Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы декомпозиции и задания



Особенностью декомпозиции дерева целей является принцип следования структуре показателей, отображающих содержание той или иной цели. Известно, что расчет одного и того же показателя может выполняться по-разному, что является причиной неоднозначности в декомпозиционном дереве целей. Поэтому более точным является не “дерево целей”, а “пространство целей”.

Помимо задания числовых характеристик уровня мероприятий необходимо задавать количественные характеристики показателей на всех уровнях дерева целей. Задание приростов показателей является достаточно сложной задачей, т.к. требуемый результат может быть получен различными соотношениями составляющих эти показатели.

Отличительной чертой технологии построения систем принятия решений является наличие средств поддержки исполнения решений. Знание ЛПР целей и ресурсов, имеющихся для их достижения, позволяет ему в случае появившихся затруднений обратиться к системе поддержки исполнения решений (СПИР), которая должна научить ЛПР действиям (операциям, процедурам), реализация которых позволит достичь поставленной цели. Наличие СПИР позволяет по-новому посмотреть проблемы создания ЭСС и на технологию принятия решений. Технология, ориентированная на создание СПИР, называется РОЦ-технологией (ресурс-обучение-цель).

Чтобы понять, что должна делать СПИР, следует представить ситуацию, которая возникает в процессе ее проектирования, и тот недостаток необходимых знаний и практического опыта, с которым сталкивается проектировщик в процессе своей деятельности.

Представив задачу мысленно, затем следует выбрать стратегию решения и опреде­лить необходимые ресурсы. Наиболее часто на этом этапе работы возникают следующие вопросы:

• Что я должен делать?

• Как мне сделать это?

• Правильно ли я это делаю?

Чтобы ответить на эти вопросы, часто возникает необходи­мость в консультациях типа: показать, как делается, дать совет и т.д. В процессе обучения исполнители-новички нередко пере­ключаются с одного вопроса или запроса на другой или повто­ряют запросы, так как они пытаются управлять своим понима­нием ситуации, заданий и тем, что должно быть выполнено. Контроль переменных величин, процессов, процедур, появления информации требует глубокого понимания концепций, правил принципов и взаимосвязей. Последовательность, глубина и знание информации будут различаться для каждого конкрет­ного человека.

Когда один из методов решения не работает, малоопытный исполнитель пытается избрать другой или конкретизирует за­прос. Специалист может выбрать различные стратегии помощи. Кроме того, он может корректировать работу ученика, одобряя выбранную им стратегию или предлагая другую, более выгодную для достижения поставленной цели. Табл. 2.1 содержит вопросы, возникающие при выполнении новых или сложных заданий, а также ответы на них.

Таблица не ограничивается перечисленным, но позволяет создать базу для творческого мышления при планировании СПИР. Следует помнить, что количество вопросов ограничено, и вся связанная с ними информация может быть точно опреде­лена. Каждый обучаемый может использовать те связи вопросов-ответов, которые ему более понятны, реализуя тем самым инди­видуальное обучение. Индивидуальные занятия с обучаемым являются наиболее перспективной методикой обучения.

Таблица 2.1

Вопросы, возникающие в процессе принятия решений

Вопросы Ответы
или потребности Система поддержки исполнения решений (СПИР)
Зачем делать это? Объяснения, пример, следствия
Что это? Определение, иллюстрации, описания
Что относится к этому? Доступные связи
Как я это делаю? Процедура, интерактивные справочники, готовые методы (блок-схемы, алгоритмы, консультации)
Как и почему это случилось? Объяснение, пример или демонстрация
Покажи мне пример... Примеры
Научи меня... , Интерактивное обучение, практическая деятельность с обратной связью
Помоги мне... Интерактивные консультации
Посоветуй мне... Готовые методы, блок-схемы, алгоритмы,
  консультации
Дай мне попробовать... Практическая работа
Понаблюдай за мной Системы слежения
Оцени меня Оценки или тесты
Пойми меня Обратная связь с отчетом, суждением, интерпретацией; системы слежения,
  отслеживающие действия пользователя или связь
Как это работает? Объяснения
Почему это работает так? Примеры
Сравни это и это для меня Сравнительные объяснения и описания
Прогнозируй для меня Описания и демонстрация последствий
Где я? Системы управления, слежения, виды связи (Вы здесь)
Что дальше? Направления, подсказки, тренировки, список опций или путей

 

В основе РОЦ-технологии лежат понятия не только обуче­ния, но и ресурса и цели. Ресурсно-целевой подход к построе­нию систем не нов, однако эффективных, простых и легко вне­дряемых в практику методов их разработки крайне мало. Кроме того, существующие системы принятия решений не содержат средства исполнения, т.е. средств воплощения этих решений в жизнь. РОЦ-технология разработана специально для решения этих проблем. Ее процедуры ориентируются на представ­ление целей лица, принимающего решение, в виде либо дерева решений, либо таблицы решений. Отсюда все процедуры можно разделить на три уровня.

