Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Монтаж простейших приборов.



Соберите лабораторный штатив. Для этого ввинтите стержень в основание штатива. На стержне с помощью зажима укрепи­те поочередно лапку и кольцо. Научитесь пользоваться лабо­раторным штативом. Для этого потренируйтесь укреплять в нем пробирку, стакан, фарфоровую чашку для выпаривания. Укрепите в лапке штатива пробирку так, чтобы она была в вертикальном положении отверстием вверх. Пробирка должна быть зажата в лапке таким образом, чтобы она не выпадала из лапки и, вместе с тем, чтобы ее можно было передвигать. Крепко зажатая пробирка может лопнуть. Пробирку зажима­ют около отверстия,а не посередине, чтобы можно было на­гревать ее поверхность по всей длине. Эту же пробирку, не вынимая из лапки, укрепите в горизонтальном положении. Для этого нужно ослабить винт, которым укреплена лапка в зажиме, и повернуть лапку вместе с пробиркой на 90°. Укрепите на штативе стакан, а потом фарфоровую чашку. Для укрепления стакана на кольцо штатива кладут специаль­ную огнезащитную прокладку, на нее ставят стакан. Пламе­нем горелки нагревается прокладка, а от нее уже равномерно нагревается все дно стакана.

Фарфоровую чашку помещают на кольцо штатива без огнеза­щитной прокладки и нагревают непосредственно пламенем. Смонтируйте прибор, используемый в лаборатории для получе­ния и собирания кислорода. Для этого закройте пробирку рези­новой пробкой с газоотводной трубкой (согнутой под углом 90°) и укрепите в штативе в горизонтальном положении. Конец га­зоотводной трубки опустите в коническую колбу. В рабочей тет­ради сделайте схематичный рисунок этого прибора. Укажите на рисунке все детали прибора и напишите их названия. Отчет о работе «Монтаж простейших приборов» Прибор для получения и собирания кислорода


Нагревательные приборы.Ознакомьтесь с выданными вам на­гревательными приборами и правилами работы с ними. Вни­мательно изучите выданные вам инструкции. В три пробирки налейте по 2 мл воды. Одну пробирку укрепи­те в лабораторном штативе под углом 45°, другую — в держа­теле для пробирок, третью — в электрическом нагревателе для пробирок.

Подготовьте спиртовку к работе, следуя указаниям изученной инструкции. Соблюдая правила техники безопасности, нагрейте воду в первых двух пробирках до кипения (ко не кипятите!). Потушите спиртовку.

Включите в сеть нагреватель для пробирок. Помните: за вилку и розетку можно браться только сухими руками! Нагрей­те воду до кипения. Придерживая левой рукой розетку, пра­вой рукой выньте вилку нагревателя из сети. Приведите свое рабочее место в порядок, закройте оба ящика. Сдайте отчет о проделанной работе учителю.



1 — основание штатива;

2 — стержень штатива;

3 — ...;

4 — лапка;

5 — ...;

6 — газоотводная трубка;
7

Вместо точек впишите названия лабораторного оборудования.



Приложение № 7

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно
для учителя химии и для учащихся, работающих в кабинете
химии.

2. Во время выполнения лабораторных или практических работ
учащиеся должны быть в халатах, поддерживать порядок на
рабочем месте.

3. Присутствие посторонних лиц в кабинете во время экспери­
мента допускается только с разрешения учителя химии.

4. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практичес­
кой работе без халата, непосредственно к проведению экспери­
мента не допускаются, но присутствуют на уроке.

5. На первом уроке химии учитель проводит вводный инструк­
таж для учащихся, чтобы ознакомить их с правилами поведе­
ния в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены
труда, пожарной безопасности, предостеречь от опасностей, с
которыми можно встретиться в процессе работы при наблюде­
нии соответствующих мер предосторожности.

6. Перед проведением каждой лабораторной и практической ра­
боты учитель проводит инструктаж на рабочем месте с целью
ознакомления учащихся с организацией рабочего места, с бе­
зопасными методами работы.

7. Внеплановый инструктаж по технике безопасности для уча­
щихся учитель или заведующий кабинетом проводит в случае
грубого нарушения правил техники безопасности.

8. После проведения инструктажа по технике безопасности учи­
тель обязан сделать соответствующую запись в классном жур­
нале и поставить свою подпись. Учащиеся делают соответ­
ствующую запись о прослушанном инструктаже по ТБ в своих
тетрадях и также ставят подпись.

9. Прежде, чем приступить к выполнению работы, учащиеся обя­
заны изучить по учебнику или инструктивной карточке поря­
док ее проведения. Следует соблюдать все указания учителя
по безопасному обращению с реактивами, растворами, метода­
ми нагревания, заполнения сосудов и т. д.

10. В кабинете химии должен быть «Уголок техники безопаснос­
ти», где необходимо разместить конкретные инструкции по
методам безопасной работы и правилам поведения в кабинете
химии.


 

11. Учащимся запрещается проводить самостоятельно опыты, не
предусмотренные данной работой.

12. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в
него любые вещества без разрешения учителя.

13. Запрещается прием пищи и напитков в химическом кабинете.

14. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать
учителю.

15. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и
органические жидкости.

16. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, элек­
тросети v т. д. учащиеся обязаны сообщать учителю. Устра­
нять неисправности самостоятельно учащимся запрещается.

 

17.Уборка рабочих мест по окончании работы производится в
соответствии с указаниями учителя.

18. По окончании лабораторных и практических работ учащиеся
обязаны вымыть руки с мылом.

19. При возникновении в кабинете во время занятий опасных си­
туаций (пожар, появление сильных посторонних запахов), не
допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

20. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка пер­
вой медицинской помощи в соответствии с перечнем медика­
ментов, разработанным для школьных кабинетов химии.

21. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при
плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить
учителю.

22. В случае получения травм на уроке химии учителю надлежит
оказать доврачебную помощь пострадавшему.

Приложение № 2 УСТРОЙСТВО СПИРТОВКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НЕЙ

Приемы работы со спиртовкой:

A. Откройте колпачок.

Б. Расправьте фитиль. Проверьте, чтобы диск плотно приле­гал к горлышку спиртовки.

B. Зажгите спиртовку спичкой.
Категорически запрещается:

— зажигать спиртовку от другой спиртовки;

— переносить горящую спиртовку на другое рабочее место.



1 — трубка с диском;

2 — резервуар;

3 — фитиль;

4 — спирт;

5 — колпачок.


6.

7.


Нагревание производите в самой горячей (верхней) части пла­мени.

Жидкость в стакане или колбе нагревайте через огнестойкую прокладку, прокладку располагайте на кольце штатива. Твердые вещества нагревайте только в сухой посуде.В течение всего процесса нагревания, выпаривания запреща­ется наклоняться над сосудами, заглядывать в них!


 



Г.Как только закончите работу, связанную с нагреванием, потушите спиртовку.

Экономьте горючее! Тушите спиртовку только колпачком. Категорически запрещается:

— дуть на горящую спиртовку;

— оставлять без присмотра горящую спиртовку.

Приложение № 3

ПРИЕМЫ БЕЗОПАСНОГО НАГРЕВАНИЯ В ОТКРЫТОМ ПЛАМЕНИ

Закрепите лапку штатива или зажима в 1,5—2 см от отвер­стия пробирки. Пробирка должна проворачиваться при незна­чительном усилии работающе­го. Помните: стекло при на­гревании расширяется, воз­можно повреждение пробирки! Сначала прогрейте всю пробир­ку (пробирку держите наклон­но) и только потом — ту ее часть, где находится исследуе­мое вещество. Отверстие пробир­ки должно быть направлено в сторону от работающего. Без специального указания учи­теля не доводите исследуемое веещство до кипения, тем бо­лее не кипятите!


Приложение №4

ПРИЕМЫ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ НАГРЕВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПРОБИРОК НПУ-2

Составные части нагревателя:

1 — выступ для закреп-

ления нагревателя в лабораторном шта­тиве.

2 — листовой зажим для

пробирок.

3 — защитный экран.

4 — нагревательный эле-

мент.

Работа:

Установите нагреватель на горизонтальной поверхности или зажмите в штативе в нужном положении.

Вставьте пробирку с исследуемым веществом в нагреватель до касания с нагревательным элементом.

Включите нагреватель в сеть и через защитный экран наблю­дайте процессы, происходящие в пробирке. Внимание!

Нагреватель включайте в специальные розетки с напряжени­ем 42 В. За вилку и розетку можно браться только сухими руками.


Приложение № 5

ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ



Ложка фарфоровая. Служит для взятия твердых веществ.


Мензурка. Мерная посуда для из­мерения объема жидкостей.


 


Цилиндр. Используется для изме­рения объема жидкостей.


Зажим для пробирок. Служит для закрепления пробирок при нагре­вании.


 


Коническая колба. Служит для хранения веществ и проведения химических операций.


Колба круглодонная. Служит для проведения химических операций при нагревании.


Пробирка химическая. Применя­ется для проведения опытов и мон­тажа пробирок.


Пробирка мерная. Используется для измерения объема жидкостей.


 






 


 


Плоскодонная колба. Служит для хранения веществ и проведения химических операций.


Колба Вюрца. Предназначена для перегонки жидкостей.


Стеклянная палочка с резиновым наконечником. Применяется для размешивания жидкостей.


Стакан с носиком. Служит для хранения химических веществ и химических операций.


Лабораторный штатив. Служит для закрепления приборов при вы­полнении химических опытов.

Фарфоровая чашка. Служит для выпаривания жидкостей.


 

Штатив для пробирок. Предназна­чен для размещения в нем проби­рок.

Тигель фарфоровый. Предназначен для нагревания и прокаливания твердых веществ при высокой тем­пературе.


