Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Начало правления Владимира Святославича. Защита Руси от кочевников.



После гибели Святослава в Киеве началась усобица между его сыновьями. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть в 980 г. захватил Владимир, правивший до того в Новгороде.

Владимир вошел в историю как крупнейший государствен­ный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин. При Владимире на южных рубежах начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. В них была организована сторожевая служба с привлечением луч­ших воинов со всей Руси. Народные воспоминания об этих собы­тиях легли в основу о богатырях — защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, воевал с западными соседями — Польшей, литовскими племе­нами.

Крещение Руси.

Главные события правления Владимира связа­ны с Крещением Руси.

Несмотря на го что в Киеве хорошо было известно христиан­ство, а многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с до государстве иных вре­ден. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, покровителем дружинников. Однако отдельные земли Руси продолжали поклоняться своим богам.

Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли :о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (рим­ского) и восточного (византийского) христианства. Он остано­вил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения.

В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византий­ский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византий­скую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери правившего императора с иностранцем. Однако ви­зантийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою оче­редь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел крес­титься дружине и всем жителям Руси.

Первоначально христианизация Руси носила во многом фор­мальный характер. Внешнее следование церковным обрядам со­провождалось тайным или даже открытым исполнением языче­ских обрядов (двоеверие). Но в дальнейшем православие стало од­ной из основ жизни русского общества.

Русская православная церковь.

С Крещением па Русь пришла церковная организация. Правда, ее первоначальная история ма­лоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священник церкви Успения Богома­тери в Киеве. Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром сразу после крещения. Он получил название Деся- тинной церкви, поскольку князь распорядился давать для его со-

- Держания десятую часть своих доходов.

Известно, что только в 1037 г. в Киеве появился митрополит Лги, присланный патриархом Константинополя. Ему подчинялись епископы отдельных земель (епархий), а тем — местные кие священники.

Большую роль стали играть монастыри. Самым известным из нихбыл Киева-Печерский монастырь, основанный в середине XI в.

монахами Антонием и Феодосией. Монастыри быстро стали цен­трами распространения грамотности, при них, как и при круп­ных храмах, создавались летописи, открывались больницы, бога­дельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в крупных собственников земель.

С Крещением связано развитие просвещения и культуры на Руси. Необходимость обеспечения богослужения книгами, грамот­ными священниками вела к развитию образования. Первые школы открылись в Киеве при князе Владимире. Все шире распространя­лась на Руси письменность, созданная для славян в IX в. просве­тителями Кириллом и Мефодием. Крещение способствовало повы­шению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Все более тесные связи устанавлива­лись между Русью и Византией — самым культурным государ­ством тогдашнего христианского мира.

Общество Древней Руси

Системауправления.

Центральное место в системе управления Русским государством занимал князь. Он был главным правите­лем и высшим судьей, предводителем войска. По отдельным об­ластям киевский князь рассылал в качестве наместников своих сыновей. Каждый такой удельный князь был полноправным пра­вителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев.

Князь Владимир и его сыновья правили при помощи своих дружин. Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Так возникла Боярская дума.

При принятии важнейших решений Владимир советовался так­же со «старцами градскими», т.е. с выборными главами народно­го самоуправления в городах. Эти «старцы», очевидно, избира­лись на вечах. Без поддержки веча князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль веча еще больше возраста­ла. Вече центральных городов отдельных земель стало призывать на правление и изгонять князей.

Социальная структура общества. С XI в. на Руси начинает скла­дываться новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества.

В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боя­рам земли с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины— передававших по наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования слоя бояр-вотчин­ников. Предполагается, что значительная (а возможно, и подавля­ющая) часть боярства происходила из среды местной племенной

знати.

На землях бояр трудились зависимые от землевладельца кре­стьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных

категорий зависимого населения: рядовичи (заключившие с зем­левладельцем договор — ряд — об условиях их работы на него), закупы (трудившихся за долг — купу — взятый у землевладельца). Споры среди исследователей вызывает истолкование социально­го статуса смердов. Некоторые считают, что это название лично свободных крестьян, другие полагают, что они находились в за­висимости от землевладельцев. Очевидно, содержание этого тер­мина менялось в зависимости от исторического периода и регио­на.

