Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации. При ответе на первый вопрос студент должен использовать законодательство СССР об



При ответе на первый вопрос студент должен использовать законодательство СССР об общественных объединениях, материалы конференции КПСС, а также Конституцию 1978 г. с изменениями и дополнениями, опубликованную в 1992г., полезными будут рекомендо­ванные статьи, различные справочные издания, например, словари по политологии.

Второй вопрос наиболее важный и сложный. При его раскрытии необходим углубленный анализ современного законодательства об общественных объединениях и политических партиях. Обратить внимание на понятие "политическая партия", его соотношение с понятием "общественное объединение". Выделить базовые характеристики политической партии, порядок создания, специфику деятельности, роль устава и программных документов, возможность осуществления предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность политических партий.

В третьем вопросе нужно рассмотреть законодательные основы участия партий в выборах органов власти разных уровней, результаты этих выборов, роль партий в Государственной Думе, других законодательных / представительных/органах. Неплохо, если студентом будут использованы материалы практики деятельности партий по месту его проживания (итоги выборов в органы власти субъекта РФ либо местного самоуправления).

 

 

Рекомендуемая литература

 

1.Конституция РФ. Ст. 3, 13,14,30, 32

2.Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Историко-правовой комментарий Б.А. Страшуна. М., 2007.

3.Декларация "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики": Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. // Сб. законодательных актов РСФСР. М., 1991.

4.Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР: Закон РСФСР// Ведомости... РСФСР. 1990. № 22. Ст. 261.

5.Об общественных объединениях: ФЗ от 19.05.95 с изм. и доп. от 17.05.97; от 19.07.98; от 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ; от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ; от 10.01.2006 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998; № 30. Ст. 3608.; СЗ РФ. 18.03.2002. N 11, ст. 1018; СЗ РФ. 25.03.2002, N 12, ст. 1093; СЗ РФ. 29.07.2002, N 30, ст. 3029; 2006. №1.

6.О государственной регистрации юридических лиц: ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ // СЗ РФ. 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.

7.О некоммерческих организациях: ФЗ от 12.01.96; с изм. и доп. 26.11.98 // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 145; 1998. №48. Ст. 5849.

8.О политических партиях: ФЗ от 11 июля 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

9.О противодействии экстремистской деятельности: ФЗ от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ // СЗ РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3031.

10.Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

11.Бабичев И.В. Конституционно-правовые основы представительного характера гражданского общества в России// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.

12.Гущин В.3. Если нарушено право граждан на объедине­ние (о правовых средствах прокурорского надзора по устранению таких нарушений) // Журн. рос. права. 1998. № 4/5.

13.Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее из­мерений // Государство и право. 1995. № 3.

14.Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. № 7.

15.Дмитриев Ю.А., Златополъский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.

16.Жафяров А.Г. Некоторые особенности гражданско-правового положения политических партий // Бюллетень Минюста РФ. 2003. № 5.

17.Зудин А.Ю. Режим В.Путина: контуры новой политической системы // Обществ. науки и современность. 2003. № 2. С. 67-95.

18.Крыштановская О. Политические реформы В. Путина и элита // Общество и экономика. 2003. № 4/5. С. 3-50.

19.Лапаева В.А. Политическая партия: понятие и цели. К принятию закона о партиях // Журн. рос. права. 2002. № 1. С.16-26.

20.Лапаева В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством // Журн. рос. права. 2002. № 4. С. 14-23.

21.Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7.

22.Тихомиров Ю.А. Субъекты советской политической системы // Правоведение. 1981. № 5

23.Чиркин В.Е. К разработке теории политической систе­мы // Правоведение. 1984. № 1.

24.Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.

23.Юрьев С.С. Правовой статус общественных объединений М., 1995.

24.Яцкевич О.Г. Право на объединение в законодательстве Российской Федерации и в международных правовых актах // Бюллетень Минюста РФ. 2003. № 5.

 

Тема 5. Местное самоуправление в Российской Федерации

Примерный план

 

1.Местное самоуправление как основа конституционного строя
Российской Федерации. Понятие и принципы местного самоуправления.

2.Основы местного самоуправления: правовые, территориальные,
экономические, организационные.

3.Гарантии прав местного самоуправления.

4.Ответственность местного самоуправления.

Методические рекомендации

Раскрывая данную тему, необходимо учитывать, что процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации еще не завершился. О чем свидетельствовала сложная процедура разработки и принятия нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Он был подписан Президентом РФ 6 октября 2003 г., а вступит в силу в полном объеме с 1 января 2009 г. Поэтому, отвечая на все вопросы, студент должен иметь в виду необходимость сопоставления действующего в отдельных частях федерального закона с аналогичным названием (от 28 августа 1995 г.) и нового закона о местном самоуправлении.

Более того, поскольку новый закон предусматривает принятие целого пакета федеральных законов в сфере финансового, банковского, бюджетного и иного законодательства, необходимо отслеживать это законодательство и по мере принятия использовать при написании курсовой работы.

