· особенности межгосударственного взаимодействия и основания построения международных экономических отношений;
уметь:
· выявить определяющие тренды развития государственной экономики.
Меркантилизм. Условия возникновения первого экономического течения. Этапы становления и развития (ранний и поздний меркантилизм). Характерные черты меркантилизма. Представители меркантилизма: Уильям Стаффорд (1554 – 1612 гг.), Томас Ман (1571 – 1641 гг.), Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575 – 1621 гг.), Гаспар Скаруффи (1519 – 1584 гг.). Меркантилизм и протекционизм.
1615 г. «Трактат о политической экономии» Антуана Монкретьена.
Тема 2.2 Физиократия
Студент должен:
знать:
· влияние практических идей на формирование новых экономических теорий;
· особенности влияния экономической мысли на развитие сельскохозяйственного производства;
уметь:
· выявить ключевые основания развития экономических школ.
Физиократия. Условия возникновения учения физиократов. Характерные особенности и основные положения учения. Схема воспроизводственного процесса. Деление общества на классы. Роль и отношение к классам в обществе с точки зрения участия в создании общественного богатства.
Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.) и его «Анализ арифметической формулы экономической таблицы».
Виктор де Мирабо (1715 – 1789 гг.), Анн Роберт Жан Тюрго (1727 – 1781 гг.).
Тема 2.3 Классическая школа
Студент должен:
знать:
· основные области классической экономической школы;
· особенности индивидуализированного взгляда на экономическую природу человека;
· личные характеристики человека экономического;
· механизм рыночного взаимодействия;
уметь:
· применять специфические понятия, сформулированные классической школой (невидимая рука, экономический человек, трудовая теория стоимости и др.).
Классическая экономическая школа. Условия возникновения классической экономической школы. Особенности классического подхода к экономической теории. Оформление экономической науки. Прародитель классической школы Уильям Петти (1623 – 1687 гг.). Отец политической экономии Адам Смит (1723 – 1790 гг.). «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) – первое всесторонне глубокое экономическо-теоретическое произведение.
Давид Рикардо (1772 – 1823 гг.) и его роль в развитии трудовой теории стоимости, познание закономерностей распределения доходов, денежного обращения, товарного производства, теория ограниченности ресурсов, теория внешней торговли.
Квинтэссенция учения Д. Рикардо в трудах Джона Стюарта Милля (1806 – 1873 гг.).
«Опыт о законе народонаселения» Т.Р. Мальтуса (1766-1834). «Законы рынков» Ж.-Б. Сэя (1767-1832). Идеи Дж.С. Милля.
Тема 2.4 Марксизм
Студент должен:
знать:
· основную формулу денежного обращения;
· основания для создания понятия «прибавочная стоимость» и ее современную трактовку;
уметь:
· выявить достоинства и погрешности в логике рассуждений ведущего экономиста школы (К. Маркса).
Марксизм. Экономические предпосылки марксизма. Завершение промышленного переворота в Англии. Зарождение и рост рабочего движения. Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) и их экономические исследования.
1867 г. – выход в свет I тома «Капитала» К. Маркса. Основные идеи марксизма. Теория К. Маркса и реальная экономическая жизнь общества. Теория прибавочной стоимости, капитала, денег, воспроизводства. Догматизация идей К. Маркса и ее причины. Значение работ К. Маркса в истории экономической мысли.
Тема 2.5 Маржинализм
Студент должен:
знать:
· особенности потребительского поведения;
· факторы внешнего влияния на поведение потребителей: демографические, экономические, природные, научно-технические, политические, культурные и др.;
· личные характеристики потребителя;
уметь:
· оценивать, чем определяется спрос и предложение в рыночной экономике.
Маржинализм. Маржиналистская революция. Основные школы маржинализма: лозаннская, австрийская, кембриджская и американская: особенности. Карл Менгер (1840 – 1921 гг.) и Ойген фон Бем-Баверк (1851 – 1914 гг.). Теория предельной полезности.
Теория предельной производительности. Дж.Б. Кларк (1847 – 1938 гг.).
Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882 гг.). Карл Менгер (1840 – 1921 гг.) и Леон Валорас (1834 – 1924 гг.) о предельных величинах.
Кембриджская и американская школы. Развитие идей классиков маржинализма в трудах английского ученого Альфреда Маршалла (1842 – 1924). «Принципы экономикс» (1890 г.).
Развитие неоклассической экономики. Принципы неоклассического синтеза (Джон Хинкс, Пол Самуэльсон, Джеймс Бьюкенен).