Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Омский государственный университет

им. Ф. М. Достоевского

Исторический факультет

Кафедра современной отечественной истории и историографии

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

______________ Т.Ю. Стукен

«_____» ______________ 20__г.

.

 

Программа дисциплины

«Историография отечественной истории»

цикл ГОС ВПО – ОПД

 

Специальность (направление) Код специальности (направления) Форма обучения
История 030401.65 очная
История 030401.65 заочная
История 030400.62 бакалавриат

 

 

Омск – 2010

Программа дисциплины

«Историография отечественной истории»

разработана Корзун Валентиной Павловной - д.и.н., профессором кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ

Бычковым Сергеем Павловичем – к.и.н., доц. кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ

Мамонтовой Мариной Александровной – к.и.н., доц. кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

современной отечественной истории и историографии ОмГУ

 

(протокол № 7 от «14» апреля 2010 г.)

 

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям (направлениям):

«История»

и согласована с факультетами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим специальностям (направлениям):

 

Декан исторического факультета_____________________ А.В. Якуб

 

 

Распределение общего объема часов по видам учебной работы

Очная форма обучения

Курс Семестр Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практиче- ские заня- тия   Семинары   Лаборатор- ные заня- тия Другие ви- ды занятий Курсовая работа Реферат Индивиду- альные задания Другие виды СРС
         

Общая трудоемкость дисциплин 160 часов

Форма промежуточного контроля: оценка работы студентов на семинарских занятиях (по трехбалльной системе); тестирование, коллоквиум.

Форма текущего контроля: экзамен.

Заочная форма обучения

Курс Семестр Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практиче- ские заня- тия   Семинары   Лаборатор- ные заня- тия Другие ви- ды занятий Курсовая работа Реферат Индивиду- альные задания Другие виды СРС
               

 

Общая трудоемкость дисциплин 160 часов

Формы промежуточной аттестации: контрольная работа.

Форма текущего контроля: экзамен.

 

 

Бакалавриат

 

Курс Семестр Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практиче- ские заня- тия   Семинары   Лаборатор- ные заня- тия Другие ви- ды занятий Курсовая работа Реферат Индивиду- альные задания Другие виды СРС
         

 

Общая трудоемкость дисциплин 100 часов

Формы промежуточной аттестации: контрольная работа, тестирование.

Форма текущего контроля: экзамен

Цели и задачи дисциплины.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Цель преподавания историографии отечественной истории - познакомить студентов с историей отечественного историознания, сформировать представление о факторах и закономерностях ее развития, обратив внимание на связь изучения истории с потребностями общества, с интеллектуальным контекстом эпохи, а также с имманентными факторами развития самой науки.

Важнейшими задачами дисциплины являются.

- усвоение закономерностей развития исторической науки через изучение творчества ее конкретных служителей;

- обучение принципам историографического анализа, включающим наработки ситуативной историографии;

- формирование бережного отношения к традиции, личности ученого-историка, формирование научной этики.

- овладеть основными методами и методиками историографического анализа и уметь ими пользоваться;

- научиться культуре мышления, уметь выражать свои мысли в письменной и устной форме, владеть профессиональной лексикой (понятия, термины):

- овладеть методикой сбора, хранения и переработки информации применительно к данному курсу.

Поставленные цели и задачи определили структуру построения курса. Блок науковедческих проблем сосредоточен во вводной части курса, где дается определение таких понятий, как "исследовательская парадигма", "имманентные и социальные факторы развития науки", соотношение интернализма и экстернализма, проблема революции и эволюции в науке, "кризис".

В основу периодизации положен критерий изменения "образов"/"моделей" науки, теснейшим образом связанных с изменением методологии истории. В рамках образов рассматриваются социальные, организационные и личностные факторы развития науки. Одна из центральных проблем курса - проблема преемственности и разрыва традиций (коммуникативный сброс).

История отечественной историографии является частью общего курса отечественной истории, которая входит в блок общепрофессиональных дисциплин.

Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов отечественной истории, источниковедения отечественной истории, истории философии. В курсе отечественно истории для освоения материала историографии важными являются разделы, в которых рассматриваются проблемы политической истории России. В источниковедении для нас важным является внимание на изменение техники исследования и базовых представлений об историческом источнике. Курс истории философии даёт возможность опереться на характеристику основных философских доктрин, питавших историознание.

Данная дисциплина проблемно связана с другой дисциплиной – методологией истории. Она демонстрирует богатство и многовариантность исследовательских практик историков, дает материал для осмысления таких важных методологических проблем, как взаимоотношение исторической науки и политики, соотношение имманентных и внешних факторов в развитии науки, влияние корпоративных профессиональных ценностей на получение исторического знания.

3. Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Очная форма обучения

Курс   Семестр Раздел дисциплины, содержание   Всего Аудиторные занятия (часов) Самостоятель- ная работа студента Форома контроля
Лекции Семинар- ские занятия Лаборатор- ные занятия
1.Методолгические вопросы отечественной историографии.   2.Провиденциалистский образ исторической науки   3.Русская историческая наука в первой половине XVIII в.: поиск новой рационалистической модели исторического исследования   4.Историческая наука во второй половине XVIII в.   5.Исторические взгляды Н.М. Карамзина и его место в русской историографии.   6.Историческая наука в первой половине XIX в. Складывание современного образа науки.   7. Историческая наука второй половины XIX в.   8.Историческая наука на рубеже XIX-XX вв. Кризис историзма.   9.Марксизм и историческая наука в России.   10. Становление советской исторической науки, ее основные характеристики   11. Трансформация образа советской исторической науки (1930-первая половина 1980-х гг.)   12. Историческая наука в 1980 - начале 1990 гг.   13. Историческая наука на рубеже XX-XXI веков                                                                                                               экзамен   коллокв.     экзамен     экзамен   Проверка на сем.     экзамен     Проверка на сем.   Проверка на сем.   экзамен   эссе     экзамен   экзамен   экзамен  

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.