Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Образование КНР. Становление государства «новой демократии»



Развал гоминьдановского режима привел к постепенному утверждению новой власти на местах, одновременно с продвижением НОА в южные районы Китая. К осени 1949 г. вопрос о создании новой государственности уже невозможно было игнорировать. На сентябрьской сессии НПКК (Народной Политической Консультативной Конференции) принимается Общая программа НПКК, основанная на тезисах второго пленума ЦК КПК, и избирается центральное народное правительство, главой которого становится харизматический лидер коммунистов Мао Цзэдун. 1 октября 1949 г. на площади Тяньаньмынь происходит торжественное провозглашение Китайской Народной Республики.

Попробуем разобраться в том, как она была устроена, как функционировала и как это повлияло на путь развития Китая.

 

Сама концепция «новой демократии» подразумевала «борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего Китая» [Меликсетов, 2002, с.618]. Хочется добавить, что даже после отказа от этой концепции в 1953 г. лозунги фактически сохранились, единственное что изменилось – перестали декларироваться демократические ценные и на замену им пришли социалистические. Надо сказать, что «новая демократия» не возникла единовременно вместе с победой КПК в гражданской войне – напротив, еще в ее ходе предпринимались шаги по созданию новой идеологии. Главным из них стало создание Единого Национального Фронта (ЕНФ) в 1947 г. Это произошло в ходе активизации борьбы против чанкайшистов и перехода НОА к активным наступательным действиям. В «Декларации НОА» положение о создании ЕНФ входило в первый пункт, в котором среди прочего было упомянута задача «создать демократическое коалиционное правительство». Однако, учитывая подавляющую политическую и военную мощь КПК, обещание создать такую коалицию было лишь тактическим ходом, направленным на то, чтобы привлечь на свою сторону приверженцев других партий, фактически пообещав им существование в условиях новой китайской действительности, но только при безоговорочном признании доминирующей роли КПК.

Кроме этого, декларировалось положение о «национальном освобождении». После окончания войны против Японии рост национального самосознания усилился, и такой лозунг целиком отвечал чаяниям китайцев, позволяя КПК привлечь еще больше сторонников. Естественно, главными соперниками «национального освобождения» выставлялись Гоминьдан и поддерживающие их американцы. Социально-экономические основы политики ЕНФ были следующими – «поощрение…к промышленно-торговой деятельности», «обеспечение интересов и труда, и капитала», что впоследствии дало возможность Мао Цзэдуну обвинить приверженцев новой демократии в том, что они руководствовались больше капиталистическими, а не социалистическими интересами.

Несмотря на разветвленную систему высшей власти – ЦНПС (центральный народный правительственный совет) сформировал Государственный совет (его главой стал Чжоу Эньлай), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру (вкупе с ЦНПС эти органы и составили Центральное народное правительство), Мао Цзэдун, являвшийся председателем правительства, сконцентрировал в своих руках бОльшую часть власти, т.к. он одновременно был главой ЦНПС, Народно-революционного совета и председателем Всекитайского комитета НПКК. Таким образом, Мао Цзэдун стал уже не только лидером КПК, но и лидером всего китайского народа.

Что касается местной администрации, то она строилась с посредничеством НОА и была до известной степени милитаризована. Крупные административные районы контролировались ВАК (военно-административными комитетами), города – ВКК (военно-контрольными комитетами). Важно то, что данные военные органы обладали всей полнотой власти – в том числе, и в экономической сфере. Это выглядит весьма разумным, учитывая тот факт, что страну было необходимо восстановить после борьбы с японцами и гражданской войны, а в подобных условиях на местах жизненно необходима сильная рука централизованной власти, подкрепленная военной силой. Если принимать в расчет, что последние очаги сопротивления власти КПК были ликвидированы только к середине 1951 г. (Тибет), то данная система функционирования местной власти выглядит единственно возможным вариантом. Также это сыграло свою роль в борьбе с контрреволюционными силами. Проведение репрессий было облегчено данной системой. Были достигнуты впечатляющие результаты – к концу 1951 г. (т.е. немногим более, чем за год – решение о развертывании репрессий было принято 10 октября 1951 г.) только по официальным данным было репрессировано 2 млн. человек [Меликсетов, 2002, с.620].

Важнейшую роль для последующего развития Китая (в основном, социально-экономического) играло аграрное законодательство, как и для любой преимущественно аграрной страны. Оно должно было обеспечить КПК бОльшее количество сторонников в деревне и помочь крестьянам выбраться из кризиса, к которому привела гражданская война.

Закон был принят в конце июня 1950 г., и главными его положениями явились два следующих: отмена помещичьей собственности на землю (точно так же она изымалась и у богатых крестьян) и передача в частную собственность бедным крестьянам, которые больше всего выиграли от данной реформы. При этом после конфискации бывшие помещики и богатые крестьяне также получали часть земельного фонда – он распределялся подушным образом. Также в случае, если земля обрабатывалась богатыми крестьянами без использования наемной рабочей силы, она оставалась в их собственности. Данная политика решала сразу два насущных вопроса. Во-первых, существенно укреплялась социальная база новой власти в деревне среди всех слоев крестьянства. Во-вторых, частичное сохранение хозяйств богатого крестьянства позволяло рассчитывать на дальнейшее успешное развитие сельского хозяйства.