1. Верхний уровень, базирующийся на дереве целей, обеспе­чивает предварительное определение варианта принятия решения.

2. Средний уровень ориентируется либо на дерево решений, либо на таблицу решений, либо на то и другое одновременно. Задача данного уровня состоит в определении окончательного решения.

3. Нижний уровень предназначен для обеспечения исполне­ния принятого решения: интеллектуальная информационная поддержка.

Взаимосвязь процедур РОЦ-технологии представлена на рис. 2.8.

 

 

 

 

Рис. 2.8. Взаимосвязь уровней процедур РОЦ-технологии

 

Принятие решения в любой сфере человеческой деятельности базируется на системе ценно­стей лица, принимающего решения. Ценности можно условно разбить на две группы: собственные и «нормативные», т.е. общественно признанные. И те и другие могут осознаваться на уров­не строго определенных понятий или общих представлений. Как показывают исследования, именно собственные ценности слу­жат действенным основанием для принятия решения [3]. И такими ценностями не обязательно могут быть корыстолюбие, личная выгода и прочее. У каждого человека свое отношение к общепризнанным ценностям. Одни он приемлет, другие нет. Конфликтность обеих групп ценностей очевидна. Однако ЛПР в идеале должно руководствоваться ценностями, признаваемыми в обществе: общественно полезные поступки, верность долгу, добропорядочность, созидательность, честность и т.д. Так или иначе, ему придется определиться в двух принципиальных направлениях:

• в главной цели, которая может быть гуманистической, ко­рыстной, узковедомственной, общественно значимой, вредной и т.д.;

• в средствах достижения цели, которые также могут быть законные, нравственные, безнравственные, экологически приемлемые, и т.д.

Выбор цели является исходной точкой в процессе принятия реше­ния. Ее знание позволяет приступить к процедурам подготовки информации и поиска альтернатив. Для этого следует выпол­нить следующие этапы.

1. Формулировка главной цели управления, а также подце­лей, достижение которых обеспечит реализацию ценностей ЛПР.

2. Определение ресурсов и резервов, имеющихся в распоря­жении ЛПР, а также ограничений, на­кладываемых внешними условиями на их использование.

3. Формулировка альтернативных вариантов достижения главной цели и расчет возможных последствий для каждого из вариантов (заполнить матрицу решений).

4. Выбор одного из решений в соответствии с критерием оценки ценностей ЛПР.

Наиболее популярными инструментами, позволяющими принимать решение, являются матрица (таблица) решений и дерево решений [4, 5]. Рассмотрим их с точки зрения РОЦ-технологии.

Матрица решений. В матрице решений по строкам перечис­ляются варианты решений, а по столбцам - условия, при кото­рых возможны те или иные варианты. На пересечении строки и, столбца указываются последствия принятия некоторого варианта при определенном условии.

Составление матрицы решений возможно различными спо­собами, которые можно отнести к разряду творческих. Напри­мер, выявление условий, при которых возникают различные ва­рианты решений, является достаточно сложной работой. Кроме того, создание функции, способной предусмотреть последствия принятия

 

каждого из вариантов решений, относится к нетриви­альной проблеме.

Для того, чтобы можно было этот процесс максимально упростить, т.е. приравнять его к разряду инженерных и изобра­зить, если не полностью формальными, то хотя бы полуфор­мальными средствами, используется специально соз­данная для этого технология. С ее помощью можно, трансфор­мируя цель в средства (ресурсы), достаточно просто получить варианты решения задачи и рассчитать последствия в случае принятия того или иного решения.

Используемая для этого ресурсно-целевая, иерархическая расчетная инженерия, или РОЦ-технология, позволяет получить матрицу решений практически без участия человека.

Первый этап. Предусматривает формулирование главной цели управления с последующей ее декомпозицией в дерево целей. Правила декомпозиции, т.е. трансформации главной цели в де­рево целей, рассмотрены выше. Однако следует помнить, что вариантов декомпозиции всегда несколько. Например, если в качестве цели выбрано повышение рентабельности предприятия, то путей ее достижения несколько, а именно: с помощью повы­шения объема прибыли, снижения стоимости основных фондов, снижения стоимости оборотных средств и т.д. Как правило, ис­пользуются комбинации различных путей, что усложняет расче­ты и увеличивает сложность процесса принятия решений.

Декомпозиция цели в дерево целей базируется на субъектив­ной оценке важности той или иной подцели. Отсюда дерево снабжено этокоэффициентами относительной важности (КОВ) той или иной подцели. КОВ инструмент, указывающий на наиболее предпочтительный путь достижения целей. При указа­нии КОВ лицо, принимающее решение, должно руководство­ваться следующим правилом: сумма КОВ на одном уровне дере­ва, касающихся одного узла, должна равняться единице. На рис. 2.9 это правило представлено сле­дующим образом:

 

α + β= 1, γ +σ +q =1; ϴ + η =1

 

Каждый из узлов дерева снабжен знаком «+» или «-», указывающим на увеличение или уменьшение соответствующего по­казателя в процессе достижения главной цели.

 

 

d еӨ Fконст GӨ HӨ

 

Рис. 2.9. Дерево целей с указанными КОВ и направлениями достижения

целей

На рис. 2.9 изображено следующее: необходимо повысить прибыль от реализации товарной продукции, услуг, работ (показатель А) за счет повышения выручки от реализации (показатель В) и снижения полной себестоимости реализован­ной продукции (показатель C). Причем, достижение цели долж­но быть обеспечено в объеме А за счет увеличения показате­ля В и в объеме А за счет уменьшения показателя С.

Аналогично читается оставшаяся часть дерева целей, где ис­пользованы следующие показатели: D количество товара, Е цена единицы товара, F остаток от выручки товаров, G пря­мые производственные затраты, Н накладные переменные затраты.

Значения некоторых узлов могут и не изменяться. В этом случае вместо знаков плюс или минус указывается метка «константа».

На втором этапе следует определить ресурсы, которыми об­ладает предприятие для достижения целей и ограничения, выте­кающие из внешних условий его функционирования. Ресурсы предприятия ограничены, однако всегда существуют пути достижения цели путем маневрирования резервами. Указываться могут следующие ресурсы: материальные, финансовые, трудо­вые, энергетические и прочие.

Кроме ресурсов следует также установить ограничения, вытекающие из внешней среды. К таким ограничениям относятся: процентные ставки за кредит, рыночные цены на товар, налоги, пошлины, объемы производимых товаров и т.д. Довольно часто во внимание принимается ограничение во времени. Ресурсы и ограничения используются для расчетов приростов тех показателей, которые находятся на самом нижнем уровне дерева целей (терминальные вершины). На этом уровне указываются конкретные действия, которые следует предпринять для того, чтобы добиться главной цели (рис. 2.9). Например, произвести товар А в количестве 100 шт. и продать его по цене 5 ед., для чего следует взять кредит по ставке, не превышающей 10 ед. и т. д. Отсюда видно, что термин «ресурс» используется расширительно, так как под ним понимаются не только матери­альные, финансовые или другие показатели, но показатели, ха­рактеризующие производство, цены, дивиденды, процентные ставки. Например, диапазон цен, в пределах которых можно продавать продукт, будет рассматриваться в качестве ресурса, или же максимальная производственная мощность производства также в данном случае называется ресурсом.

Третий этап предназначен для формирования альтернатив­ных вариантов решений и расчета последствий для каждого из вариантов.

Варианты и условия их выполнения представляют с помо­щью матрицы решений, в которой каждому варианту решения Вi поставлено в соответствие условие решения Uj. На пересечении строки и столбца величина Сij указывает на результаты в случае принятия варианта Вi, при условии Uj (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2

Матрица решений

Условия Вариант U1 U2 . . . Un
B1 C11 C11   C11
B2 C21 C22   C2n
       
Bm Cm1 Cm2   Cmn

 

Продолжая рассматривать пример, иллюстрирующий дерево целей повышения прибыли от реализации товарной продукции (рис. 2.9), построим фрагмент матрицы решений следую­щего вида (табл. 2.3).

Таблица 2.3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.