумя способами — прямым и косвенным:

прямой: сравнение фактических цен и объемов произ­водства с соответствующими значениями, которые имеются или имелись бы на конкурентном рынке;

косвенный: анализ и сопоставление динамики цен, объ­емов производства (изменение объемов производства учи­тываются в натуральном выражении), прибыли, рентабель­ности, средней заработной платы и других показателей со среднеотраслевыми или региональными показателями.

Однако обнаружение признаков монопольной цены само по себе не является достаточным доказательством злоупотреб­ления доминирующим положением на рынке, а лишь предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.

Установление факта доминирующего положения осуществляется департаментом антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и управлениями антимонопольной и ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минским городским исполнительным комитетом при:

1) принятии решений о включении (исключении) в (из) Государственный (ого) реестр(а) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее – Реестр);

2) изучении уровня монополизации товарных рынков;

3) рассмотрении вопросов реорганизации хозяйствующих субъектов, а также создания их объединений;

4) выдаче заключений по сделкам с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством.

Количественная оценка положения хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на товарном рынке базируется на расчете следующего комплексного показателя:

 

где dij – доля хозяйствующего субъекта i по реализации товара j на товарном рынке,

Vij – объем товара j, реализованного субъектом i на товарном рынке,

Эij – объем товара j хозяйствующего субъекта I, реализованного за пределами соответствующего товарного рынка.

Показатель, характеризующий доминирующее положение, для хозяйствующих субъектов:

- розничной торговли – рассчитывается как отношение объема розничного товарооборота данного хозяйствующего субъекта к общему объему розничного товарооборота в пределах установленных географических границ рынка;

- общественного питания – рассчитывается как отношение валового товарооборота (розничный товарооборот вместе с оптовым товарооборотом по отпуску продукции собственного производства иным хозяйствующим субъектам) данного хозяйствующего субъекта к общему валовому товарообороту в пределах установленных географических границ рынка;

- оптовой торговли – рассчитывается как отношение поставок товаров данного хозяйствующего субъекта к общему объему реализации в розничной торговле и общественном питании в пределах установленных географических границ рынка;

- оказывающих банковские услуги, рассчитывается как отношение суммы активов данного хозяйствующего субъекта к общей сумме активов всех хозяйствующих субъектов, оказывающих банковские услуги в пределах установленных географических границ рынка;

- оказывающих страховые услуги, рассчитывается как отношение суммы страховых взносов данного хозяйствующего субъекта к общей сумме страховых взносов всех хозяйствующих субъектов, оказывающих страховые услуги в пределах установленных географических границ рынка.

Факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины согласно табл. 5, 6 .

 

Таблица 5 - Значение минимальной предельной величины дня хозяйствующих субъектов-производителей товаров народного потребления и субъектов, оказывающих услуги

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины
Один 30%
Два 54%
Три 78%
Четыре 95%

 

Примечание: при рассмотрении двух и более крупнейших производителей, выступающих на товарном рынке, факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в, случае, если доля одного из них в общем объеме реализации данного товара на рынке превышает 20%.

 

Таблица 6 - Значение минимальной предельной величины для хозяйствующих субъектов – производителей товаров производственно-технического назначения

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины
Один 45%
Два 67%
Три 86%
Четыре 100%

Примечание: При рассмотрении двух и более крупнейших производителей товаров производственно-технического назначения согласно таблице факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если доля одного из них в общем объеме реализации данного товара на рынке превышает 25%.

При определении признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта и принятии решения по установлению факта доминирования хозяйствующего субъекта учитываются и другие условия, позволяющие хозяйствующему субъекту ограничивать конкуренцию, в том числе наличие одного или нескольких следующих признаков:

- отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на рынке соответствующего товара;

- способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора о поставках;

- способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее);

- способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставках товаров.

При определении доминирующего положения факт объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов устанавливается, когда возможность для злоупотребления на данном рынке есть, но ни один из присутствующих на рынке хозяйствующих субъектов в отдельности ею не обладает. При исследовании на предмет объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов необходимо оценит степень их возможного взаимодействия. К формам взаимодействия можно отнести:

- взаимодействие, основанное на обладании акциями, паями, долями в уставных фондах друг друга;

- формирование организационно-правовых структур, в состав которых входят несколько юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих единую экономическую политику.

Оценка доминирующего положения группы хозяйствующих субъектов основывается на двух подходах:

- хозяйствующие субъекты рассматриваются как единый хозяйствующий субъект (например, в случае обладания пакетами акций друг друга, позволяющем осуществлять необходимый взаимный контроль). При этом доля группы хозяйствующих субъектов, определенных в процессе анализа, считается как сумма долей всех хозяйствующих субъектов;

- определение доминирующего положения осуществляется на основе анализа поведения хозяйствующих субъектов-лидеров с учетом признаков, характеризующих доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта (например, в случаях с олигополистическими рынками и слабым фактическим контролем друг над другом).

Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) является основанием для включения его (их) в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.