Данная реформа проводилась силами НОА и самой КПК при относительной активности крестьянства. Ее можно признать в основном успешной – к весне 1953 г. землю получили 300 млн. крестьян. Наряду с ними большую выгоду извлекли т.н. ганьбу – активисты аграрной реформы, возглавлявшие ее на местах, и сумевших получить таким образом лучшую землю. Они и создали опору социальной базы КПК в деревне.

Успех реформы доказывают и показатели роста – уже в 1952 г. были достигнуты довоенные показатели. Помимо этого, освобождение крестьянства от уплаты ренты позволило улучшить их материальное положение и создать перспективы превращения их в мелких товаропроизводителей, что в свою очередь привело к расширению внутреннего рынка и общему оздоровлению экономики.

Политика КПК по отношению к рабочим была достаточно противоречивой. Коммунистам было необходимо поставить рабочий класс под свой контроль, что и было сделано на VI съезде профсоюзов в Харбине в августе 1948 г. На нем КПК реанимировало Всекитайскую конфедерацию профсоюзов, причем в съезде участвовали и представители профсоюзов с территорий, подконтрольных Гоминьдану. При этом, КПК ограничивало борьбу профсоюзов за улучшение материальных условий как по идеологическим причинам («чрезмерная внимательность к материальным благам»), так и по экономическим причинам – ресурсов для улучшения этих условий практически не было.

В целом, в других сферах экономики мы видим ситуацию, довольно типичную (за исключением временной стимуляции рыночных отношений) для социалистических и коммунистических государств и авторитарных режимов. После свержения режима Гоминьдана основные средства производства и финансовые рычаги воздействия автоматически перешли в руки КПК. Гоминьдань фактически оказал Мао Цзэдуну и его аппарату большую услугу, начав национализацию экономики с целью спасти свой режим. Это позволило КПК отказаться от лозунга «конфискации» («мошоу») в пользу лозунга «приемки» («цзегуань»). Таким образом, все проблемы с крупной буржуазией, возникающие в ходе подобных процессов, принял на себя Гоминьдань. В руках КПК оказались банки, транспорт, внешняя торговля и крупная промышленность. Однако справиться с экономикой в масштабах такой большой страны было непросто и пришлось обуздывать ее постепенно. Путем ряда мер – ограничения государственных расходов, жесткой экономии и централизованного распределения основных жизненно важных товаров, инфляцию, доставшуюся в наследство от свергнутого режима, удалось победить.

Интересно, что КПК стимулировала развитие частного капитала, несмотря на провозглашение лозунга о «использовании, ограничении и преобразовании частнокапиталистического уклада». Получается, что в условиях молодого социалистического государства, которое все же частично маскировалось под демократическое, были созданы предпосылки для развития рынка. Это привело к соответствующим результатам – уже к концу 1951 г. легкая промышленность была восстановлена в масштабах всей страны (не без правительственных субсидий).

Однако в конце 1951 г. -1952 г. руководство партии начало атаку на частный капитал под лозунгом борьбы против «пяти зол» среди буржуазии и «трех зол» - коррупции, бюрократии, расточительства – в государственном аппарате. Данные репрессии привели к взысканиям долгов частных предприятий государству, которые тут же и были вложены в эти предприятия, превратив их в государственно-частные производства. Надо сказать, что эта затея не оказалась полностью успешной. Подобное вмешательство государства в дела предпринимателей обернулось сокращением производства и товарооборота и общим падением предпринимательской активности. Данные события вызвали разногласия внутри партии и стали неким рубежом, разделившим сторонников рыночного пути к социализму и советской модели функционирования экономики и общества.

Учитывая, что страна пришла в себя после гражданской войны, была восстановлена промышленность, укреплена экономика, решены проблемы деревни, КПК считала нужным выработать дальнейший план развития страны. В 1953 г. на Всекитайском экономическом совещании Мао Цзэдун обрушился на сторонников «новой демократии», возглавляемых Лю Шаоци. На этом совещании впервые озвучивается идея социалистической революции, заменяющей собой «новую демократию». ЦК КПК в лице Мао Цзэдуна выступает решительно и резко, в том числе осуждая само понятие частной собственности и желание «новых демократов» ее охранять.

Нельзя сказать, что подобный резкий поворот не имел под собой серьезной подоплеки. Реформа сельского хозяйства, завершившаяся внешне успешно, на самом деле в долгосрочной перспективе оказалась успешной не полностью. К 1953 г. выявилось, что сельское хозяйство не поставляет количества продукции, достаточного для обеспечения всей страны. Рыночные отношения в деревне, несмотря на все попытки китайского руководства их развить, не расширялись. Деревня была перенаселена, инфраструктура слаборазвита, а производительные силы хоть и росли, но слишком медленно.

