Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б. Либеральное движение в России в конце XIX в.



1. После убийства Александра II Исполком «Народной воли» обратился к Александру III с письмом, обещая прекратить террор в обмен на конституцию. Но волна репрессий, после­довавшая после убийства Александра II, обескровила «Народ­ную волю». Исполком был полностью разгромлен, 56 наро­довольцев заключили в крепость, 28 человек казнили, 500 были отправлены на каторгу. Последним актом революционной деятельности этой организации стала неудавшаяся попытка покушения на Александра III. Готовившие ее народовольцы, среди которых был и Александр Ульянов, были преданы суду и казнены,

2. Все это поставило либеральную оппозицию в двусмысленное положение: требовать конституцию вслед за террористичес­кими актами было невозможно. Если раньше общество с сим­патией относилось к народникам, то теперь оно отвернулось от радикалов. Ведущее место в народническом движении на­чинает занимать либеральное народничество.

3. Министр внутренних дел Д. А. Толстой вел активную борьбу против земского либерализма, в результате прекратил свою деятельность «Земский союз», была проведена земская кон­трреформа. Многие земские работники отказались от борь­бы за конституцию и избрали идеологию «незаметного сбли­жения», тактику «мальгхдел»: они спокойно, без громких фраз учили крестьян грамоте, проводили беседы о литературе, жи­вописи, истории культуры. Либералы предлагали:

> введение всеобщего начального образования;

> отмену телесных наказаний;

> улучшение волостного управления.

Эти требования были опубликованы в журналах. Петербург­ский комитет грамотности (В. И. Шаховской, А. А. Вернад­ский) издавал популярные книги и рассылал их в народные библиотеки. Но Комитет попал под надзор полиции.

4. Большую популярность приобрели заседания Вольного эко­номического общества. Здесь обсуждались вопросы об отме­не телесных наказаний, введении всеобщего обучения. В 1898г., когда в России в очередной раз разразился голод. Общество выступило с резкой критикой правительства. В ответ власти запретили печатать отчеты о его заседаниях, ив знак протес­та общие собрания были прекращены. В 1893 г. возникло Общество русских врачей в память о выдающемся хирурге Н. И. Пирогове. Врачи подняли вопрос об отмене телесных наказаний и помощи голодающим. Но и на Пироговское об­щество вскоре было оказано давление.

5. В конце ХIХ в. в либеральный лагерь входили не только дво­ряне, но и земская и городская интеллигенция («третий эле­мент»).

В. Либеральное народничество

1. После разгрома «Народной воли» (1881—1885) значительную роль стало играть реформистское либеральное народничество. Оно проповедовало мирный путь социальных преобразова­ний, теорию малых дел в сферах культурно-просветительской и народно-хозяйственной. Либеральные народники считали, что в России идет только «игра в капитализм», поэтому еще есть возможность его избежать, а для этого надо поддержи­вать общину, артели, т. е. народное производство, покупать землю для крестьян у казны, помещиков, бороться за соци­альное равенство. Фактически либеральное народничество, не желая того, содействовало развитию капитализма.

2. Идеолога либерального народничества Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниэльсон подчеркивали решающую роль личности в истории. Они полагали, что исторический процесс во многом зависит от деятельности выдающихся лич­ностей, героев, которые двигают историю вперед через все препятствия. Они отказались от революционной агитации среди крестьян, которая не дает никаких результатов.

Г. Консерваторы

1. В конце XIX в. ведущим направлением правительственной политики становится консерватизм. Его главными идеолога­ми были бывший наставник Александра III обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев и редактор «Московских ведо­мостей» М. Н. Катков. Первыми жертвами реакционного кур­са стали печать и школа. Многие правительственные печат­ные издания находились под контролем М. Н. Каткова. Он требовал введения жесткой цензуры, считал, что правитель­ство не должно делать уступок общественному мнению. Ми­нистр просвещения И. Д. Делянов подписал позорный циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей лакеев, прачек, мелких лавочников» и т. п.

2. Победоносцев и Катков решили сплотить общество на осно­ве идей русской самобытности, православия, самодержавия. Они пытались доказать, что особенности развития России делают невозможным переустройство страны по образцу ев­ропейских государств, как это предлагали либералы. Русское самодержавие — божественного происхождения, поэтому из­менение политического строя является кощунственным, ан­тибожественным делом.

3. Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация во главе с П. Шуваловым. В нее входили министры, великие князья, генералы. Она имела свою сеть шпионов, провокато­ров, двойную конспирацию. Организация, получившая назва­ние Священной дружины, ставила своей целью борьбу с рево­люционным движением, издавала в Женеве свою газету «Вольное слово», ее участники громили подпольные типогра­фии, следили за революционерами. Однако по требованию им­ператора Александра III Священная дружина была распущена.

Д. Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г. В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)

1. После разгрома «Народной воли» многие народники уехали в Европу, где большой популярностью пользовался марк­сизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руковод­ством коммунистической партии совершит социалистиче­скую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество — социализм, основанный на обществен­ной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, со­циальной справедливости. Безусловно, это утопическое уче­ние, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.

2. Первым русским марксистом был Г. В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического «Черного передела». В 1883 г. в Женеве Плеханов, а также В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу «Освобождение труда». В своей ра­боте «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал, что борьба за социализм — это борьба за политические сво­боды и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут про­мышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть само­державие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.

3. Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал со­здание рабочей партии. После победы социалистической ре­волюции рабочие должны установить «диктатуру пролетариа­та». В будущем этот тезис был отвергнут многими социалис­тическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В сле­дующей работе «Наши разногласия», полемизируя с народ­никами, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вско­ре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток ус­тановления «быстрого социализма». Иначе, писал он, «воз­никнет обновленный царский деспотизм на коммунистичес­кой подкладке».

4. Главной задачей группы «Освобождение труда» ее члены счи­тали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать условия для возник­новения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, кото­рые разошлись по всей России.

5. Для распространения марксизма в России складывалась бла­гоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кру­жок возник в Казани, впоследствии в него был принят быв­ший студент Владимир Ульянов.

6. В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнен за участие в попытке покушения на Алек­сандра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владими­ра. В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петер­бургского университета. После получения диплома занял дол­жность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Са­маре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.

7. В эти годы Ульянов посещает собрания марксистов, изучаем марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марк­систское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что ста­рый, несправедливый мир надо разрушить и построить но­вый, более справедливый — социализм.

8. В 1893 г. Ульянов переехал в Петербург, где организует марк­систские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-де­мократов?», главное содержание которой сводилось к поле­мике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу — создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.

9. В 1895 г. Ульянов встретился за границей с Плехановым и затем организовал в Петербурге «Союз борьбы за освобож­дение рабочего класса». В этот «Союз» были объединены все марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижанов­ский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. поли­ция арестовала 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.

10. Но петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать. В 1898 г. в Минске состоялся I съезд представителей марк­систских кружков (9 чел.). Они объявили о создании Рос­сийской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако вскоре делегаты были арестованы. «Союз борьбы» распался. До 1900 г. Ульянов находился в ссылке, написал много работ, некоторые из них он подписывал Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в XX век и мировую историю.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризуйте положение рабочих России в последней трети XIX в.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.