Основная масса сельского населения Руси называлась людьми. Они жили вне вотчин и несли повинности только в пользу госу­дарства.

В самом приниженном положении находись холопы ~ рабы, в основном из числа военнопленных. Прослойка холопов была до­вольно значительна, их труд использовался в княжеских ремес­ленных мастерских, были и холопы, «посаженные на землю» и занимавшиеся сельским хозяйством. Широко была распростране­на торговля рабами: захваченных в плен русские князья продава­ли в Византию, восточные страны. Однако значение рабского тру­да в экономике в целом было невелико.

Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Великий князь Владимир Святославич умер в 10!5 г. Между его сыновьями нача­лась борьба за киевский престол. Приемный сын Владимира Святополк (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев Бо­риса, Глеба и Святослава. В борьбе за киевское княжение Святополк опирался па помощь польского короля и все же он потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. А в 1036 г. после смерти еще одного соперника — брата Мстислава Ярослав объединил всю Русь.

Ярослав пел частые войны с Польшей, с литовскими и при­балтийскими племенами. В 1036 г. Под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих стран. Не спрашивая разрешения Константи­нополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) священ­ников первого митрополита из русских — Илариона.

Ярослав основа.1! многие города (Ярославль, Юрьев и др.), стро­ил храмы (крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде. Ярослав покровительствовал просвещению и сам отличался образованно­стью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая Часть Русской Правды — Устав Ярослава, первый письменный закон на Руси.

Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил государство между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Все­волод — Переславль. В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали, изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав победил половцев, а Изяслав вернулся в Киев.

При братьях Ярославичах в 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение раз­личных слоен населения, а также наказания за преступления.

13 107.3 г. между братьями начались усобицы. Святослав при под­держке Всеволода нагнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер. Сын Святослава Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этою времени междоусобные вой­ны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались на­бегами половцев. Результатом было разорение южной Руси, отток ее населения на север и запал.

Владимир Мономах.

В холе княжеских усобиц и борьбы с половцами широкую известность приобрел переяславский князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича. Он явился ини­циатором проведения съездов князей, на которых были предпри­няты попытки урегулирования меж княжеские отношений и со­хранения единства Руси перед липом половцев.

Особенно важными стали решения съезда в Любеке в 1097 г. На нем определили, что князья становятся наследственными владель­цами своих земель и не должны стремиться захватить владения родственников («каждый да держит отчиму свою»). Правда, Киев продолжал оставаться яблоком раздора, так как считался владе­нием старшего в ролу- По мере разветвления княжеской дина­стии определить бесспорное старшинство стало невозможно.

В Любеке было решено совместно выступать против половцев. В начале ХН в. Владимир Мономах не раз добивался организации общерусских походов в степь. Половцы потерпели несколько со­крушительных поражений. Особенно крупными были походы I 10З ч 1111 гг., когда дружины князей 1ромилп поселения половцев далеко от границ Руси.

В результате деятельности Владимира Мономаха образовалась своеобразная федерация княжеств. Номинальным главой ее был великий князь киевский. Однако правивший в Киеве двоюродный брат Мономаха Святополк Изяславич не пользовался влиянием как среди других князей, так и » самом Киеве, где его считали покровителем грабивших народ ростовщиков. После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщи­ков. На вече киевляне призвали на княжение Владимира Монома­ха. Новый великий князь ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчавшие положение людей, попавших в кабалу к

ростовщикам.

В правление Владимира Мономаха федерация княжеств стала больше походить на единое государство. Князья беспрекословно подчинялись воле киевского князя. Продолжая борьбу с половцами. Мономах на время обеспечил безопасность южных рубежей страны.

Владимир Мономах умер в 1125 г. Ему наследовал старший сын Мстислав, которого летопись называет Великим. До своей смерти в 1132 г. ему удавалось сохранить положение, существовавшее при его отце. Однако после 1132 г. остановить распад Руси стало уже невозможно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.