Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внешняя политика Российского государства в 1990-е годы



Основные даты и события:1993 г. - договор СНВ-2; 1992 г. ­договор о коллективной безопасности стран СНГ; 1996 г. ­заключение союзного договора России и Беларуси.

Исторические деятели:Б. Н. Ельцин; А. В. Козырев; В. В. Путин. Работа с картой:показать границы России после 1991 года. План ответа:1) изменение геостратегического положения Рос­сии и выработка нового внешнеполитического курса; 2) отно­шения со странами Запада; 3) Балканский кризис 1999 г. и его последствия для отношений с Западом; 4) отношения России со странами Востока; 5) Россия и страны СНГ; 6) итоги и про­тиворечия внешней политики России в 90-е годы.

Материал к ответу:Распад СССР привел к серьезному измене­нию геостратегической ситуации для России. Страна не толь­ко утратила традиционных союзников в Восточной и Цент­ральной Европе, но и вынудила их к сотрудничеству с НАТО. Приход националистически настроенных политиков к власти в Прибалтийских странах и ряде государств СНГ изменил ха­рактер их отношений с Россией. Ее принялись обвинять во всех «грехах»: «колонизации», «ограблении», «геноциде» и т. п.

Серьезный ущерб был нанесен обороноспособности России.

Бывшие республики Союза национализировали ударные воен­ные группировки, располагавшиеся прежде вдоль границ СССР.

Военно-морской флот лишился своих баз в Эстонии, Латв11и, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Развалилась единая система противовоздушной (а самое главное - противоракет­ной) обороны страны. Единый прежде военно-промышленный комплекс СССР также перестал существовать. Это привело к то­му, что Россия не могла выпускать отдельные виды военной тех­ники без предприятии-смежников из других стран СНГ. Наряду с хронической нехваткой денег это привело к тому, что с 1992 г. ВВС страны не получили ни одного нового боевого самолета. Военная реформа в России привела к резкому сокращению чис­ленности Вооруженных Сил, В.первую очередь на западном на­правлении. Если к середине 80-х гг. соотношение обычных ви­дов вооружения в Европе было 3:1 в пользу СССР, то к середине 90-х гг. оно составило 1:3 в пользу НАТО. А после принятия в эту организацию Польши, Венгрии и Чехии - 1:4.

Разрастались военные конфликты вблизи границ России.

Отсутствовали фиксированные границы со странами СНГ. Однако первостепенное внимание российского руководства было направлено на отношения с США и странами Запада. Здесь Россия взяла курс на установление союзнических отно­шений. В конце 1991 - начале 1992 г. Ельцин заявил о том, что ядерные ракеты России больше не направлены на объек­ты в США. Позже аналогичные решения были приняты им и в отношении других стран НАТО. В 1992 г. президенты США и России подписали Кэмп-дэвидскую декларацию о прекра­щении состояния «холодной войны». В январе 1993 г. был за­ключен договор об ограничении стратегических наступатель­ных вооружений (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 r:. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сокра­титься еще на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о за­прещении химического оружия. Из Германии досрочно были выведены российские войска. Летом 1994 г. Россия присоеди­нилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», пре­дусматривавшей военное сотрудничество. В том же году США ликвидировали КОКОМ, ведавший контролем за торговлей военными и «двойными» технологиями в странах социализма. Было принято решение о расширении «семерки» ведущих за­падных стран за счет России (правда, она приглашалась сюда лишь для решения политических, а не экономических вопро­сов). Началась серия неформальных встреч «без галстуков» президента России с лидерами ведущих мировых стран.

