управомоченным субъектом избирательного процесса меры возможного
поведения, т. е. использование в рамках дозволенного ему общего типа
поведения (возможности избирать и быть избранным, участвовать в иных
избирательных действиях) таких вариантов поведения, которые
препятствуют реализации прав других субъектов избирательного процесса
и противоречат интересам избирательного корпуса в целом (Матейкович
М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М.,
2003. С. 137).
Идеологический и политический плюрализм— такое состояние
в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает
юридически статуса официальной государственной или обязательной
идеологии, а для выражения и воплощения различных политических
идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные
объединения, и все они действуют на основе (т. е. в рамках, с
соблюдением) закона и равны перед законом (Авакьян С. А.
Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С.
443).
Избирательная комиссия— коллегиальный орган, формируемый в
порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и
обеспечивающий подготовку и проведение выборов (ст. 2 федерального
закона от 12 февраля 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012 г) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Императивная конституционно-правовая норма— правило
поведения, которое подлежит исполнению независимо от усмотрения
субъектов.
Иностранный гражданин— лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство)
иностранного государства (ст. 3 федерального закона от 31 мая 2002
г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской
Федерации»).
Исключительная экономическая зона Российской Федерации—
морской район, находящийся за пределами территориального моря
Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым
режимом, установленным федеральным законом от 17 декабря 1998 г. №
191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской
Федерации», международными договорами Российской Федерации и
нормами международного права (ст. 1 указанного закона (ред. от 21.
11. 2011 г.)).
Источник конституционного права России (как отрасли права)—
форма установления и выражения действующих конституционно-
правовых норм.
Источники науки конституционного права России— носители
информации, в которых содержатся уже накопленные знания о
конституционном праве и изучение которых способно дать
исследователю новые научные знания о конституционном праве
(Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право Росси: Учеб.
для юрид. вузов (полный курс): В 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 157).
Источники права— исходящие от государства или признаваемые
им официально документальные способы выражения и закрепления
норм права, придания им юридического, общеобязательного характера
(Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт
комплексного исследования. М., 1999. С. 76).
Кворум— установленное законом или регламентом органа
государственной власти минимальное количество его членов,
необходимое для начала работы и принятия решений.
Компетенция— возложенный законно на уполномоченный субъект
объем публичных дел. Будучи сложным явлением, она состоит из
элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам
относятся:
а) нормативно установленные цели; б) предметы ведения как юридически
определенные сферы и объекты воздействия; в) властные полномочия
как гарантированная законом мера принятия решений и совершения
действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их
неисполнение (Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2001. С. 55–56).
Конституционная законность— совокупность требований к
властным структурам в процессе создания конституционных предписаний,
их выполнения, а также система мер, направленная на восстановление
нарушенных конституционных норм (Колосова Н. М. Конституционная
ответственность в Российской Федерации: Ответственность
органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение
конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.
человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру
своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему
социальными благами как в личных, так и в общественных интересах
(Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.
М., 1997. С. 135).
Конституционный строй Российской Федерации— устройство
общества и государства, отраженное в Конституции Российской
Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации— судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством конституционного
судопроизводства.
Кооперативный федерализм— практика федеративных отношений
в государстве, основанная на кооперации, сотрудничестве федерального
центра и регионов (субъектов федерации) в осуществлении программ
социально-экономического развития, в формировании и обеспечении
функционирования системы перераспределения ресурсов в рамках
федерации в целях сбалансированного развития всех ее территорий.
Коренные малочисленные народы Российской Федерации—
народы, проживающие в России на территории традиционного
расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни,
хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. чел. и
осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п. 1
ст. 1 федерального закона от 30 апреля 1999 г.№82 (ред. от 28.12.2010 г.) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).
Лицо без гражданства— лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия
гражданства иностранного государства (ст. 3 федерального закона от 31
мая 2002 г.№ 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской
Федерации»).
Местное самоуправление— форма народовластия,
обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого
территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою
ответственность в пределах, установленных законодательством, решать
вопросы местного значения.
Метод конституционного права— способ воздействия на
общественные отношения.
Митинг— массовое присутствие граждан в определенном месте
для публичного выражения общественного мнения по поводу
актуальных проблем преимущественно общественно-политического
характера (ст. 2 федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ ( ред. от 08.06.2012 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Муниципальный правовой акт— решение по вопросам местного
значения или по вопросам осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
принятое населением муниципального образования непосредственно,
органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного
самоуправления, документально оформленное, обязательное для
исполнения на территории муниципального образования,
устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или
имеющее индивидуальный характер (ст. 2 федерального закона от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.06.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Муниципальный район— несколько поселений или поселений и
межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах
которой местное самоуправление осуществляется в целях решения
вопросов местного значения межпоселенческого характера населением
непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного
самоуправления, которые могут осуществлять отдельные
государственные полномочия, передаваемые органам местного
самоуправления федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации (ст. 2 федерального закона от 06.10. 2003 г.
№ 131-ФЗ (ред. от 28.06.2009г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Народ (Российской Федерации)— согласно Конституции РФ
совокупность граждан РФ, которая обладает учредительной властью и при
определенных условиях вправе ее реализовать, является носителем
суверенитета и единственным источником власти в России. В состав народа
России входят исторически сложившиеся на ее территории компактно
проживающие нации, и поэтому народ России в Конституции РФ
(преамбула, ч. 1 ст. 3) именуется как «многонациональный народ» (Краснов
М. А., Кряжков В. А. Толковый словарь конституционных терминов и
понятий. СПб., 2004. С. 131).
Наука конституционного права— способ производства и
организации знаний о конституционном праве Российской Федерации
(Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт