Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные формы государственного регулирования цен



Выделяют две формы государственного регулирования цен:

1) косвенное регулирование: меры, воздействующие на спрос и предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбаланси­рованности и, тем самым, не затрагивающие напрямую уровень цены, а именно:

♦ антимонопольное законодательство;

♦ поддержка малого предпринимательства;

♦ разгосударствление и приватизация;

♦ снижение бюджетного дефицита;

♦ налоговая политика;

♦ дотации и субсидии и др.

2) прямое регулирование (прямые методы) осуществляется путем установления регулируемых цен:

♦ фиксированной цены;

♦ предельных цен:

- установление «ценового потолка»;

- установление «ценового пола»;

- установления «коридора цен»;

♦ предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

♦ предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

♦ декларирование цен и тарифов;

♦ порядка определения и применения цен и тарифов, контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Рассмотрим, как на рыночную цену и благосостояние участников рыночных сделок влияют косвенные налоги и дотации производителям.

На рис.4 точка E0 представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления налога (акциза) в размере Т ден.ед. с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0®S1), так как теперь каждая единица обходится производителю на Т ден. ед. дороже. Спрос и предложение уравниваются при цене Р1, из которой производителю достается только PS=P1-T. Таким образом, с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась цена для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального.

Последствия дотации единицы реализованной продукции в размере Н ден.ед. показаны на рис. 5.Без дотации рыноч­ное равновесие устанавливается в точке E0. Дотация для про­изводителя равносильна тому, что часть производственных за­трат государство берет на себя, и поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотации (S0 S1). Равновесной становится комбинация Q1P1. Для покупателей цена снизи­лась (Р0 > Р1), что увеличило платежеспособный спрос, а для производителей — повысило, следовательно, и увеличило объ­ем предложения. В результате равновесное количество увели­чилось. Сумма выплаченной государством дотации отобра­жается площадью PSBE1P1. Выигрыш производителей в виде приращения их излишка равен площади P0E0BPs,, выигрыш потребителей соответствует площади Р0Е0Е1P1. Площадь треу­гольника E0ВЕ1 показывает чистые потери общества, возника­ющие вследствие представления дотации производителям.

Таким образом, воздействие государства на процесс ры­ночного ценообразования посредством косвенного налого­обложения или дотации производства снижает экономическую эффективность функционирования рыночного механизма. Это, однако, не исключает возможности использования названных инструментов для достижения некоторых социальных целей. Посредством налогов и дотаций государство осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «ценового коридора». Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях (во время войн, послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рисунок 6).

 

Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия по­купателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который мог быть в условиях равновесия (Q1 < Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что, в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования полити­ки "ценового потолка" в экономике республики кроме указанных последствий по­рождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупцию на государствен­ных предприятиях. Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, ис­пользуется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применя­ется на рынке сельхозпродукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации, формируется ры­нок покупателя (рис. 7).

На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые государ­ство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовы­вать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в усло­виях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2) .

Политика «ценового коридора» заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальными уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис.8).

Такая система регулирования цен, например, используется в странах Европейского союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. Устранение диспропорций между спросом и предложением достигается здесь путем маневрирования буферными запасами. При этом, если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменение конъюнктуры рынка.

Ограничение уровня применяемых торговых надбавок (касается сферы обращения, т.е. оптового и розничного торговых звеньев), осуществляется в со­ответствии с Положением №43 (оптовая ограничивается 20%, совокупная над­бавка 30%). Для некоторых видов социально значимых продовольственных то­варов, размер торговых надбавок ограничен 10-20%.

Уровень применяемых норм рентабельности - данный способ регулиро­вания применяется в отношении предприятий, монополистов. Регламентируется постановлением Совета Министров №273 от 27.02.2003г. «Об уровне рентабельности товаров, работ, услуг организаций и ИП, включенных в государственный реестр хозяй­ствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках страны».

Регулирование системы свободного ценообразования заключается во введении ряда запретов:

• запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне в случае если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке.

• запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле:

• запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особен­но актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснять кон­курентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок.

• запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их вни­мания к товару.

Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов.

Государственный прейскурант - это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными орга­нами ценообразования.

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гиб­кого сочетания прямыхи косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство с проводимой экономической политикой, целями развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Например, Россия и Украинаизбраливарианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямоеадминистративное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси границы государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.