учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому
и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации, канд. мед. наук
О. Н. Иващенко
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф :
Б40 Учеб. для студ. сред. проф. учеб, заведений / [С. Б. Варющенко, В. С. Гостев, Н. М. Киршин и др.] ; под ред. Н. М. Киршина. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320с.
ISBN 978-5-7695-5466-7
Представлены сведения о чрезвычайных ситуациях природного и тех-ногенного характера, дана классификация катастроф. Рассмотрены основы безопасности людей в чрезвычайных ситуациях, способы оценки обстановки при авариях, мероприятия по защите населения и территорий, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Изложены основные задачи и организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф. Рассмотрены меры неотложной помощи при радиационном и химическом поражении, отравлении ядовитыми веществами. Описаны особо опасные инфекции, механизмы развития эпидемического процесса и мероприятия по ликвидации очагов биологического поражения. Приведена характеристика террористических угроз и опасностей.
Для студентов средних медицинских учебных заведений.
УДК 61(075.32) ББК51.1(2)2я723
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
История развития человечества отражает не только поиск и построение более безопасного и комфортного мира, но и обретение на этом пути новых угроз и опасностей.
Двадцатый век был ознаменован стремительным развитием техносферы, ростом активности природных процессов, возникновением глобальных экологических угроз, мощными негативными социальными потрясениями, что повлекло беспрецедентный рост процессов обмена продукцией, энергией, информацией в системах человек — биосфера — техносфера, человек — социальная среда.
Прямым следствием роста интенсивности и масштабов воздействия на человека, социальную, природную, техногенную среду биологических, физических, химических и информационных факторов является наблюдаемый стабильный рост ущербов от всей совокупности чрезвычайных ситуаций даже в высокоразвитых странах.
Мир приобрел новые системные свойства, которые выражены сегодня в интеграции и глобализации угроз и опасностей, существенно большей «человекозависимости».
На рубеже XXI в. изменились спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству, обозначились новые подходы к оценке рисков в основных сферах жизнедеятельности человека. Наметился существенный прогресс в теории и практике обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального, экологического, террористического характера.
Указанные обстоятельства обусловили глубокие изменения в подходах к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также в самом содержании дисциплины.
Только человек просвещенный, обладающий знаниями об опасностях современного мира, представляющий себе их сложную природу и глубокие взаимосвязи, новые закономерности и неразрывное единство элементов системы человек — биосфера — техносфера, способен во всех областях своей деятельности целенаправленно стремиться к обеспечению безопасности собственной, общества и следующих поколений.
Именно такое, обновленное мировоззрение, основанное на уважении к праву, знаниях, научных выводах и обобщениях, соединенное с нравственными созидательными принципами и общечеловеческими ценностями, позволит обеспечить достаточные условия и гарантии существования безопасного и устойчивого развития мира.
Государственные образовательные стандарты предполагают, что специалист в любой области вместе с пониманием серьезности потенциальных угроз современного мира должен владеть тем набором знаний, навыков и умений, который позволяет ему предвидеть, оценивать и идентифицировать опасности, безопасно взаимодействовать со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), а в случае возникновения реальной угрозы — минимизировать возможный ущерб.
Хорошо известно, что источником огромного числа чрезвычайных ситуаций, повлекших за собой массовые жертвы, страдания и трагедии сотен и тысяч людей, причинение тяжкого вреда здоровью, масштабные материальные ущербы явились не техника или стихия, а человек. Значительная часть опасностей, рисков современного мира и «пусковой механизм» их реализации находится в нас самих. Не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций по вине человека или резко снизить их число вполне по силам обществу. На решение этой задачи направлены усилия медиков, юристов, социологов, психологов и специалистов в разных сферах безопасности. Вместе с тем везде и всегда первым и порой самым надежным барьером для любой опасности, связанной с многогранной деятельностью человека, являлись, с одной стороны, опыт и практические навыки, а с другой, — нормы права, требования закона.
Донести эти знания и привить необходимые навыки по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, прогнозу и предупреждению чрезвычайных ситуаций, принятию правильных решений в экстремальных ситуациях, применению норм права и проведению анализа организационных и экономико-правовых аспектов обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности, по применению различных средств и способов защиты и призвана дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая была введена в Российской Федерации для всех специальностей высшего и среднего профессионального образования с 1990 г.
Правовой основой изучения дисциплины служат законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ; «О безопасности» от 25.12.1992 № 4235-1; «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ и другие законы, регулирующие вопросы обеспечения техногенной, биолого-социальной, экологической, информационной, общественной, экономической, военной безопасности, безопасности от природных чрезвычайных ситуаций; постановления Правительства РФ: «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.1995 № 1113; «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.09.2003 № 547; «Об утверждении Положения об орга-
низации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000 № 841; «О гражданских организациях гражданской обороны» от 10.06.1999 № 620; указы Президента РФ: «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440; «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 № 24; «Вопросы МЧС РФ» от 21.09.2002 № 1011 и ряд других важных нормативных документов.
«Безопасность жизнедеятельности» — обязательная обще профессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, природной, городской) и вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Изучение дисциплины позволяет сформировать у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями обеспечения безопасности и защищенности человека, окружающей среды, материальных и культурных ценностей. Реализация этих требований обеспечивает сохранение здоровья и трудоспособности человека, способность окружающей среды поддерживать жизнь настоящих и будущих поколений, снижение уровня экономических и материальных ущербов.
Безопасность жизнедеятельности наряду с прикладной организационно-технической и управленческой направленностью прямо ориентирована на расширение спектра общегуманитарных знаний, в том числе правовой составляющей, при подготовке специалистов всех профилей и базируется на знаниях, полученных при изучении блока социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.
Аварии, промышленные катастрофы и стихийные бедствия могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К основным из них относятся:
большое число пострадавших с поражениями разных видов и степеней, появляющимися за очень короткое время;
сложная санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая обстановка, вызванная выходом из строя систем энерго-, водоснабжения, канализации, скоплением больших масс людей;
дезорганизация управления здравоохранением в зоне чрезвычайной ситуации, материальные и людские потери, не позволяющие наладить требуемое медицинское обеспечение в этой зоне.
В этих условиях возникает острая необходимость проведения в короткое время широкомасштабных мероприятий по медицинскому обеспечению населения. С этой целью в системе здравоохранения России создано специальное научно-практическое направление — медицина катастроф. Организационно это новое направление оформлено в виде Всероссийской службы медицины катастроф с ее региональными и территориальными подразделениями.
Часть первая БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел I
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА