Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественное движение во второй половине XIX в.



Либералы.

Либеральное крыло в правительстве в годы реформ группировалось вокруг брата Александра II великого князя Кон­стантина Николаевича. Наиболее известными либералами были военный министр Д.А. Милютин и министр внутренних дел П.А Валуев. Они считали, что реформы должны предотвращать революционные и оппозиционные выступления, а не быть их ре­зультатом.

После реформ 60-70-х гг. XIX в. либеральные идеи охватывают все большие слои образованных россиян. Либеральная политиче­ская мысль развивалась вокруг вопросов расширения самоуправ­ления и создания центральных представительных органов.

Либеральный лагерь, состоявший из стихийно развивавшихся течений, не имел своих политических организаций. Наибольшим радикализмом отличалось земско-либеральное движение. Видный представитель земского либерализма И. И. Петрункевич заявлял, что конституция, данная «сверху», уже не в состоянии удовлетво­рить интересы народа, и только созданный самим народом орган может решить накопившиеся проблемы.

В годы оживления общественной жизни вновь вспыхнули спо­ры о дальнейшем развитии России. На позициях сохранения са­мобытности стояли почвенники. Идею сближения с Западной Ев­ропой отстаивали западники.

Почвенники, идейно родственные славянофилам (включая их нравственную ориентацию на русское крестьянство), в то же вре­мя признавали некоторые положительные начала и в западниче­стве. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, свободу личности и печати. Принимая европейскую куль­туру, они одновременно обличали «гнилой» Запад - его буржуаз­ность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи.

В противовес почвенникам западники выступали за необходимость развития России по западноевропейскому пути. Выступая за сближение России с развитыми странами Европы, западники, так же как и почвенники, призывали к быстрому развитию про­мышленности, торговли, новых средств транспорта. Западники стояли на позициях свободного развития экономики без вмеша­тельства государства.

Народничество.

В 60-70-х гг. XIX в. в печати широкое распространение получили народнические взгляды. Организации народ­ников выражали интересы пореформенного крестьянства, при­держивались социалистической идеологии. Народники пытались найти отличный от буржуазного путь развития страны. Происхож­дение крестьянского социализма народников восходит к идеям А. Герцена и Н.Г.Чернышевского.

Среди народников большой популярностью пользовались взгляды П. Л.Лаврова, М. А Бакунина и П. Н Ткачева. П. Л. Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь долж­на посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за осво­бождение народа. Он придерживался взгляда, что историю дви­гают критически мыслящие и борющиеся личности. Мысли Лав­рова о тщательной подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.

М.А Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был приговорен к смертной казни, за­мененной пожизненным заключением. Выданный России, Баку­нин был сослан в Сибирь, откуда бежал. Он выступал против любой государственности, тем самым, отрицая политическую борьбу, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы револю­ции. Бакунин считал, что народ всегда готов к бунту и задача ин­теллигенции поднять его на восстание.


Журналист Ткачев, напротив, предполагал силами сплочен­ной революционной организации захватить власть, после чего провести социалистические преобразования.

Важнейшей своей задачей народники начала 70-х гг. XIX в. счи­тали вовлечение народа в революционную борьбу. В это время складывается учение, соединившее положения Лаврова и Бакунина, которое предполагало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и организовывать связи между та­кими кружками. Подобные идеи стали толчком к «хождению в на­род».

Начало массового «хождения в народ» относится к весне 1874 г.

Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Но опыт первого года показал, что кресть­янство не воспринимает социалистические призывы. Тогда народ­ники стали уделять больше внимания разъяснению текущих нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.