Приложение № 6

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ

В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Если вы откупорили что-либо — закупорьте;

Если в руках у вас жидкое — не разлейте, порошкообразное —

не рассыпьте, газообразное — не выпустите наружу;

Если включили — выключите;

Если открыли — закройте;

Если разобрали — соберите;

Если вы не можете собрать — позовите на помощь умельца;

Если вы не разбирали — не вздумайте собирать;

Если вы одолжили что-либо — обязательно верните;

Если вы пользуетесь чем-либо — держите в чистоте и порядке;

- Если вы привели что-либо в беспорядок — восстановите ста­
тус-кво;

- Если вы сдвинули что-либо — верните на место;

- Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим
другому, попросите разрешения;

- Если вы не знаете, как это действует, не трогайте;

- Если вас это не касается — не вмешивайтесь;

- Если вы не знаете, как это делается, сразу спросите;

- Если вы не можете что-либо понять — почешите в затылке;

- Если все же не поймете, то и не пытайтесь;

- Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не
загорелось;

 

- Если у вас что-либо взорвалось, проверьте: остались ли вы
живы;

- Если вы не усвоили этих правил не входите в лаборато­
рию.


 


Треугольник фарфоровый. Исполь­зуется для фиксации в нем тиг­ля.


Воронка конусообразная. Служит для наливания и фильтрования жидкостей.


 



11


ЛИТЕРАТУРА

просвещения

1. Бюллетень СССР, № К 2.

3.

Коноеалов В. Н. Техника безопасности при работах по химии М., Просвещение, 1980.

6.

Назарова Т.С., Грабецкий А. А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М., Просвещение, 1987

Г z: xpnaz: 1е9з7°9пасной работы в химических

. м., Про-

Смолина Т.А., Васильева Н.В., Куплетская Н.Б. Практи ческие работы по органической химии. М., Просвещение, 1986.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................... 3

Общие правила техники безопасности при работе в химической

лаборатории.......................................................................................................... 4

Обязанности учителя химии (заведующего химическим кабинетом) 5

Обязанности лаборанта химического кабинета......................................... 6

Характеристика работ, выполняемых в химическом кабинете.............. 7

Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии .................. 9

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных

опытов по химии.................................................................................................. 14

Инструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете

химии ...................................................................................................................... 19

Виды инструктажа по технике безопасности ............................................. 23

Инструкция по электробезопасности в химической лаборатории........ 24

Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой

и ампулами.................................................................................................................. 26

Инструкция по проведению демонтажа приборов, в которых использовались или образовывались вещества I, II и Ш-го классов

опасности ................................................................................................................... 29

Инструкция по уничтожению отработанных ЛВЖ, обезвреживанию водных растворов и по уборке разлитых ЛВЖ и органических

реактивов ..................................................................................................................... 31

Общие правила безопасности при демонстрационных опытах.................. 32

Основные правила для снижения загрязнения воздуха

при демонстрационных опытах............................................................................ 33

План пожаротушения в кабинете химии............................................................. 35

Методика тушения некоторых видов пожаров................................................ 36

Действие на организм вредных газов, признаки поражения и меры

первой помощи при отравлении ими.............................................................. 37

Группы хранения реактивов ................................................................................. 39

Опись реактивов 7 группы хранения (вещества повышенной

физиологической активности) .............................................................................. 40

Перечень средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета

(лаборатории) химии.......................................................................................... 42

Оказание медицинской помощи....................................................................... 42

Инструкция о мерах первой помощи.............................................................. 44

Техника безопасности при работе со спиртовками и сухим

горючим ...................................................................................................................... 45

Техника безопасности при работе с кислотами......................................... 46

Техника безопасности при работе со щелочами ....................................... 48

Техника безопасности при работе с соединениями бария........................... 49

Техника безопасности при работе с нитратами .............................................. 50

Техника безопасности при работе с соединениями меди.............................. 51


Техника безопасности при Техника безопасности при работе с соединениями марганца 51

Техника безопасности при работе с соединениями хрома ..................... 52

Техника безопасности при работе с соединениями свинца........................... 53

Техника безопасности при работе с красной и желтой кровяными

солями, роданидами, сульфидами, фторидами ................................................ 54

Техника безопасности при работе с галогенами ....................................... 54

Техника безопасности при работе с щелочными металлами....................... 55

Техника безопасности при работе с металлической пылью................... 56

Техника безопасности при работе с анилином и нитробензолом .............. 57

Техника безопасности при работе с жидкими углеводородами............. 57

Техника безопасности при работе со спиртами............................................... 58

Техника безопасности при работе с эфирами и ацетоном............................ 59

Техника безопасности при работе с хлорзамещенными алканами_____ 60

Техника безопасности при работе с фенолом .................................................. 61

Техника безопасности при работе с формальдегидом .................................. 62

Техника безопасности при работе с муравьиной и уксусной

кислотами, уксусным ангидридом........................................................................ 62

Техника безопасности при работе с хлоридами.............................................. 63

Материал к стенду «Уголок техники безопасности»...................................... 65

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете . 66
Инструкция по охране труда и технике безопасности при работе в

кабинете химии........................................................................................................... 70

Устройство спиртовки и приемы работы с ней........................................... 71

Приемы безопасного нагревания в открытом пламени................................... 72

Приемы безопасной работы с электрическим негревателем для

пробирок НПУ-2 .................................................................................................. 73

Лабораторное оборудование ................................................................................ 74

Правила выживания в химической лаборатории....................................... 77

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................ 78




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.