Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б. Развитие промышленности, мануфактуры



1. В российской промышленности во второй половине XVIII в. произошли большие изменения, число мануфактур увеличилось в 2 раза (с 600 до 1200). Россия заняла 1-е место в мире по выплавке чугуна и производству парусного полотна. На крупных предприятиях работали сотни и тысячи человек. Но преобладали все же мелкие предприятия с числом рабочих не более 10—15 человек.

2. Наибольшие успехи были достигнуты в развитии металлургии, ее основным центром стал Урал. Там было построено много казенных и частных заводов (Демидовых, Строгановых). Из 75 металлургических заводов более 65 находилось на Урале. Вторая крупная отрасль — судостроение. Судостроительные верфи были созданы в Архангельске, Воронеже, Казани. На Адмиралтейской верфи в Петербурге работало 10 тысяч человек. Центрами оружейной промышленности были Тула, Петербург, Карелия; на Урале создавались орудийные стволы, пороховые заводы — на Украине. Полотняная, парусная мануфактуры были созданы в Ярославле, Калуге, Владимире, Твери, суконные — в Казани, Путивле, кожевенные — в Казани, хлопчатобумажные — во Владимирской губернии.

3. В конце XVIII в. в России было 4 типа мануфактур. Вотчинные, казенные и купеческие существовали еще в XVII в., а в конце XVIII в. возникают крестьянские мануфактуры. На вотчинных работали крепостные крестьяне, на казенных — приписные, небольшое количество наемных рабочих, на купеческих — посессионные, оброчные крестьяне, мастера из ремесленников. На крестьянских мануфактурах работали наемные рабочие, чья производительность была значительно выше.

4. Крестьянскими мануфактурами владели богатые крестьяне-кустари, имевшие 20—30 ткацких станков. На них работали односельчане, которые были вольнонаемными лишь по отношению к владельцу мануфактуры и в то же время оставались крепостными.

5. Русская буржуазия стала пополняться выходцами из крестьян. Парадокс заключался в том, что юридически собственником крестьянской мануфактуры был помещик, который мог даже отобрать фабрику. А фактически разбогатевший крестьянин, владелец мануфактуры, оставался крепостным, он не мог купить землю, стать ее собственником, платил огромные оброки. Многие из разбогатевших крестьян шли на большие материальные затраты, чтобы выкупиться и приписаться если не к купцам, то хотя бы к мещанскому сословию. Так, очень богатый крепостной Ефим Грачев лишь через много лет выкупился на волю за 130 тысяч рублей (колоссальная сумма по тем временам). Постепенно возникали крупные промышленные династии — Морозовых, Грачевых, Бугримовых. Формируется капиталистический уклад в промышленности.

 

В. Торговля и финансы

1. Складывается специализация отдельных районов на производстве зерновых, технических культур, огородничестве, развитии торгового животноводства. Рост городов и промышленности требует дальнейшего развития торговли, расширения внутреннего всероссийского рынка. Возрастает роль ярмарок, число которых достигает 1600. Наиболее крупные — Макарьевская (Нижний Новгород), Свенская (Брянск), Коренная (Курск), Нежинская (на Украине), Ирбитская (Сибирь). В 1754 г. были отменены все внутренние таможни и пошлины. В конце XVIII в. в наиболее крупных городах строятся богатые гостиные дворы, широкое развитие получает розничная торговля вразнос.

2. Развиваются пути сообщения, особенно водные. Основной магистралью оставалась Волга с ее притоками Камой и Окой. Волга играла крупную роль в транспортных связях со Средней Азией и Ираном. Большое транспортное значение имели Северная Двина, Западная Двина, Неман, Днестр, Дон. Совершенствованию водных путей сообщения способствовало устройство каналов (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), однако пропускная способность их была невелика. Широко использовался гужевой транспорт (сани, телеги). Гужевой транспорт действовал главным образом зимой, когда устанавливался удобный санный путь и у крестьян освобождалось время от полевых работ.

В конце XVIII в. территория России достигла 17 млн. кв.км.

3. Для внешней торговли был характерен активный торговый баланс — превышение вывоза над ввозом. Если в 1756 г. российский экспорт составлял 12 млн. рублей, а импорт — 9 млн, то в 1785 г. экспорт — 24 млн. рублей, а импорт — 18 млн. В течение XVIII в. объем торговли увеличился в 10 раз. Вывозилось в основном сырье: лен, пенька, пакля, кожа, лес. Новым явлением был вывоз железа, парусного полотна. Россия становилась крупным экспортером хлеба. Ввозились: сахар, шерстяные ткани, золото, шелк, бархат, вина, кофе, пряности. Проводилась протекционистская таможенная политика: высокие таможенные пошлины, запрет на ввоз товаров, производимых и в России.

4. Многочисленные войны и громадный бюрократический аппарат требовали огромных расходов, что обусловливало рост налогов. За 34 года правления Екатерины II налоги выросли в 4 раза. Но денег не хватало, приходилось брать взаймы у иностранных банкиров, образовался значительный внешний долг. В 1769 г. в России были выпущены бумажные деньги — ассигнации, к концу XVIII в. в стране было 157 млн. рублей бумажных денег. Курс ассигнаций упал до 70 копеек серебром. Существование двух денежных единиц — рубля серебром и рубля ассигнациями серьезно подрывало денежное обращение.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.