Топливо – органическое соединение, встречающееся в природе в достаточном для его использования количестве, доступное для добычи и его переработки и выделяющее при его сжигании достаточное количество тепла, используемого в теплоэнергетических установках. По органическому составу и агрегатному состоянию топливо подразделяется на твердое, жидкое и газообразное. Эти топлива могут быть естественными и искусственными.
Все виды топлива можно сгруппировать в следующую таблицу:
В зависимости от расположения месторождения добычи топлива от источника потребления топлива разделяют местное (месторождение вблизи источника потребления) и дальнепривозное . ^
Основные характеристики топлива.
Основной характеристикой топлива является его химический состав, который выражается в процентах от общей массы или объема топлива. Для газообразного топлива его состав устанавливается в виде предельных и непредельных углеводородов и химических элементов в составе топлива.
Эти элементы по-разному участвуют в процессе горения, выделяя различное количество тепла при его сжигании. Основными элементами твердого и жидкого топлива является углерод C , водород H , сера S , кислород O , азот N , минеральные примеси А, влага W.
C , H и S составляют горючую массу топлива .
О и N составляют внутренний балласт топлива (чем их больше, тем сильнее ее слабые качества).
А и W - внешний балласт топлива .
C + H + S+ O + N + A + W = 100 %
В зависимости от содержания балластных элементов в топливе и общей массы топлива, элементарный состав в справочниках и таблицах приводиться в 4-х видах:
-состав на рабочую массу, когда присутствуют все элементы:
-на сухую массу:
-топливо на горючую массу:
Все расчеты, производимые в процессе горения топлива, необходимо выполнять с элементарным составом топлива, заданным на рабочую массу. Поэтому для перерасчета различных масс топлива на рабочую массу, необходимо пользоваться следующими расчетными уравнениями, которые приведены в следующей таблице:
П РИМЕР: В справочнике дано:
В справочных таблицах может быть обозначено – сера летучая :
,
где - сера органическая, участвует в процессе горения;
( ) - колчеданная, не горит (выпадает в золу). Влажность топлива – количество воды (влаги), присутствующее в топливе и отведенное к массе топлива. Она зависит от связи с органическим материалом топлива и подразделяется на внешнюю влагу (поверхностная влага и капиллярная) и внутреннюю, входящую в коллоидные частицы топлива и гидратные соединения: (CaSO4∙2H2O, MgSO2∙2H2O).
Внутренняя влага не удаляется из топлива при внешнем подогреве, а лишь при прокаливании (при 102ºС и выше).
Внешняя влага удаляется при температурах выше ее низких.
Различные виды топлива имеют различное значение влажности. Для сравнения различных видов по влажности приводиться в справочниках понятие приведенной влажности ,приходящейся на 1000 кДж теплоты (низшей) сгорания топлива:
,
где - низшая теплота сгорания топлива. Зольность топлива – характеристика, которая устанавливает соединение минеральных примесей в топливе, которое не участвует в процессе горения.
Основной характеристикой золы, выделившейся в процессе горения, является ее тугоплавкость, т.е. температура, при которой начинается процесс расплавления твердой золы в текучее состояние. Температура тугоплавкости золы зависит от месторождения добычи и определяется опытным путем . Для сравнения различных топлив по зольности устанавливается величина относительной (приведенной) зольности , т.е. зольность приходящаяся на 1000 кДж низшей теплоты сгорания:
^ Содержание летучих газообразных продуктов сгорания топлива.
Летучие вещества есть газообразные продукты, выделяемые из твердого и жидкого топлива при температуре в диапазоне 870-1070 К без доступа кислорода - окислителя. После выделения летучих из топлива остается кокс , содержащий углерод и твердую минеральную часть топлива . В состав летучих веществ входят:
^ Низшая и высшая теплота сгорания топлива.
Высшая – общее количество тепла, выделяемое при сгорании 1 кг топлива с учетом превращения водяных паров выделяемых продуктов сгорания в жидкость. Эта теплота учитывает тепло , затрачиваемое на процесс парообразования .
Низшая – определяется путем вычитания из высшей теплоты сгорания теплоты, пошедшей на процесс парообразования.
Опытным путем теплоту сгорания топлива определяют в лабораторных условиях в так называемых каллориметрических бомбах. Теоретически ее рассчитывают с помощью уравнения Д. И. Менделеева согласно элементарного состава топлива на рабочую массу с учетом теплоты сгорания отдельных элементов:
, [Дж/кг]
Cp, Нр и др. – в %
Различные виды топлива имеют различную теплоту сгорания. Для сравнения тепловой ценности различных топлив используют понятие теплоты сгорания условного топлива , для которого принимается теплота сгорания 29350 кДж /кг .
Для пересчета любого натурального топлива на условное используется следующий коэффициент пересчета: