Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цивилизационное значение. Образование древнерусского государства – IX век.



Вопрос

Образование древнерусского государства – IX век.

С IV века происходит переселение народов.

Племена славян (индоевропейская группа народов):

· западные (поляки, хорваты)

· южные (сербы, черногорцы)

· восточные (русские, украинцы, белорусы)

Киевская Русь.

Основное занятие – земледелие (подсечно-огневое, переложное на юге), также скотоводство, бортничество, рыболовство.

Развитие торговли, экстенсивный тип.

В VI-IX вв. у восточных славян возникают предпосылки феодальных отношений (частная собственность, неравенство).

Возникновение государства Рось:

· На берегу реки Рось располагались племена русов/росичей

· Скандинавское название

· Тюркское происхождение (имя Руслан)

«Повесть временных лет» Нестора – первый исторический труд по истории России, цель выяснить откуда возникло государство.

862 год – призвание Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти Рюрика власть принимает Олег.

882 год – завоевание Олегом Киева, объединение Киева и Новгорода, возникновение государства.

В XVIII веке возникает Норманнская теория, в которой Никлер, Байер, Шнетцер говорят, что славяне не способны были развить государство и позвали скандинавов.

С анти норманнской теорией выступает Ломоносов. К моменту призвания Рюрика уже было государство.

Основные признаки государственности:

1) Достаточно высокий уровень производственных сил (отделение ремесла от сельского хозяйства). Это ведет к неравенству имущественному и социальному.

2) Выделение племенной знати, складывание системы управления.

3) Распад родовой общины, формирование общины соседской, развитие городов (более двух десятков).

4) Международный торговый путь «Из варяг в греки»

5) Южные (кочевые) народы создавали необходимость совместной обороны от кочевников.

6) Люди -> общины –> племена –> союзы племен: поляне, древляне, кривичи, дреговичи и т.д. –> 2 супер союза: Новгород и Киев.

 

Периоды:

I. IX - середина X в.

Олег, Игорь, Ольга, Святослав

II. X – середина XI в. начало расцвета

Владимир I, Ярослав Мудрый

III. XI – XII переход к феодальной раздробленности

Владимир I, Мстислав

Подчинение князю выражалось данью. Полюдье – процесс сбора дани.

945 г. – убийство Игоря древлянами во время сбора дани.

Ольга провела первую налоговую реформу. Урок – норма сбора дани, погосты – места сбора дани.

Объединение восточных славян завершилось при Владимире I. В

Внешняя политика:

1) Оборона от кочевников (половцы, печенеги), создание оборонительной системы.

2) Походы за добычей, на юг, т.к. более зажиточные земли.

Святослав (X век) – сын Ольги и Игоря. Победил Волжскую Булгарию, Хазарию, совершал походы на Византию. Расширял торговые отношения.

 

 

Вопрос

Крещение Руси — введение в Древнерусском государстве христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивыеуказания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в990 или 991 году).

Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу. В959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошел на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом вернулось назад ни с чем. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки крещении она получила имя Елены. Св. Ольга скончалась в 969 г. Ее мощи были обретены нетленными при кн. Владимире и были положены в Десятинной церкви.Это был первый случай открытия мощей на Руси. Впоследствии, Бог чудесами прославил мощи св. кн. Ольги и она была причислена к лику святых. Можно предположить, что кн. Владимир с детства познакомился с христианством, и что влияние его бабушка, кн. Ольги, помогло ему в формировании христианского мировоззрения.

В первые годы своего единоличного правления кн. Владимир ничего резко не менял в жизни страны. Язычеству он скорей покровительствовал и на удивление христиан даже воздвигал новых истуканов. Для молодого князя, только что закончившего двухлетнюю войну со старшим братом, так поступать было естественно. Если он и склонялся к христианству, то все же ему предстояло прежде освоиться с новым положением в Киеве, наладить взаимоотношения с другими городами и со славянскими племенами между Киевом и Новгородом. Новгородская дружина и варяги были язычниками.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питье вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар. После них в Киев прибыли немецкие миссионеры, посланные Ватиканом. Однако русский князь не захотел принять от них крещения. Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма. Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир еще не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решенодополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев они с восторгом сообшили князю: «Не ведали где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Крещение Руси

После этого Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня".

Все киевляне собрались к реке и в 988 г. состоялось Крещение Руси, положившее начало православию на Руси. За последующие три года вера Христова распространилась по всему "великому пути из варяг в греки".

Уже на пути из Корсуни в Киев, кн. Владимир показал, как христианство влияет на людей и смягчает характер человека. Отказавшись от многоженства, он отправил дружинников-вестников к каждой своей "воженой" жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену. Поэтому он всем им дает свободу и позволяет, если они захотят, выйти замуж за любого дружинника.

Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них - идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло.

Обратим внимание на то, что к христианству кн. Владимира вели не мистика и не философия, а реальное и логичное понимание преимуществхристианского учения перед другими религиями и явная польза от него для общественного сознания и роста государства. Эта точная, неоспоримая и обоснованная логика вела его к единственному правильному пути и говорила, что только христианство дает верное направление в жизни и правильную оценку всем человеческим поступкам, желаниям и мыслям.

Цивилизационное значение

Политические последствия:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.