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать развернутое понятие местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Обратить внимание на то, что местное самоуправление является не только уровнем народовластия, но и элементом гражданского общества. Это обусловливает и особенности реализации конституционного права на местное самоуправление, включая широкий спектр форм прямого участия населения в решении вопросов местного значения.

Характеризуя во втором вопросе основы местного самоуправления, необходимо показать, какие возникли в последние годы проблемы при обеспечении этих основ, что привело к необходимости корректировки законодательного регулирования данной сферы, попытаться оценить новеллы нового закона, возможно, исходя из местной практики.

Третий вопрос предполагает рассмотрение системы гарантий местного самоуправления в Российской Федерации, которые устанавливаются, как федеральным, так и региональным законода­тельством, и обеспечиваются деятельностью различных органов и должностных лиц. Следует обратить внимание на Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

В четвертом вопросе надлежит раскрыть основания и меры ответственности, предусмотренные законодательством для местного самоуправления. Среди субъектов ответственности обратить внимание на органы и должностные лица местного самоуправления, а также процедурные особенности применения ответственности к разным субъектам. Например, к выборным лицам местного самоуправления, в отношении которых могут быть предусмотрены выражение недоверия и отзыв.

 

Рекомендуемая литература

 

 

1.Конституция Российской Федерации. Гл.1, ст. 12; гл.8.

2.Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 28 августа 1995 г.; с изм. и доп. от 22 апреля 1996 г.; от17 марта 1997 г.; от 4 августа 2000 г.; 6 октября 2003 г.// Российская газета. 1995. 29 августа; СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1917; 1997. № 12. Ст.1378; 2000. № 32. Ст. 3230; 2003. № 40. Ст. 3822.

3.Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: ФЗ от 26 ноября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 49.

4.О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ: ФЗ от 21 июля 1997 г.; с изм. и доп. от 23 июня 1999 г. и от 5 августа 2000 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3595; 1999. № 26. Ст. 3173; 2000. № 32. Ст. 3332.

5.О финансовых основах местного самоуправления в РФ: ФЗ от 25.09.1997 г.// Российская газета. 30 сент. 1997 г.

6.О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: ФЗ от 11 апреля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

7.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 6 октября 2003 г. , в ред. от 18.06.2008// Рос. газета. 2003. 8 окт.; СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

8.О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 7.02.2007 // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

9.О референдумах: Закон Ивановской области от 27 мая 2002 года N 29-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. 2002. N 12 (198).

10.О выборах: Закон Ивановской области от 27 июня 2003 № 60-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. 2003. N 13 (223).

11.Васильев В.И. Местное самоуправление: научно-практическое пособие. М., 1999.

12.Ершов В. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление // Рос. юстиция. 1997. № 4.

13.Исаева Н.В. Продолжение реформы местного самоуправления: “за” и “против” // Иваново-Вознесенский юридический вестник. 2003. № 3/4.

14.Кузнецов С.П. Принципы построения местных бюджетов // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.

15.Петрова Т.К. Реформирование территориальной основы местного самоуправления // Проблемы реформирования правовой системы России на рубеже ХХ-ХХI веков / Материалы всероссийской научно-практической конференции 17 марта 2003 г. Иваново, 2003. С. 195-199.

16.Саладников В.В. Субъекты судебной защиты прав местного самоуправления в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.

 

 

 

Тема 6.Правительство РФ.

Примерный план

1.Понятие исполнительной власти и её место в системе разделения властей в РФ.

2.Система федеральных органов исполнительной власти в РФ.

3.Правитльство РФ: понятие, состав, порядок формирования, организация деятельности.

4.Акты Правительства РФ.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса курсовой работы следует

опираться на ст. 10, 11, 77, 78, 110–117 Конституции Российской

Федерации. Необходимо исходить из того, что исполнительная

власть представляет собой одну из ветвей государственной

власти, «главными задачами которой являются исполнение

законов, осуществление специфического вида деятельности —

управления государственными делами (государственного

управления), использование для этих целей возможностей как

оперативных действий и распорядительства, так и

правотворчества».

Характеризуя место и значение исполнительной власти в системе

разделения властей, надо показать ее соотношение с

законодательной и судебной ветвями власти.

Рассмотрение второго вопроса рекомендуется начать с

Комментария ч. 1 ст. 110 Конституции Российской Федерации,

закрепляющей буквально следующее: «Исполнительную власть

Российской Федерации осуществляет Правительство Российской

Федерации». Необходимо отметить, что в действительности

исполнительную власть Российской Федерации наряду с

Правительством осуществляют и иные органы государственной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти

традиционно регулируется актами Президента Российской Федерации.

Далее необходимо всесторонне рассмотреть указы Президента

Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов

исполнительной власти» и «Вопросы структуры федеральных органов

исполнительной власти». При этом особое внимание рекомендуется

уделить следующим принципиально важным моментам.

1. Действующая структура федеральных органов исполнительной

власти включает в себя три их вида: федеральные министерства,

федеральные агентства и федеральные службы.

