Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура эпохи революции.



Важнейшим направлением полити­ки большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие обра­зования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, перестра­ивалась школа. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, однако большинство из них оказались неудачными.

Революционные события внесли раскол в ряды деятелей куль­туры. Многие из них оказались в Эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали этоиз патриотических сооб­ражений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е гг. ХХ в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, живо­писи, театре, архитектуре. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С Мель­ников искали новые начала в искусстве.

Одновременно продолжало развиваться традиционное направ­ление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко, поэт С. А. Есенин. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д.А. Фурманова, А. С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М,А. Булгакова, А.А. Фадеева. В 1928 г. вышла первая часть гениальной эпо­пеи М. А.Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традицион­ных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой вла­стей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры».

Для первых лет советской власти характерно многообразие куль­турного развития, но при этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений.

Культура в 30-е гг. ХХ в.

Развитие культуры, просвещение на­рода считались одними из главных приоритетов Советского госу­царства. Осуществление культурной революции предполагало все­общую грамотность населения, так как еще в 1927 г. больше поло­вины сельского населения было неграмотным. По всей стране были развернуты пункты ликбеза, к преподаванию в них привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

Огромное значение для духовного обогащения имело приоб­щение народа к сокровищам отечественной и мировой культуры. Было увеличено число изданий А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Д. В. Кольцова, Н. В. Гоголя, других выдающихся русских и зару­бежных писателей и поэтов.

Усилился контроль со стороны органов государственной влас­ти за развитием культуры. Отдельными её отраслями теперь руко­водили специальные комитеты. При обсуждении сроков пятилет­него плана в повестку дня также включались дискуссии по темпам развития культуры. Большое значение придавалось утверждению марксизма в сознании людей. Среди деятелей культуры начали искать «классовых врагов», которые подвергались репрессиям. Бо­ролись с «религиозными предрассудками». Активную работу вел Союз воинствующих безбожников, атеистическая пропаганда шла через печать, лекции, радио.

Одной из важнейших задач культурной революции было созда­ние новой интеллигенции, преданной идеям социализма. Реше­ние этой задачи требовало создания системы среднего и высшего образования и привлечения на cтopoнy советской власти старых специалистов.

Огромное значение имела деятельность А. М. Горького, который вел интенсивную работу с писателями. Особое внимание было обращено на подготовку технической интеллигенции, специали­стов в области народного хозяйства. Увеличилось число вузов, ака­демий, готовящих специалистов самого широкого профиля.

В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории в школах. В Московском и Ленинградском университетах восста­навливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интер­претировался с классовых позиций.

Промышленности требовались квалифицированные кадры. Для улучшения их подготовки были созданы технические кружки, кур­сы, школы. Много делалось для развития школьной системы об­разования. В 1930 г. правительство ввело обязательное начальное образование. Расширялось также общее среднее образование. Были увеличены денежные дотации на строительство, ремонт и обору­дование школ, улучшено материальное положение учителей, уси­лено обеспечение школьников учебниками, письменными при­надлежностями.

Советская наука.

В стране создавались новые научно-исследова­тельские центры. В Москве открылись институты органической

химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Осно­вой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циол­коеского.

Под руководством А. П. Александрова были разработаны спосо­бы защиты кораблей от магнитных мин. Известные советские уче­ные К. Н. Семенов, Д. В. Скобелыцын, .17. И. Мандельштам, И. В. Кур­чатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А. А. Микулин, В. Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конст­руирование авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежит советским ученым С. В. Лебедеву и А. Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биоло­гии и математики.

ТЕМА 20
СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.

§ 91. Турция, Китай, Индия, Япония
в 20-30-е гг. ХХ в.

В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за нацио­нальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления общества, ускорение его развития, улучшения жизни людёй.

Турция.

Часть территории Турции была оккупирована войска­ми стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял деклара­цию о независимости Турции. Однако войска Антанты разогнали парламент. Новый парламент собрался в Анкаре. Его председате­лем стал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Турция начала войны с Арменией, затем Грецией. Обе войны были успешны для турок. Территория страны была расширена. Войны шли под лозунгами

национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со своих исконных земель. В 1923 г. Турция была провозглашена рес­публикой.

