Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антимонопольная политика в США.



Цель антимонопольной политики в США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию.

Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).

К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:

· Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики

монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет; штрафа до 1 млн. долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирование компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке.

· Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной

ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний.

· Акт Робинсона-Пэтмана, который предполагает запрет ценовой дискриминации

и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.

Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм:

1. незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие;

2. незаконные на основании правила разумности (духа закона).

Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.

К первому виду относятся следующие виды взаимодействий фирм:

· горизонтальное фиксирование цен;

· горизонтальный сговор о доле рынка;

· групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);

· договоренность о взаимных продажах и закупках;

· связанные продажи;

· неправильная информация о товаре.

· Ко второму виду можно отнести такие действия, как:

· регулирование цен в рамках вертикальных контрактов;

· отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;

· исключительное право покупки или продажи;

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.

Горизонтальные слияния и поглощения запрещаются при следующих соотношениях долей двух фирм на рынке (табл. 8.1).

Таблица 8.1 Запрет слияний и поглощений в США

Поглощающая фирма, % Поглощаемая фирма, %
Высококонцентрированные отрасли (СR4>75%)
4 и более
2 и более
1 и более
Низкоконцентрированные отрасли (СR4<75%)
5 и более
4 и более
3 и более
2 и более
1 и более

Антиконкурентным считается при индексе Херфиндаля-Хиршмана (НН1) от 1000 до 1800 каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов; при индексе для отрасли более 1800 - сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется.

Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема возникает в связи с наличием у фирм стимулов к искажению информации в тех случаях, когда трудно проверить качество товара; фирмы выпускают экспериментальные товары; происходят одноразовые продажи изделия или совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера. Во всех подобных ситуациях органы регулирования - государственные (федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры поведения фирмы - объекты регулирования:

· на стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых продуктов и лекарств);

· на стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);

· на гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для товаров длительного пользования);

· на стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.