Все эти факторы были усугублены участием КНР в корейской войне.

Все это вынуждает ЦК КПК ввести в октябре 1953 г. карточную систему распределения продовольствия и товаров первой необходимости в городах и хлебную монополию. Чуть позже монополия распространилась на торговлю хлопком и растительным маслом. Были введены и обязательные закупки зерна по фиксированным низким ценам, что вело к обеднению крестьянства и создавало опасность голода. При этом до двух третей собираемого таким образом зерна отправлялось назад в деревню, создавая порочный круг.

Таким образом, принятый на Всекитайском экономическом совещании курс на переход к командно-административной экономике взамен рыночной, хоть и сталкивался с определенными трудностями, но, судя по всему, был единственным возможным выходом из ситуации. Был также взят курс на постепенную коллективизацию деревни. Хотелось бы отметить, что в отличие от Советского Союза, где коллективизация проводилась в сжатые сроки и поэтому была довольно болезненным процессом, в Китае (несомненно, на основе советского опыта) сложность данного перехода была учтена и он проходил гораздо мягче и более скромными темпами – с прохождением «полусоциалистической стадии», когда сохранялась собственность крестьян на землю и орудия труда. Что касается темпов, то к 1957 г. планировалось вовлечь в данную систему лишь 20% от общего числа китайских крестьян.

Естественно, на последних этапах гражданской войны, когда была уже очевидна победа коммунистов, и сразу после нее, КПК продемонстрировала существенный рост своей численности. Так, в декабре 1947 г. она насчитывала 2.7 млн членов, в октябре 1948 – более 3 млн., в октябре 1949 г. – 4.5 млн, а в мае 1953 г. – уже 6.1 млн. человек [Меликсетов, 2002, c.612, 630]. При этом рост ее численности был искусственно ограничен сразу после образования КНР, а до 10% было вычищено из рядов в ходе компании против нежелательных элементов.

Что касается внешней политики партии, то здесь по очевидным причинам главным партнером (и первой страной, прервавшей международную изоляцию КНР) стал СССР. Таким образом, Китай отказался от политики «держаться третьей стороны» и пытаться стать еще одним центром силы в международной политике. На тот момент, в силу того, как был силен СССР и того, что Китай только еще вступал в фазу постоянного развития и существенного экономического роста, это решение выглядит единственно верным.

В 1950 г. был заключен «Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи» на 30 лет, по которому СССР передавал Китаю КВЖД и Порт-Артур, предоставлял льготный займ на 300 млн.$ и обязывался оказать помощь в строительстве 50 крупных промышленных объектов. Многие представители китайской молодежи были отправлены на учебу в СССР. В свою очередь, Советский Союз получал мощного союзника в регионе и серьезного внешнеторгового партнера. В целом, помощь СССР в строительстве нового государства была очень существенной.

Во второй половине 1953 г. окончательно формируется курс на социализм – важными вехами становится выступление Ли Вэйханя на заседании политбюро ЦК КПК с докладом об индустриализации. При этом весьма интересен тот факт, что данная политическая линия не была зафиксирована ни в одном из политических документов. Видимо, это было обусловлено двумя причинами: во-первых, Мао Цзэдун не желал ограничивать себя в масштабных преобразованиях жесткими рамками программных документов, во-вторых, таким маневром он всегда сохранял за собой пространство для отступления в случае каких-либо неудач.

В этот период говорить о каких-либо демократических признаках не приходится. Сохраняется основанная на жесткой военной дисциплине партийная система, в которой фактически все решает исключительно политбюро ЦК КПК и лично председатель Мао. Начинается насаждение культа личности Мао Цзэдуна, в частности ему приписывается решающая роль в процессе ликвидации Гоминьдана и проведении революции в целом. Одновременно начинается складывание систем идеологического контроля и политических манипуляций, которые позволят Мао Цзэдуну находиться у власти вплоть до 1976 г.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что КПК удалось в чрезвычайно сложных условиях - внутрипартийные разногласия, гражданская война и противостояние с Гоминьданом, экономические трудности, необходимость ориентировки внешнеполитического курса, сложные социальные противоречия – провести достаточно успешные реформы, создать сильную централизованную власть, восстановить практически в полном объеме экономику и вывести страну на вектор развития, который позволит Китаю со временем стать региональным лидером, одной из крупнейших мировых держав, членом «Ядерного клуба» и постоянным членом Совета Безопасности ООН. При этом, учитывая опыт социалистического строительства СССР, Китаю удалось добиться всех этих успехов относительно «малой кровью». Однако не обошлось и без «побочных эффектов», неизбежных при подобном развитии страны – массовых репрессий (хотя и гораздо менее масштабных и не таких длительных, как в СССР) и создания культа личности.

 

 

Список литературы – ?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.