Под руководством М. Кемаля Ататюрка были проведены глу­бокие реформы. Провозглашались основные демократические сво­боды, светский характер государства, отменялись господствую­щие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались духовные школы. Были введены европейский календарь и латин­ский алфавит. Людей заставляли носить европейскую одежду, жен­щинам в общественных местах нельзя было появляться в платках и т. д. Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в эко­номике. В ней усилились позиции государства. Деятельность оппо­зиционных сил, особенно коммунистов, была ограничена.

Китай.

Всю первую половину ХХ в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом коммунистическую партию, возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. началась Великая национальная революция. Гоминьдановское пра­вительство на юге Китая провозгласило себя национальным пра­вителъством всего Китая. В 1925- 1928 гг. войска национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели ус­пешное наступление на север, где правили местные военные клики.

Однако раскол между Гоминьданом во главе со вступившим в соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммунистической партией вызвал десятилетнюю гражданскую войну. Гоминьдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка, В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы потворствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР.

С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые совет­ские районы в качестве баз новой китайской революции, руково­димой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Китайскую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов Мао Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против советских районов. Четыре похода 1930-1932 гт. были успешно отражены коммунистами. После пятого похода 1933-1934 гг. революци­онное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Ос­татки Красной армии коммунистов совершили северо-западный (великий) поход и создали на стыке провинций Шэнси, Ганьсу п Нинся так называемый Особый район.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время Красная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. войска Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны го миньдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией, Окончание Второй мировой войны и антияпонской войны в Китае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 1947 1949 гг. наступление коммунистической Народно-освободитель ной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Чан Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

Индия.

Молодая индийская буржуазия и интеллигенция, представители которой были объединены в рамках Индийского национального конгресса, стали во главе антиколониального движения в Индии. Идеологом ИНК с 1928 г. являлся Махатма Ганди. Его учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное в массовое движение, в конечном итоге заставило англичан в 30-е гг. ХХ в. расширить самоуправление, а после Второй мировой войны, в 1947 г., согласиться на предоставление независимости, пpaвда, после раздела колонии по религиозному признаку на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан.

Левые группы в индийском национально-освободительном движении нередко упрекали Ганди в том, что он удерживал движение от перехода к насильственным методам, не доводил борьбу против англичан до конца. Тем не менее политика, избранная Ганди, оказалась успешной, попытки же вооруженной борьбы против англичан, предпринятые в годы Второй мировой войны при поддержке Японии, лишь дискредитировали борцов за неза­висимость. Вместе с тем Индии не удалось избежать массового кровопролития. Религиозная война унесла миллионы жизней ин­дусов и мусульман, в том числе самого М. Ганди.

Япония.

В годы Первой мировой войны экономика Японии зна­чительно окрепла. Успешное для Японии завершение войны пре­вратило ее в ведущее государство Восточной Азии. Однако не­большая территория, скудность источников сырья, уязвимость для стихийных бедствий (землетрясения, цунами) тормозили разви­тие экономики. Правящие круги страны выступали за обретение «жизненного пространства». Они выдвинули план создания вели­кой сферы совместного процветания. В эту сферу должны были вой­ти все азиатские страны, а руководящая роль отводилась Японии. Предполагалось не допускать в Азию европейские страны и США.

В 1931 г. произошло ужесточение внутренней политики, раз­вернулись репрессии по отношению к профсоюзам, запрещались забастовки, были распущены партии. Партии заменили Ассоци­ацией помощи трону, а профсоюзы - Патриотической промыш­ленной ассоциацией Великой Японии. Была введена трудовая по­винность и обязательная военная подготовка. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность. К 1937 г. Япония начала большую войну с Китаем. До 1939 г. были захвачены почти все приморские территории Китая. Однако у озера Хасан (1938 г.) и у реки Халхин-Гол (1939 г.) японцы потерпели поражение от со­ветской Красной армии.

 

ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.