2. Между указанными видами органов исполнительной власти

разграничены четыре группы функций:

а) по выработке государственной политики и нормативно-

правовому регулированию (федеральные министерства);

б) по осуществлению контроля и надзора в соответствующих

сферах деятельности (федеральные службы);

в) по оказанию государственных услуг (федеральные агентства);

г) по управлению государственным имуществом (федеральные

агентства).

3. Все федеральные органы исполнительной власти в зависимости

от подчинения поделены на три группы:

а) министерства, службы и агентства, руководство деятельностью

которых осуществляет Президент Российской Федерации;

б) министерства, руководство которыми осуществляет

Правительство Российской Федерации;

в) службы и агентства, руководство которыми осуществляет

Правительство Российской Федерации.

Нормативной основой третьего вопроса является

гл. 6 Конституции Российской Федерации и федеральный

конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

При характеристике актов правительства (постановлений и

распоряжений) следует указать критерии, на основании которых

данные акты делятся на нормативные и индивидуальные

(ненормативные).

 

Рекомендуемая литература

1. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Гос-во и

право. 1997. № 7.

2.Бобылев А. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Право и государство, 2003.

3.Гришковец А.А.К вопросу о дисциплинарной ответственности членов Правительства Российской Федерации. //Право: теория и практика. - М.: «Тезариус», 2004

4. Исполнительная власть в России: История и современность,

проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

5. Керимов А. Д. Исполнительная власть в системе разделения

властей // Гражданин и право. 2001. № 9.

6. Полянский И. А. Правовая природа исполнительной власти и ее

мес-то в организации государственной власти // Правоведение. 1999. № 4.

7. Пронина В. С. Правовое регулирование органов

исполнительной власти // Журн. рос. права. 1998. № 2.

8. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2001.

9. Конституция Российской Федерации. М., 2009.

10. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-

ФКЗ (ред. от 28.12. 2010 г.) «О Правительстве Российской Федерации»

// СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

 

Тема 7.Конституционные основы судебной власти в РФ.

Примерный план

1.Судебная власть в системе разделения властей в РФ.

2.Судебная система РФ.

3.Конституционные принципы правосудия в РФ.

Методические рекомендации

При подготовке материала по первому вопросу следует начать с рассмотрения понятия судебной власти, определения ее места и роли в системе разделения властей в

современной России. И здесь прежде всего необходимо усвоить, что

судебная власть — это одна из трех ветвей государственной власти,

поименованных в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Она

осуществляется судами в лице судей посредством

конституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства.

Главное предназначение (задача) судебной власти в системе разделения

властей заключается в том, чтобы осуществлять правосудие, под которым

предлагается понимать «вид государственной деятельности, направленной

на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов,

связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм

права».

Возвращаясь к понятию судебной власти, необходимо отметить, что

оно по-разному определяется в литературе. По мнению профессора И. Л.

Петрухина, судебная власть — «это самостоятельная и независимая ветвь

государственной власти, созданная для разрешения на основе закона

социальных конфликтов между государством и гражданами,

юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты

прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти

и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при

расследовании преступлений и проведения оперативно-розыскной

деятельности, установления наиболее значимых юридических

фактов».

При подготовке по второму вопросу темы надо внимательно

проанализировать федеральный конституционный закон «О судебной

системе Российской Федерации». Пункт 2 ст. 4 данного закона закрепляет:

судебную систему России составляют федеральные суды,

конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов

Российской Федерации.

Отвечая на третий вопрос темы, надо дать подробную

характеристику каждого конституционного принципа правосудия:

1) осуществление правосудия только судом;

2) независимость и неприкосновенность судей;

3) несменяемость судей;

4) равенство всех перед законом и судом;

5) состязательность и равноправие сторон;

6) презумпция невиновности;

7) участие граждан в осуществлении правосудия;

8) гласность судопроизводства.

 

Рекомендуемая литература

1. Власов А. А. Проблемы эффективности и доступности

правосудия в России // Гос-во и право. 2005. № 2.

2. Ефремова В. В. Генезис судебной власти в России // Гос-во и

право. 2005. № 11.

3. Жуйков В. М., Ярославцев В. Г., Туманов В. А. и др. К вопросу о

«переезде» высших судов Российской Федерации в Санкт-Петербург //

Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика:

Сб. ст. / Сост. П. Д. Баренбойм. М., 2004. 4. Клеандров М. И. Международные суды: Учеб. пособие. Тюмень, 2000.

5. Клеандров М. И. Судебные системы государств — участников

СНГ: Законодательное обеспечение. М., 2002.

6. Клеандров М. И. О совершенствовании механизма отбора

кандидатов в судьи и наделении их судейскими полномочиями // Гос-во

и право. 2005. № 5.

7. Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти в

Российской Федерации. М., 2000.

8. Конституция Российской Федерации. М., 2009.

9. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-

ФКЗ (ред. от 28.12 2010 г., с изм. от 09.02.2011 г.) «О Конституционном Суде Российской

Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

10. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-

ФКЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.

1589.

11. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-

ФКЗ (ред. от 08.06. 2012 г.) «О судебной системе Российской

Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.