Все эти явления способствовали разрядке международной напряженности. Однако стремление российской стороны лю­бой ценой обеспечить укрепление связей с Западом вело к TO~

му, что Россия постепенно утрачивала самостоятельную роль на международной арене. Российского министра иностранных дел А. В. Козырева, за его неизменное согласие с условиями американских партнеров, на Западе стали называть «господи­ном «Да» (в отличие от советского министра А. А. Громыко, прозванного в свое время за чрезмерную неуступчивость «гос­подином «Нет»). Уступчивость России воспринималась на За­паде как проявление слабости. Это вело к усилению давления на российских политиков. В мае 1998 г. НАТО приняло реШе­ние о приеме в эту организацию трех бывших союзников СССР по ОВД (Польши, Венгрии и Чехии), что создавало до­полнительную угрозу безопасности нашей страны. В расчете на получение кредитов от Японии Россия в 1998 г. согласи­лась на обсуждение вопроса о передаче ей Южных Курил. Уг­розу национальной безопасности России представляла эконо­мическая зависимость от Запада, которая росла с каждым годом. Когда же наша страна попыталась ускорить выплату долгов бывшему СССР со стороны развивающихся стран, ее вынудили «простить» странам «третьего мира» больше полови­ны этих долгов. В то же время долги СССР никто России «прощать» не собирался. Все это показывало, что США и их союзники вовсе не собирались строить дружбу с новым парт­нером, забывая о собственных интересах. Рубежом в отноше­ниях России с Западом стал Балканский кризис, разразив­шийся в марте 1999 года.

С 1992 г. активизировались отношения России со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Япо­нии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран АСЕАН и Персидско­го залива. Одним из крупнейших торговых партнеров России стал Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном - в сооружении атомной электро­станции. В 1998 г. Россия была принята в международную орга­низацию стран Тихоокеанского региона, что давало ей значи­тельные преимущества в торговле с ними. Вместе с тем заметно ослабли контакты с прежними союзниками в Азии - КНДР, Монголией, Йеменом, Сирией, Ираком.

С распадом СССР главной задачей, стоявшей перед лиде­рами и народами бывших союзных республик, стало предот­вращение вооруженного конфликта из-за территориальных и иных противоречий. Печальный опыт Югославии, где распад единого государства сопровождался многолетней гражданской войной, был серьезным предостережением. Руководство Рос­сии сумело избежать двух возможных крайностей в этом во-

просе - попыток силой восстановить союзное государство и полного самоустранения от проблем бывшего Союза. Пона­чалу все руководители бывших республик СССР старались дистанцироваться от России. Но продолжалось это недолго. В странах СНГ нашлось немало проблем, в решении которых они рассчитывали на помощь. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикиста­не, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии. В 1992 г. 6 стран СНГ (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасно­сти. В Грузии, Таджикистане, Армении были на основе дву­сторонних договоров созданы российские военные базы. Менее эффективным оказалось экономическое сотрудничество. Доволь­но быстро рассеялось мнение о том, что бывшие союзные респуб­лики «кормят Россию». Оказавшись одИ1i на один со своими эко­номическими трудностями, они впервые остро ощутили нехватку российских энергоносителеЙ. Переход на мировые цены привел к сокращению объемов поставок нефти и газа из России. В то же время сокращение посевов хлопка в Узбекистане парализовало российскую текстильную промышленность. Трения в отношениях России с рядом стран СНГ вызвали у некоторых соседей попытку использовать эту ситуацию в своих целях. Так, для транспортиров­ки бакинской нефти в Европу под давлением извне предпочтение было отдано не России (что объясняли нестабильностью обста­новки в Чечне), а Грузии и Украине. Сложными бьцIИ российско­украинские отношения. Их омрачали проблемы Крыма и Черно­морского флота. Лишь в 1999 г. обе страны ратифицировали полномасштабный договор, в котором Россия признала принад­лежность Крымского полуострова Украине и согласилась на арен­ду военно-морской базы в Севастополе.

Набирали силу попытки интеграции некоторых стран в рам­ках СНГ. Весной 1996 г. в рамках СНГ было подписано согла­шение о более тесной интеграции четырех его участников ­России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В том же году Рос­сия и Белоруссия объявили о создании Сообщества суверенных государств. В 1997 г. оно трансформировалось в Союз суверен­НbIX республик (ССР). Началось постепенное сближение эконо­мических и политических структур двух стран с целью создания в перспективе единого союзного государства. В Уставе ССР было отмечено, что он открыт и для других стран.

Таким образом, с распадом СССР положение России в ми­ре серьезно осложнил ось. Перед страной вновь встала задача укрепления обороноспособности и отстаивания новой систе­мы национальных интересов.

 


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.