Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Национальная политика и межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 годах



Основные даты и события:1986 г. - начало массовых выступле­ний на национальной почве; 1990 г. - выборы народных де­путатов союзных республик; 1991 г. - принятие деклараций о государственном суверенитете союзных республик, распад СССР.

Исторические деятели:М. С. Горбачев; Б. Н. Ельцин; Л. М. Крав­чук; С. С. Шушкевич; Н. А. Назарбаев.

Основные термины и понятия:федерализм; право наций на само­определение.

Работа с картой:показать границы СССР и союзных республик. План ответа:1) истоки -оживления национального самосозна­ния; 2) межнациональные конфликты; 3) формирование мас­совых национальных движений; 4) выборы 1990 г. в союзных республиках; 5) разработка нового союзного договора; 6) авгу­стовский политический кризис 1991 г. и его последствия для союзного государства; 7) распад СССР: причины и последст­вия; 8) образование СНГ.

Материал к ответу:Демократизация общественной жизни не могла не коснуться сферы межнациональных отношений. Года­ми копившиеся проблемы, которых власти долго старались не замечать, проявились в резких формах сразу, как только пове­яло свободой. Первые открытые массовые выступления нача­лись в знак несогласия с сокращавшимся из года в год числом

национальных школ и стремлением расширить сферу примене­ния русского языка. Попытки Горбачева контролировать наци­ональные власти вызвали еще более активные протесты в ряде республик. В декабре 1986 Г., в знак протеста против назначе­ния первым секретарем ЦКкомпартии Казахстана вместо Д. А. Кунаева - русского Г. В. Колбина, в Алма-Ате состоялись многотысячные демонстрации, перешедшие в беспорядки. Рас­следование злоупотреблений властью, имевших место в Узбе­кистане, вызвало массовое недовольство в этой республике. Еще более активно, чем в прежние годы, звучали требования о воссоздании автономии крымских татар, немцев Поволжья.

Зоной самых острых межнациональных конфликтов стало Закавказье. В 1987 г. в Нагорном Карабахе (Азербайджанской ССР) начались массовые волнения армян, составлявших боль­шинство населения этой автономной области. Они требовали передачи территории НКАОв состав Армянской ССР. Обеща­ние союзных властей «рассмотреть» карабахский вопрос было воспринято как согласие с требованием армянской стороны. Это привело к погромам армянских семей в Сумгаите (АзССР). Характерно, что партийный аппарат обеих республик не толь­ко не препятствовал межнациональному конфликту, но и сам активно участвовал в создании национальных движений. Гор­бачев отдал приказ ввести в Сумгаит войска и объявить комен­дантский час. Таких мер СССР еще не знал.

На фоне карабахского конфликта и бессилия союзных вла­стей в мае 1988 г. были созданы народные фронты в Латвии, . Литве, Эстонии. Если вначале они выступали «в поддержку перестройки», то уже через несколько месяцев объявили конеч­ной целью выход из состава СССР. Наиболее массовой и ра­дикальной из этих организаций стал «Саюдис» (Литва). Вскоре верховные советы Прибалтийских республик приняли решение о про возглашении национальных языков государственными и лишении русского языка этого статуса. Требование о введе­нии родного языка в государственных и учебных заведениях звучало на Украине, в Белоруссии, Молдавии.

В Закавказ~ обострились межнациональные отношения не только ме)fЩУ республиками, но и внутри них (между грузинами и абхазами, грузинами и осетинами и др.). В Среднеазиатских республиках впервые за многие годы возникла угроза проникно­вения исламского фундаментализма. В Якутии, Татарии, Башки­рии набирали силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных. Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, дела­ли особый упор на то, что их республики и народы «кормят Рос-

сию» И союзный центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их про­цветание может быть обеспечено лишь в резулылате выхода из состава СССР. для партийной верхушки республик создавалась исключительная возможность обеспечить себе быструю карьеру и благосостояние.· «Команда Горбачева» оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила и опаздывала с принятием решений. Ситуа­ция постепенно начинала выходить из-под контроля.

Обстановка еще более о()ложнилась после проведения в на­чале 1990 г. выборов в союзных республиках на основе нового избирательного закона. Почти везде победу одержали лидеры на­циональных движений. Партийное руководство республик пред­почло поддержать их, рассчитывая остаться у власти. Начался «парад суверенитетов»: 9 марта декларацию о суверенитете при­нял Верховный Совет Грузии, 11 марта - Литвы, 30 марта ­Эстонии, 4 мая - Латвии, 12 июня - РСФСР, 20 июня - Уз­бекистана, 23 июня - Молдавии, 16 июля - Украины, 27 ию­ля - Белоруссии. Реакция Горбачева поначалу была резкой. В отношении Литвы, например, были приняты экономические санкции. Однако с помощью Запада Литва сумела выстоять. В условиях разлада между центром и республиками в роли ар­битров попытались выступить лидеры западных стран - ClllA, ФРГ, Франции. Все это заставило Горбачева с большим опозда­нием объявить о начале разработки нового союзного договора.

Эта работа началась летом 1990 г. Против пересмотра основ Союзного договора 1922 г. выступили большинство членов По­литбюро и руководства Верховного Совета СССР. Горбачев начал бороться против них с помощью избранного Председателем Вер­ховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина и руководителей других союзных республик. Главной идеей, заложенной в проект доку­мента, была идея широких прав союзных республик, прежде всего в экономической сфере (а позже - их экономического су­веренитета). Однако вскоре выяснилось, что Горбачев не готов пойти на это. С конца 1990 г. союзные республики, обладавшие ~перь большой самостоятельностью, заключили серию двусто­ронних соглашений в области экономики.

Тем временем резко осложнилась ситуация в Литве, где Верховный Совет один за другим принимал законы, оформ­лявшие на деле суверенитет республики. В январе 1991 г. Гор­бачев в улылимативной форме потребовал от Верховного Сове­та Литвы восстановить в полном объеме действие Конституции СССР, а после отказа - ввел в республику дополнительные воинские формирования. Это вызвало стычки армии с населе-

нием в Вильнюсе, в резулылате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс по всей стране, еще раз скомпрометировав союзный центр.

17 марта 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. 76% населения огромной страны высказались за сохранение единого государства. Летом 1991 г. состоялись первые в исто­рии России выборы президента. В ходе избирательной кампа­нии ведущий кандидат от «демократов» Ельцин активно разы­грывал «национальную карту», предлагая региональным лидерам России брать суверенитета столько, сколько они «смо­гут съесть». Это во многом обеспечило ему победу на выборах. Позиции Горбачева еще более ослабли. Нараставшие экономи­ческие сложности требовали ускорить разработку нового союз­ного договора. В этом теперь уже в первую очередь было заин­тересовано союзное руководство. Летом Горбачев согласился на все условия и требования, предъявленные союзными рес­публиками. По проекту нового договора СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, в состав которо­го на равных условиях входили бы как бывшие союзные, так и автономные республики. По форме объединения это была скорее конфедерация. Предполагалось и формирование новых союзных органов власти. Подписание договора было назначе­но на 20 августа 1991 года.

Часть высших руководителей СССР восприняла подготов­ку подписания нового союзного договора как угрозу сущест­вованию единого государства и попыталась ее предотвратить. В отсутствие Горбачева в Москве, в ночь на 19 августа, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положе­нию (ГКЧП), который возглавил вице-президент Г. И. Янаев. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное поло­жение; объявил расформированными структуры власти, дейст­вовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятель­ность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Утром 19 августа руковод­ство РСФСР выступило с обращением к гражданам республики, в котором расценило действия ГКЧП как государствеЮIЫЙ пере­ворот и объявило их незаконными. По призыву президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг зда­ния Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм вой­сками. 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. В тот же день президент СССР Горбачев возвратился из Крыма в Москву, а члены ГКЧП были арестованы.

Попытка членов ГКЧПвоспрепятствовать распаду СССР при­вела к противоположному резулылату. 21 aBrycтa о своей незави­симости объявили Латвия ff Эстония, 24 aBrycтa - Украина, 25 aBrycтa - Белоруссия, 27 aBrycтa - МOJщавия, 30 aBrycTa - Азер­байджан, 31 aBrycтa - Узбекистан и Киргизия, 9 сентября - Та­джикистан, 23 сентября - Армения, 27 октября - Туркмения. Центральная власть была скомпрометирована. Теперь уже речь могла идти лишь о создании конфедерации. 5 сентября V Вне­очередной съезд народных депутатов СССР фактически заявил о самороспуске и передаче властных полномочий Государствен­ному Совету СССР в составе руководителей республик. Горба­чев как глава единого государства оказался лишним. 6 сентября Госсовет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эс­тонии. Это было началом реального распада СССР. 8 декабря в Беловежской пуще (Белоруссия) собрались Президент Рос­сии Б. Н. Ельцин, Председатель Верховного Совета Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич. Они объявили о денонсировании Союзного дого­вора 1922 г. и прекращении существования СССР. Вместо него создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ), объе­динившее первоначально 11 бывших союзных республик (без Прибалтики и Грузии). 27 декабря М. С. Горбачев заявил об от­ставке. СССР прекратил свое существование.

Таким образом, в условиях острого кризиса союзных струк­тур власти инициатива в политическом реформировании стра­ны перешла к республикам. События августа 1991 г. оконча­тельно показали невозможность существования единого союзного государства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.